01 ноября 2002
№ 44 (232)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
      Мужчины о женщинах  

Душа тюрка

Джайли Танико

На днях в Государственном музее искусств имени А. Кастеева завершилась выставка известного казахстанского художника Ахмета Ахата, и почти сразу часть экспозиции отправилась в культурно-образовательный центр фонда образования Нурсултана Назарбаева

Мы встретились в его уютной галерее “Орхон”.
Мощная энергия, творческая, созидательная. И некая недосказанность.
Это темпераментный человек. Когда что-то выходит не так, нарушая задумки художника, он разрывает надвое огромные холсты, отбрасывая в стороны уже ненужные листы, и снова нетерпеливо принимается за работу...
Гобелен, масло, графика... Черно-белые миниатюры в технике офорта напоминают иллюстрации к сказкам “Тысяча и одна ночь”. В графически точных работах течет размеренная жизнь, как в строчках Инайят Хан: “Я сижу спокойно у озера своего сердца, созерцая в нем Твое отражение”.

В этом его Созерцательный Восток. Но там, где обнаженные тела сливаются в целомудренных движениях, там, где чувствуются египетская стилистика и знойные кипчакские степи, начинается другой мир. Его Чувственный Восток.
- Ахмет, вы помните, пару лет назад мы проводили конкурс среди наших читателей, которые должны были угадать, кто из известных людей нарисовал тот или иной образ женщины.
Что удивительно, на вашем рисунке был не силуэт женщины, как у многих, а сердце, в центре которого проглядывал глаз...

- Вы правильно заметили, я часто использую изображение человеческого глаза. В древнеиндийской философии много говорится о глазе. Вспомните Шиву, третий глаз...
- ...глаз, который обращен на созерцание самого себя...
- Да. Я много занимался этой тематикой и теперь использую этот символ в графике... Через третий глаз видят ауру человека и не только.
- Однако, мне кажется, любой творческий человек, у которого хорошо развита интуиция, видит ауру другого человека...
- Действительно, это отчасти так. Творческие натуры очень чувствительны и более тонко понимают другого человека.
- Вы часто используете однажды удачно найденный образ... Чувствуется некая параллель между последним вашим монопринтом “Любовь” и тем “конкурсным” рисунком. Тема любви, мне кажется, занимает одно из основных мест в вашем творчестве?
- Одно из основных, вы правильно заметили. Но акцент я ставлю на графике.
Мой невысказанный крик, моя душевная нежность - все это проявляется в работах на тему любви...


- Как вы считаете, форма брака устарела? Или вам уютно в семье, и это наиболее комфортный образ жизни?

- Конечно, для творческого человека, если учесть свободную форму брака, когда супруги живут в разных квартирах, эта форма наиболее приемлема, встречи слаще...
Но я рано женился, много сил отдал семье, хотя за это время мог многое написать, но, с другой стороны, мне комфортно в семье, и я не жалею о прожитых годах...
- Вы согласны с высказыванием, что быт губит любовь?
- В какой-то мере, да. Быт, как саранча, съедает все...
- Вам не кажется, что в исламе разделение дома на мужскую и женскую части - это идеальное планирование территории внутри семьи?
- Думаю, да.
- Вы восточный мужчина?
- Да. Восточный мужчина до мозга костей.
- Тогда вы, наверное, относитесь положительно к тому, что мусульманину можно иметь четыре жены...
- Нормально.
- Ваша супруга, думаете, дала бы на это согласие? Или это дополнительные проблемы, или наши женщины не умеют ладить друг с другом...
- Моя жена была бы против...
- Вы могли бы себя назвать человеком мира, человеком, который религиозен, но не относится ни к одной конфессии?
- Я религиозный человек, мусульманин.
- Тогда какой образ вам больше импонирует: женщина, одетая в чадру, хотя где-то это неправильно, или образ современной женщины...
- Естественно, больше привлекательна вторая...
- Какой тип красоты вам больше нравится?
- Каждая женщина красива по-своему. Я воспеваю женскую красоту вообще...
- Сейчас вы работаете в авангардном стиле. Но раньше приходилось ли вам рисовать портреты женщин?
- Конечно... Но кого - не скажу, пусть это останется моей тайной.
- Ваши дальнейшие планы?
- Совершенству нет предела. К своему юбилею я хочу открыть грандиозную выставку, в которой бы сочетались видеоарт, инсталляции, живопись, перфомансы...
- Вы энергичны, как раньше? Или время все же накладывает свой отпечаток?
- Время, несомненно, накладывает свой отпечаток. Время забирает свое.
И чем старше я становлюсь, тем мне хочется успеть как можно больше сделать...
Столь постоянное обращение к теме наскальных рисунков урочища Тамгалы - что это? Желание постичь неизменные космические законы, или это своеобразный способ медитации, а, возможно, Ахмет Ахат остается верным поклонником древнегреческого философа Гераклита Эфесского, утверждавшего, “что все сущее есть борьба”?
Обладая большими знаниями о графике и ее техниках, Ахмет Ахат в последние годы работает в технике “монотипия”.
Это удивительные полотна - последние три работы, выполненные в этой технике. Они необычны по содержанию, и немного отличаются от той постоянной стилистики, которая встречается во всех его картинах. Нежные пастельные тона. Их можно было назвать триптихом, если бы они не смотрелись по отдельности настолько самодостаточно.

Досье НП:

Ахмет Ахат родился в 1954 году в Кульдже (Инин, Китай).
В 1974 году окончил Алма-атинский педагогический институт, художественно-графический факультет. С 1980 года принят в Союз художников СССР, участник многих международных выставок. Его произведения хранятся в государственных музеях, частных коллекциях Казахстана, России, США, Германии, Турции, Франции, Италии.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп