01 ноября 2002
№ 44 (232)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Немецкая машина

Андрей Губенко

Прошло то время, когда актуален был советский рекламный слоган “Летайте самолетами “Аэрофлота”. К слову, других-то тогда и не было. Сейчас отправляющемуся в воздушный вояж гражданину есть из чего выбирать: к услугам казахстанцев сразу несколько отечественных и зарубежных авиаперевозчиков. У каждого имеются свои сильные и слабые стороны, но сегодняшний наш рассказ - об одной из крупнейших мировых авиакомпаний - “Люфтганзе”.
Нынешней осенью исполняется десять лет, как компания пришла, а вернее, прилетела в Казахстан. 1 ноября 1992 года в алматинском аэропорту приземлился самолет немецкой авиакомпании, совершивший первый рейс из Франкфурта-на-Майне, связав напрямую Европу и Семиречье. А на прошлой неделе “Люфтганза” повезла группу казахстанских журналистов в обратном направлении с почетной, в общем-то, миссией: рассказать широкому кругу потенциальных пассажиров, а что это, собственно, такое - летать

Земля
Наверное, нет лучшего символа современной транснациональной корпорации, чем крупная международная авиакомпания. Нигде не чувствуешь так отчетливо, как сморщился, стал маленьким и доступным мир, как в аэропорту глобального масштаба, таком как, например, во Франкфурте. Впрочем, на планете сейчас довольно построено модернистских вавилонов, где смешались языки и народы, где экзотика стала рутиной, а чудесное перемещение в какой-нибудь райский уголок лишь вопрос времени и денег.
“Люфтганза”, однако, для ознакомления журналистов с подобного рода объектами выбрала аэропорт Франкфурта, или, как его здесь называют, Фрапорт. В первую очередь, конечно, потому, что именно он - базовый аэропорт “Люфтганзы” и тут расположена штаб-квартира компании. Но не только.
Больше всего летают и возят воздухом, разумеется, в Штатах, где находится первая пятерка крупнейших аэропортов планеты. За ними следуют лондонский Хитроу и Фрапорт: первый - самый большой в Европе по объему пассажирских перевозок, второй - лидирует по грузовым.
Фрапорт - вообще эдакий город-спутник Франкфурта с “населением” в 30 тысяч служащих, который ежегодно посещают около 50 миллионов пассажиров (из них половина использует его для транзита). Так, в прошлом году аэропорт обслужил 48,6 миллиона пассажиров (7-е место в мире) и обработал почти полтора миллиона тонн грузов (9-е место в мире). Самолеты над тремя взлетно-посадочными полосами в часы пик кружатся как осы над пастилой: полмиллиона взлетов и посадок в год, 1250 - в день, то есть практически каждую минуту.
Впрочем, один международный транспортный узел “Люфтганзу” уже перестал устраивать. Сегодня компания участвует в строительстве второго терминала аэропорта Мюнхена (совокупные инвестиции в проект составляют 1,3 миллиарда евро), что является прецедентом для отрасли. После завершения проекта мюнхенский аэропорт сравняется по величине и объемам с франкфуртским. “Люфтганза” тем самым следует по пути, уже опробованном в США, создавая воздушную коммуникационную систему, основанную как минимум на двух крупных транспортных узлах, и освобождаясь от исторически сложившейся привязанности к одному единственному месту, в отличие от, например, Лондона или Парижа.


Воздух
Мечта, наверное, каждого пассажира - побывать на время летчиком. Во Фрапорте мне и моим коллегам представилась такая возможность. Под руководством бывших асов каждый из нас совершил тренировочный полет на самолете “Боинг-707”, после чего получил удостоверяющий в том диплом. Оговорюсь, правда, что полет совершался... на тренажере (где пилоты “Люфтганзы” отрабатывают поведение при внештатных ситуациях). Впрочем, симулятор не только точь-в-точь повторял кабину лайнера, а компьютерный муляж - воздушные окрестности и ВПП Фрапорта; идентичными настоящим были физические нагрузки и ощущения, да что там, натуральным был даже легкий мандраж перед взлетом.
Летчик высоко летает, много денег получает. Пилоты “Люфтганзы” ранжируются не по классу, как у нас, а по величине самолета, которым им доверяют управлять. Сначала надо закончить летную школу (3 года), затем поупражняться в полетах без пассажиров на полигоне в Аризоне, США (полгода), после чего начинающего летчика берут в качестве второго пилота на самый маленький самолет (зарплата до 3 тысяч евро). Через какое-то время он дослуживается до капитана этого воздушного судна. Переход на управление самолетом побольше, а значит, и повыше классом, сопряжен с переводом опять на позицию второго пилота. И так далее, пока человек не станет капитаном самого большого и крутого современного лайнера - “Боинга-747”. Это предел мечтаний и зарплата около 12 тысяч евро (для сравнения, доход официанта - полторы тысячи евро, что для Германии неплохо).
Пилоты - знаковое подразделение всякой авиакомпании, но, разумеется, они лишь часть 70-тысячного коллектива “Люфтганзы”, который включает стюардов и стюардесс, диспетчеров, механиков, разного рода менеджеров и служащих, вплоть до так называемых “небесных маршалов” - сотрудников спецслужб, обеспечивающих безопасность на потенциально проблемных маршрутах (институт введен после 11 сентября; “маршалы” путешествуют инкогнито, а список этих самых “проблемных маршрутов” - секрет).
Еще одна гордость “Люфтганзы” - повара. Кухня на борту самолетов этой авиакомпании справедливо считается одной из лучших в мире. А блюда, которые подаются в первом и бизнес-классе, могли бы украсить меню самых шикарных ресторанов. Разве что своего пива на борту не варят. Впрочем, немцы - известные любители этого напитка - отличились и здесь: в мюнхенском аэропорту имеется собственная пивоварня “Эйрбро”, производящая продукт отменного качества.


Все, как и принято в Германии, создает систему, название которой во многом уже стало нарицательным, символом пунктуальности, комфорта и надежности. “Люфтганза” - это торговая марка, объединяющая на самом деле около 350 подразделений по всему миру. Это более 300 самолетов (средний возраст парка - 7,5 лет, один из самых молодых в мире), выполняющих регулярные рейсы в 327 пунктов назначения в 89 странах. В дополнение к этому компания заказала 15 новых супераэробусов А380 (которые будут готовы к 2007 году), способных принять до 600 пассажиров и преодолеть в три посадки земной шар по экватору.
И еще одна красноречивая цифра: каждый день “Люфтганза” перевозит 125 тысяч человек - население среднего европейского города.
Звезды
Как и все авиакомпании, “Люфтганза” значительно претерпела от кризиса, вызванного в отрасли тем новейшим глобальным феноменом, который зовется “11 сентября”. Кратко: суммарные потери членов Международной ассоциации воздушного транспорта (куда входят практически все крупнейшие авиакомпании мира) составили из-за последствий терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне порядка 15 миллиардов долларов. Как это ударило по каждой авиакомпании, можно проследить на примере “Люфтганзы”. В первые четыре дня воздушное пространство США было закрыто, из-за чего отменили более 220 рейсов. Затем, в течение первых месяцев после катастрофы, компания недосчитывалась около 30 тысяч пассажиров в день (25 процентов обычного объема). Включая выплату страховок и прочие расходы, потери “Люфтганзы” превысили 100 миллионов долларов.
Тем не менее компания справилась с ситуацией сравнительно легко: она не обанкротилась, как, например, швейцарская “Свисс Эйр”, напротив, 2001 год стал для “Люфтганзы” наиболее финансово успешным.
А впереди новые горизонты. Еще в 1997 году по инициативе “Люфтганзы” и американской “Юнайтед Эйрлайнз” был образован “Стар Альянс”, превратившийся сегодня в крупнейшее в мире объединение авиаперевозчиков, куда помимо инициаторов вошли еще 12 ведущих авиакомпаний мира: скандинавская “САС”, канадская “Эйр Канада”, новозеландская “Эйр Нью Зеланд”, японская “Олл Ниппон Эруэйз”, бразильская “Вариг”, тайская “Тай Эруэйз”, австрийская “Остриен Эйрлайнз”, сингапурская “Сингапур Эрлайнз”, мексиканская “Мексикана” и британская “Бритиш Мидланд”.
Общий парк альянса составляет 2130 самолетов, ежедневно выполняющих более 11 тысяч рейсов в 684 пункта назначения в 125 странах. Это значит, что, купив один сквозной билет, вы практически из любой точки можете добраться также в практически любой уголок земного шара. При этом альянс придерживается такой политики, что каждая компания, входящая в него, тем не менее должна сохранить свою индивидуальность и уникальный стиль работы.
Что до Казахстана, то “Люфтганза” считает этот регион очень перспективным. Количество рейсов из Франкфурта в Алматы и обратно доведено до пяти раз в неделю. В прошлом году компания перевезла по этому трафику 21,5 тысячи человек. Изрядный процент среди них составляют казахстанские немцы, выезжающие на ПМЖ в Германию. Однако региональный менеджер “Люфтганзы” по Казахстану, Узбекистану и Киргизии Дирк Гроссман не боится, что когда все эмигранты кончатся, перевозить будет некого. Наоборот, между уехавшими и оставшимися оживится связь, что, несомненно, будет способствовать заполнению эконом-класса (иначе называемого туристическим). Ну а заполнение бизнес-класса в связи с экономическими перспективами Казахстана тем более не подвергается сомнению.
Кстати, сейчас “Люфтганза” выполняет 103 рейса между Франкфуртом и Мюнхеном и 12 городами СНГ, из которых почти половина приходится на Москву. За ней по доходности идет алматинский маршрут, опережая такие мегаполисы, как Санкт-Петербург и Киев.
Знаменательно то, что руководители “Люфтганзы” рассматривают свое присутствие в Казахстане и Центральной Азии в контексте расширения границ Европы. А равно и то, что принято политическое решение со следующего года увеличить количество рейсов в Алматы до семи раз в неделю.
И значит, мир подвинется к нам еще чуточку ближе.

Алматы - Франкфурт - Мюнхен - Франкфурт - Алматы
Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп