Немецкая машина
Андрей Губенко
Прошло то время, когда актуален был советский
рекламный слоган “Летайте самолетами “Аэрофлота”. К слову,
других-то тогда и не было. Сейчас отправляющемуся в воздушный
вояж гражданину есть из чего выбирать: к услугам казахстанцев
сразу несколько отечественных и зарубежных авиаперевозчиков.
У каждого имеются свои сильные и слабые стороны, но сегодняшний
наш рассказ - об одной из крупнейших мировых авиакомпаний
- “Люфтганзе”.
Нынешней осенью исполняется десять лет, как компания пришла,
а вернее, прилетела в Казахстан. 1 ноября 1992 года в алматинском
аэропорту приземлился самолет немецкой авиакомпании, совершивший
первый рейс из Франкфурта-на-Майне, связав напрямую Европу
и Семиречье. А на прошлой неделе “Люфтганза” повезла группу
казахстанских журналистов в обратном направлении с почетной,
в общем-то, миссией: рассказать широкому кругу потенциальных
пассажиров, а что это, собственно, такое - летать
Земля
Наверное, нет лучшего символа современной транснациональной
корпорации, чем крупная международная авиакомпания. Нигде
не чувствуешь так отчетливо, как сморщился, стал маленьким
и доступным мир, как в аэропорту глобального масштаба, таком
как, например, во Франкфурте. Впрочем, на планете сейчас довольно
построено модернистских вавилонов, где смешались языки и народы,
где экзотика стала рутиной, а чудесное перемещение в какой-нибудь
райский уголок лишь вопрос времени и денег.
“Люфтганза”, однако, для ознакомления журналистов с подобного
рода объектами выбрала аэропорт Франкфурта, или, как его здесь
называют, Фрапорт. В первую очередь, конечно, потому, что
именно он - базовый аэропорт “Люфтганзы” и тут расположена
штаб-квартира компании. Но не только.
Больше всего летают и возят воздухом, разумеется, в Штатах,
где находится первая пятерка крупнейших аэропортов планеты.
За ними следуют лондонский Хитроу и Фрапорт: первый - самый
большой в Европе по объему пассажирских перевозок, второй
- лидирует по грузовым.
Фрапорт - вообще эдакий город-спутник Франкфурта с “населением”
в 30 тысяч служащих, который ежегодно посещают около 50 миллионов
пассажиров (из них половина использует его для транзита).
Так, в прошлом году аэропорт обслужил 48,6 миллиона пассажиров
(7-е место в мире) и обработал почти полтора миллиона тонн
грузов (9-е место в мире). Самолеты над тремя взлетно-посадочными
полосами в часы пик кружатся как осы над пастилой: полмиллиона
взлетов и посадок в год, 1250 - в день, то есть практически
каждую минуту.
Впрочем, один международный транспортный узел “Люфтганзу”
уже перестал устраивать. Сегодня компания участвует в строительстве
второго терминала аэропорта Мюнхена (совокупные инвестиции
в проект составляют 1,3 миллиарда евро), что является прецедентом
для отрасли. После завершения проекта мюнхенский аэропорт
сравняется по величине и объемам с франкфуртским. “Люфтганза”
тем самым следует по пути, уже опробованном в США, создавая
воздушную коммуникационную систему, основанную как минимум
на двух крупных транспортных узлах, и освобождаясь от исторически
сложившейся привязанности к одному единственному месту, в
отличие от, например, Лондона или Парижа.
Воздух
Мечта, наверное, каждого пассажира - побывать на время летчиком.
Во Фрапорте мне и моим коллегам представилась такая возможность.
Под руководством бывших асов каждый из нас совершил тренировочный
полет на самолете “Боинг-707”, после чего получил удостоверяющий
в том диплом. Оговорюсь, правда, что полет совершался... на
тренажере (где пилоты “Люфтганзы” отрабатывают поведение при
внештатных ситуациях). Впрочем, симулятор не только точь-в-точь
повторял кабину лайнера, а компьютерный муляж - воздушные
окрестности и ВПП Фрапорта; идентичными настоящим были физические
нагрузки и ощущения, да что там, натуральным был даже легкий
мандраж перед взлетом.
Летчик высоко летает, много денег получает. Пилоты “Люфтганзы”
ранжируются не по классу, как у нас, а по величине самолета,
которым им доверяют управлять. Сначала надо закончить летную
школу (3 года), затем поупражняться в полетах без пассажиров
на полигоне в Аризоне, США (полгода), после чего начинающего
летчика берут в качестве второго пилота на самый маленький
самолет (зарплата до 3 тысяч евро). Через какое-то время он
дослуживается до капитана этого воздушного судна. Переход
на управление самолетом побольше, а значит, и повыше классом,
сопряжен с переводом опять на позицию второго пилота. И так
далее, пока человек не станет капитаном самого большого и
крутого современного лайнера - “Боинга-747”. Это предел мечтаний
и зарплата около 12 тысяч евро (для сравнения, доход официанта
- полторы тысячи евро, что для Германии неплохо).
Пилоты - знаковое подразделение всякой авиакомпании, но, разумеется,
они лишь часть 70-тысячного коллектива “Люфтганзы”, который
включает стюардов и стюардесс, диспетчеров, механиков, разного
рода менеджеров и служащих, вплоть до так называемых “небесных
маршалов” - сотрудников спецслужб, обеспечивающих безопасность
на потенциально проблемных маршрутах (институт введен после
11 сентября; “маршалы” путешествуют инкогнито, а список этих
самых “проблемных маршрутов” - секрет).
Еще одна гордость “Люфтганзы” - повара. Кухня на борту самолетов
этой авиакомпании справедливо считается одной из лучших в
мире. А блюда, которые подаются в первом и бизнес-классе,
могли бы украсить меню самых шикарных ресторанов. Разве что
своего пива на борту не варят. Впрочем, немцы - известные
любители этого напитка - отличились и здесь: в мюнхенском
аэропорту имеется собственная пивоварня “Эйрбро”, производящая
продукт отменного качества.
Все, как и принято в Германии, создает систему, название
которой во многом уже стало нарицательным, символом пунктуальности,
комфорта и надежности. “Люфтганза” - это торговая марка, объединяющая
на самом деле около 350 подразделений по всему миру. Это более
300 самолетов (средний возраст парка - 7,5 лет, один из самых
молодых в мире), выполняющих регулярные рейсы в 327 пунктов
назначения в 89 странах. В дополнение к этому компания заказала
15 новых супераэробусов А380 (которые будут готовы к 2007
году), способных принять до 600 пассажиров и преодолеть в
три посадки земной шар по экватору.
И еще одна красноречивая цифра: каждый день “Люфтганза” перевозит
125 тысяч человек - население среднего европейского города.
Звезды
Как и все авиакомпании, “Люфтганза” значительно претерпела
от кризиса, вызванного в отрасли тем новейшим глобальным феноменом,
который зовется “11 сентября”. Кратко: суммарные потери членов
Международной ассоциации воздушного транспорта (куда входят
практически все крупнейшие авиакомпании мира) составили из-за
последствий терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне порядка 15 миллиардов
долларов. Как это ударило по каждой авиакомпании, можно проследить
на примере “Люфтганзы”. В первые четыре дня воздушное пространство
США было закрыто, из-за чего отменили более 220 рейсов. Затем,
в течение первых месяцев после катастрофы, компания недосчитывалась
около 30 тысяч пассажиров в день (25 процентов обычного объема).
Включая выплату страховок и прочие расходы, потери “Люфтганзы”
превысили 100 миллионов долларов.
Тем не менее компания справилась с ситуацией сравнительно
легко: она не обанкротилась, как, например, швейцарская “Свисс
Эйр”, напротив, 2001 год стал для “Люфтганзы” наиболее финансово
успешным.
А впереди новые горизонты. Еще в 1997 году по инициативе “Люфтганзы”
и американской “Юнайтед Эйрлайнз” был образован “Стар Альянс”,
превратившийся сегодня в крупнейшее в мире объединение авиаперевозчиков,
куда помимо инициаторов вошли еще 12 ведущих авиакомпаний
мира: скандинавская “САС”, канадская “Эйр Канада”, новозеландская
“Эйр Нью Зеланд”, японская “Олл Ниппон Эруэйз”, бразильская
“Вариг”, тайская “Тай Эруэйз”, австрийская “Остриен Эйрлайнз”,
сингапурская “Сингапур Эрлайнз”, мексиканская “Мексикана”
и британская “Бритиш Мидланд”.
Общий парк альянса составляет 2130 самолетов, ежедневно выполняющих
более 11 тысяч рейсов в 684 пункта назначения в 125 странах.
Это значит, что, купив один сквозной билет, вы практически
из любой точки можете добраться также в практически любой
уголок земного шара. При этом альянс придерживается такой
политики, что каждая компания, входящая в него, тем не менее
должна сохранить свою индивидуальность и уникальный стиль
работы.
Что до Казахстана, то “Люфтганза” считает этот регион очень
перспективным. Количество рейсов из Франкфурта в Алматы и
обратно доведено до пяти раз в неделю. В прошлом году компания
перевезла по этому трафику 21,5 тысячи человек. Изрядный процент
среди них составляют казахстанские немцы, выезжающие на ПМЖ
в Германию. Однако региональный менеджер “Люфтганзы” по Казахстану,
Узбекистану и Киргизии Дирк Гроссман не боится, что когда
все эмигранты кончатся, перевозить будет некого. Наоборот,
между уехавшими и оставшимися оживится связь, что, несомненно,
будет способствовать заполнению эконом-класса (иначе называемого
туристическим). Ну а заполнение бизнес-класса в связи с экономическими
перспективами Казахстана тем более не подвергается сомнению.
Кстати, сейчас “Люфтганза” выполняет 103 рейса между Франкфуртом
и Мюнхеном и 12 городами СНГ, из которых почти половина приходится
на Москву. За ней по доходности идет алматинский маршрут,
опережая такие мегаполисы, как Санкт-Петербург и Киев.
Знаменательно то, что руководители “Люфтганзы” рассматривают
свое присутствие в Казахстане и Центральной Азии в контексте
расширения границ Европы. А равно и то, что принято политическое
решение со следующего года увеличить количество рейсов в Алматы
до семи раз в неделю.
И значит, мир подвинется к нам еще чуточку ближе.
Алматы - Франкфурт - Мюнхен - Франкфурт -
Алматы
|