Голос
Салтанат Исмагулова
Голос Тамары Александровны Костюковой звучал в эфире Казахского
радио с 1959 по 1990 год.
Дикторская
группа в составе Геннадия Марюхина, Ануара Байжанбаева, Якова
Алексинцева, Тамары Свешниковой, Мины Сеитовой, Тамары Аверховой
работала в три смены, озвучивая новости и литературно-музыкальные
программы.
Профессиональные требования были, безусловно, выше нынешних
и включали работу с текстом и со словарем, дабы не допустить
ошибок в произношении (современные ди-джеи шокируют ее слух
пренебрежением к нормам языка и абсолютной незаинтересованностью
текстом).
В прежние времена проводили мастер-классы, организуя приезд
знаменитых дикторов. Бывал в Алма-Ате и Юрий Левитан, и Широких
из Ленинграда. Но главным специалистом в дикторском искусстве
оставался Евгений Федорович Патрушев, главный режиссер Казахского
радио. Обычный экзамен на профессиональную пригодность заключался
в следующем: из большого текста нужно было выбрать самое главное
и пересказать так, чтобы это заинтересовало слушателя.
- Как вы стали диктором?
- По чистой случайности. Я всегда участвовала в самодеятельности:
пела, танцевала, декламировала стихи. После окончания актерской
студии, которой руководил Яков Соломонович Штейн, шесть лет
проработала в Лермонтовском театре, играя характерные роли:
стряпуху, служанку Исабель в “Даме-невидимке”, была занята
в спектакле “Когда цветет акация”. И уволилась в связи с переводом
мужа в Уральск. Но переезд не состоялся. И тут я услышала
по радио объявление, что требуются дикторы...
- Бывали казусы на работе?
- Не без этого. Однажды, когда в эфире мы были с Геннадием
Марюхиным, словно смешинка попала ему в рот (это случилось
по моей вине)... С работы, слава богу, не уволили.
- Вы коренная алматинка?
- Можно и так сказать. Мы переехали из Харькова, кода мне
было пять лет. Город был удивительно зеленый (настоящий яблоневый
сад!), тихий. Неподалеку от нашего дома на углу Виноградова-Красина
жил Левон Исаевич Мирзоян. Мы часто видели его выходящим из
дома без охраны. И жену, направлявшуюся пешком на базар. В
этом ничего необычного не было.
После выхода на пенсию (в эти годы умер и муж Тамары Александровны)
жизненный ритм изменился: взрослый сын, как и внук, в опеке
уже не нуждались. Пришло время строить свою судьбу в новом
качестве рядового пенсионера.
- И тогда вы стали писать стихи, о чем?
- Я отвечу стихами: “Вот и новый век приходит, шлейфом тянутся
невзгоды старого бытия. В такой жизни поневоле невеселая до
боли песнь моя...”
- Звучит очень грустно.
- Послушайте до конца: “Но кощунствовать не надо, видишь облака
парадом, а за ними солнышка лучи. Спой им гимн начала дня,
с благодарностью храня мирные мечты”.
Круг слушателей Тамары Александровны состоит из таких же пенсионерок,
как и она. Это и общие интересы и заботы, на которые она почти
не сетует.
|