01 ноября 2002
№ 44 (232)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

КАЛИНИНГРАД. ДЫРА. ОСОБАЯ ЗОНА. ЕВРОРЕГИОН

Владимир Литвинов

События вокруг Калининградской области имеют отношение к Казахстану не только потому, что там, как известно, живет большое количество бывших граждан Казахстана, а еще и потому, о чем знают немногие. Там начинается передел евразийских транспортных потоков, проектируются и развиваются новые путепроводы и порты. При определенной активности Казахстан мог бы получить лакомые куски в транспортных проектах, через участие в международных консорциумах прорубить окно в Европу, обеспечить себе гарантированный сбыт углеводородов и других продуктов экспорта. Не секрет, что через Калининградский морской порт стремится пробиться на Балтику Белоруссия. Калининград медленно, но верно дрейфует к статусу свободного города, довольно распространенной практике в истории городов Балтии.
А вот что будет с Калининградом с приближением ЕС к его границам - это еще вопрос вопросов. То, как этот вопрос утрясется, важно не только для России - это хорошо понимают в Европе. Это только на первый взгляд ситуация уникальная, а вот на второй - имеет глобальное геополитическое и экономическое значение для новейшей истории как практика решения сложных межгосударственных проблем. И конечно, на разных уровнях выглядит калининградская ситуация по-разному. Есть эмоциональная, жизненная точка зрения, а есть и межгосударственная. Наши корреспонденты попытались совместить обе

На днях в областной центр приехали сразу 13 представителей посольств стран - членов ЕС и Еврокомиссии, посетили морской торговый порт и пограничный переход. Еще с весны нескончаемым косяком летят сюда российские чиновники высшего ранга. На этой волне местным властям какие-то вопросы, ждавшие своего часа годами, все-таки удается решать.
Государственный секретарь союзного государства Павел Бородин, побывав в Калининграде, заявил: “Мы отчетливо понимаем, что Калининград сегодня - уникально расположенная территория, и в самое ближайшее время его географические преимущества будут востребованы”.
Кто не успел, тот опоздал. Пал Палыч поспешил рассмотреть с губернатором несколько инвестиционных проектов в интересах Союза, в том числе транспортный, и участие в гостиничном бизнесе.
Не дожидаясь решения по калининградскому вопросу, территорию начинают рвать на части.
Областные чиновники высшего ранга пытаются кулуарно “прихватизировать” в интересах третьих лиц приграничную с Польшей территорию, Балтийскую косу, в перспективе - шикарные курорты. Чистейшие песчаные пляжи, теплый залив с одной стороны, освежающие воды Балтики с другой, посередине - реликтовые леса привлекают авантюристов разного масштаба. Журналистам местной прессы попали документы о подготовленной сделке с некоей московской “Лигой защиты животных”, о передаче ей 2522 гектаров заповедных угодий, а сотка земли здесь стоит 5 тысяч долларов. Таким образом, цена вопроса - один миллиард 26 миллионов долларов.
На Курской косе - второй жемчужине российской Балтики - исчезла из свободной продажи недвижимость, сетуют риэлтеры: чиновники втихаря толкают участки состоятельным москвичам. Уже засветились довольно известные люди. На недвижимость цены заметно подросли и в областном центре и наконец-то вплотную приблизились к докризисным.
В этом году в городе строительный бум, подъемные краны расписаны на месяц вперед, дефицит стройматериалов - не успевают подвозить по баснословным ценам. Один силикатный блок-кирпич стоит в магазине до двух долларов. Тем не менее за нынешние полгода построено столько же, сколько за весь прошлый год. У городской архитектуры разработаны проекты строительства еще 13 микрорайонов.
После войны в этом городе сохранившиеся дома можно было пересчитать по пальцам, эшелонами каленый немецкий кирпич вывозился на восстановление Ленинграда и других городов. До 90-х годов Калининград был в полном запустении. Ныне экономика на подъеме, даже на селе. По основным сельхозпоказателям этого года область - третья по России. По мнению спикера Государственной думы Геннадия Селезнева, особенность Калининграда заключается еще и в том, что здесь самый быстрый оборот денег. Сейчас здесь собирают БМВ, “Спорт тейдж”, “КИА”. Мэр Москвы Юрий Лужков решил закупить калининградские авто для столичного автопарка, намерен хорошо вложиться в восстановление королевского замка, разрушенного в войну. Благо опыт восстановления наработан на храме Христа Спасителя.
Из крупных международных проектов, пожалуй, стоит назвать еще программу “2К” по объединению перевалки грузов двумя портами Калининграда и литовской Клайпеды как единым портом, с едиными тарифами и согласованным графиком работ, которая проходит стадию согласования. Литва от транзита российских грузов уже сегодня имеет 25 процентов поступления в бюджет.
Есть еще одна международная “программа”, о которой нельзя не упомянуть, говоря о Калининграде, - это все, что связано с калининградским месторождением янтаря. Польский экспорт ювелирных изделий из калининградского контрабандного янтаря достиг 300 миллионов долларов в год. Из самого Калининграда экспортируется только на 1 миллион.
Губернатор области Владимир Егоров на заседании выездной сессии ФСБ заявил, что незаконная добыча янтаря может достигать ежегодно 100 тонн. Ежедневно из Калининграда янтарь за рубеж просачивается до одной тонны янтаря. Ювелирные мастерские Польши и Литвы забиты калининградским сырьем на 2 года вперед. Лед тронулся только в последние полгода. По заверению начальника УВД по Калининградской области Сергея Кириченко, из незаконного оборота изъято 75 тонн! Это в десятки раз больше, чем за прошлые годы.
Вот такую пеструю, неоднозначную, но бурную жизнь ведет сегодня самый западный регион России.

ПОЛЬША КАК ОКНО В ЕВРОПУ
Едем в Польшу небольшой делегацией. Бывший казахстанец Анатолий Ерещанко представляет систему ММЦ - Межрегиональный маркетинговый центр “Калининград - Москва” и возглавляет экономическое “щупальце” по программе правительства Москвы. Инициатор и мотор поездки Виктор Кошелев, заместитель главы Балтийского городского округа по делам пространственного планирования и внешним связям - должность весьма актуальная. Председатель комитета по международным и межрегиональным отношениям Калининградской облдумы Владимир Багалин лоббирует интересы области в соседних странах. Пока что попасть за границу легко, ваучер продается в ближайшем кафе, стоит менее доллара. Конечно, разговор все время крутится вокруг взаимоотношений двух стран Польша занимает жесткую политическую позицию по калининградскому вопросу, настаивая на шенгенском режиме, являясь в то же время самым крупным экономическим партнером. Глава польского сейма Логгин Паустяк заявил, что польская сторона намерена развивать торгово-экономические отношения с Калининградом, Он напомнил на встрече с Сергеем Мироновым, спикером совета Федерации, что товарооборот между Польшей и Калининградской областью в 2001 году составил 278 миллионов долларов, в то время как со всей развитой Германией у Польши - всего 264 миллиона. Здесь по этому поводу шутят: Калининград круче Германии.
В “дьюти фри” познакомились с продавщицей с явно восточными чертами лица. Не ошиблись: она из Жамбыла, зовут Гульнара, по фамилии Борисенко. Оказывается, переехала с мужем, говорит, что здесь ей нравится, но скучает по родным местам. Оживление в приграничных делах чувствует явное, торговля - бойкая.
С депутатским мандатом границу преодолеваем быстро, хотя очередь многочасовая. Создают ее мелкие предприниматели, весь товар которых умещается в легковом авто.
Проезжаем мимо польской воинской части. Техника еще российская, а командование уже НАТО. Мы едем через Варминистко-Мазурское в Поморское воеводство. Польша, погрязшая в перманентных кризисах, выглядит намного благополучней Калининграда.
Раньше из Калининграда за рубеж можно было попасть только через Москву. Поэтому дороги на нашем пути еще недавно были совершенно пустынны, без развитой инфраструктуры. Сравниваем. Разница магистралей калининградских и польских потрясающая. У поляков вдоль магистрали сплошные застройки всех видов сервиса, у калининградцев - только самые дальновидные начинают обустраивать бензоколонки, придорожное питание. Хозяин польской придорожной корчмы похвастал, что, расположившись у магистрали, он обеспечил безбедное существование своим внукам.
Делаем крюк, чтобы проехать по “ берлинке”, бетонной магистрали, построенной Гитлером. Она упирается в калининградскую границу, дальше дорога не была спланирована. “Посмотрите, бетонка прекрасно сохранилась без ремонта, - говорит Виктор Кошелев, - над ней сделаны виадуками перекрестки дорог, которые сейчас пока ведут в никуда. Гитлер словно предвидел, что здесь будет развиваться инфраструктура: перекрестки нависают над автобаном, спланированные под будущие деревни и города. Все это теперь будет восстанавливаться Польшей и Россией под Евразийскую магистраль”.
Прообраз ее видим на подъезде к магистрали “Виаскандинавия” - дорога “из варяг в греки” кончается в Афинах на Средиземном море, а начинается здесь от порта города Гдыни, который принимает паромы из Скандинавии. Город вырос в короткое время за счет порта. Здесь колоссальные паромы, терминалы. Развит “уикендовый” туризм. Вместимость парома 1800 человек и 480 автомобилей. Ходят два парома в день, но оба переполнены и нет мест. Доход 100-130 миллионов долларов. Вот перспективы, которые не дают спать калининградским портовикам. Перспективы, которые сейчас начинают приобретать вполне реальные черты.
У нас состоялась встреча у генерального консула РФ в Гданьске Николая Белова. Пока пили чай, подъехал директор представительства правления морского порта Гданьска в Калининграде Здислав Станьковский Здислав считает, что вокруг Калининграда слишком много политики, а нужно дело делать, больше пользы будет всем. Деловому человеку трудно в данном случае возразить. Тем более что прецеденты есть, и серьезные.

ЕВРОРЕГИОН КАК ПРИМЕР ДЛЯ ПОДРАЖАНИЯ
Первый прорыв в интеграции произошел, когда заработали договора Калининграда с городами - побратимами Балтии, заключенные муниципальными образованиями области не ради праздного общения - во главу угла ставилось прагматичное сотрудничество. Динамика этого сотрудничества была столь стремительна, что в1998 году было подписано Соглашение шести сторон о создании Еврорегиона Балтии. Это был первый Еврорегион с участием российской стороны, из 180 существующих в Европе.
Еврорегион Балтии одобрили МИД РФ, правительство. В него вошли три административных района Швеции, район Дании, два воеводства Польши и Ассоциация муниципальных образований Калининградской области. Теперь стратегия развития балтийских стран разрабатывается в одном русле с Европейским Союзом, где Калининград до нового времени оставался белым пятном. В рамках Еврорегиона Балтии рассматриваются, в частности, транспортные сообщения. Например, проектируется дорога от Шотландии до Мурманска. Это будет мощный автобан.
В то время как деловые люди методично развивают бизнес с соседними странами, страсти все больше накаляются в политических кругах. Хватает и сторонников, и противников интеграции. По мнению аналитиков, ЕС “тянет резину” по калининградскому вопросу, пока в НАТО и ЕС не вступят Литва, Латвия, Эстония. Польша уже в НАТО, ждет принятия в ЕС. Торг будет долгим и трудным. Понятно одно - пока идет торг, бизнес не стоит на месте, экономика обгоняет политику. Рано или поздно, с теми или иными потерями и преференциями для сторон, калининградская проблема будет решена в любом случае положительно.
Калининград через Еврорегион Балтии уже наполовину вошел в Европейское сообщество и обречен быть интегрированным полностью. Буквально недавно Еврокомиссия пошла на уступки и согласилась на безвизовый проезд в анклав пассажирам скоростных поездов, следующих через территорию Литвы в Калининград. Процесс пошел.

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп