РЫЦАРИ РЕСПУБЛИКИ
Восемь граней тайны Махамбета
Арон Атабек
По решению ЮНЕСКО 2003 год объявлен Годом
поэта Махамбета Утемисова (1804-1846)
Только
у кочевников есть феномен поэта-вождя. У оседлых народов поэт
- либо придворный эстет, либо отшельник. Этот феномен - часть
уникального института духовно-физического совершенствования,
который называется по орхонским руническим текстам “ер-серi”.
Казахи говорят о таких людях: “сегiз кырлы бiр сырлы” - “восемь
граней одной тайны”. Ер-сер - это и поэт, и полководец, и
музыкант, и силач, и оратор, и любовник, и охотник и т.д.
- все в одном лице. Жырау - вещий поэт - высшее воплощение
ер-серства. Асан-кайгы, Доспамбет, Казтуган, Бухар... Им приписывались
сверхчеловеческие возможности - видение будущего, реинкарнирование
по собственному желанию и так далее. Эта сакральная рыцарско-поэтическая
традиция воплотилась и в титанической личности Махамбета -
последнего из вещих жырау в истории казахов.
Историю определяют личности. Жангир, последний хан казахов,
представлял собой уникальный для Степи тип “просвещенного
монарха”, в нем парадоксально уживались европейская образованность
(с малых лет воспитывался в доме астраханского губернатора
Андреевского) и исламский прозелитизм (одна из жен - дочь
местного хаджи, другая - из семьи оренбургского муфтия-татарина).
Копируя российскую систему правления, он создал жесткую административную
вертикаль с огромным аппаратом чиновников, священнослужителей,
военных, купцов. Его мечтой было превратить ханскую Орду в
“степной Петербург”. Как и все самодержцы, он не отличал собственный
карман от государственной казны. Он стал первым казахским
банкиром-ростовщиком, ссужая богатым купцам деньги под проценты.
Пастбища незаконно изымались как в пользу царской администрации,
так и приближенных хана. Вчерашние вольные кочевники-богачи
(сама техника кочевания требует избыточного поголовья скота
и сама же обеспечивает этот избыток!), лишенные пастбищ и
водопоев, на глазах превращались в нищих пастухов-жатаков
(буквально “лежащих на земле”). Все это вызвало протест со
стороны народных вождей (биев, батыров, жырау), воспитанных
на традициях общинного землепользования и родового самоуправления
(так называемая “военно-кочевая демократия”!).
В 1836 году в Букеевской Орде (территория между Едилем и Жайиком)
вспыхнуло народное восстание под руководством Исатая и Махамбета.
Исатай, будучи старшиной и бием, тем не менее представлял
по природе своей образ благородного батыра-рыцаря. Махамбет,
чьи стихи были знаменем и духовной основой восстания, без
колебаний передал бразды правления старшему сородичу (оба
из рода Берш). Осенью 1837 года ханская Орда была окружена
2-тысячным ополчением повстанцев. Махамбет требовал штурма
и пленения хана. Но Исатай, обольщенный посулами ханских послов,
согласился на 10-дневную отсрочку. Ясновидение вещего поэта
и благородная доверчивость батыра вступят в конфликт.
Вражда хана и поэта имела древние, хотя и подспудные корни.
В основе ее - сама система престолонаследия в Степи. Начиная
с 6 века высшая власть принадлежала племени Ашина с ее тотемным
и каганским родом Волков (борi или борiчлi). С 13-го века
произошла узурпация трона - отныне только чингизид из рода
Борч-жигин, а не простой вождь из того же рода Борч (Берч,
Берш, Бурч, Бурджи - то есть Волк), мог претендовать на ханский
титул.
Прошли века и века. Великий закон (“Турк Торесi”), по которому
на трон восходила только одна династия “тенгрирожденных каганов”
(выражение орхонских текстов), оказался предан забвению. Он
остался только в загадочных песнях казахских жырау да тайных
записях чингизидов (“Сокровенное сказание” и другие). Но и
хан, и поэт хорошо знали эту историю, ибо сами были жемчужинами
того сакрального ожерелья Высшей Власти, в которой сводилась
воедино государственность номадов Великой Степи. Они олицетворяли
собой начало (поэт - вождь, вещий жырау) и конец (хан - сатрап
метрополии) великой династии и несли в своих генах кармические
долги предков!
На эти древнейшие родосплетения накладывались проекции и относительно
недавних событий. Хан Жангир имел в своем родословии калмыцкие
корни. Об этом, в частности, говорит и его имя: Джангар -
герой богатырского эпоса приволжских калмыков. Кровопролитные
казахско-джунгарские (калмыцкие) войны сформировали устойчивый
образ врага - злого калмыка. И это не прибавляло популярности
Жангиру, “калмыцкому племяннику”.
Есть еще одна, также незаметная на первый взгляд сторона этого
спора. В Степи признавалось лишь генетическое, династийное
право на престол. Казахи говорят: “Кардын басын кар алар,
ханнын басын хан алар” - “Голову снега снимает только снег,
голову хана снимает только хан”. Да, всему миру известны гениальные
управленцы - Бумын, Чингис, Тимур. Но история знает и гениальных
вещих поэтов на ханском троне - Йоллыг-Тегин, Мухаммед-Шейбани,
Бабур.
После многих скитаний и подвигов, гибели Исатая и бегства
из Оренбургской тюрьмы Махамбет вернулся на родину. Восстание
давно кануло в Лету, умер и главный враг (“ата жауы” - “враг
предков”) - Жангир. Поэт жил уединенно и философски-созерцательно.
Но карму не перешагнешь. Родина, как Хронос, пожирает лучших
из своих детей. В ноябре 1846 года Махамбет был убит в собственной
юрте родовыми старейшинами своего же племени. Голову отрубили
и отвезли султану Баймагамбету.
Еще ранее карма настигла и Жангира. В августе 1845 года, в
возрасте 44 лет, он скоропостижно скончался от неизвестной
болезни. Столь же загадочным образом ушли в мир иной и две
жены-мусульманки (матери наследников), и трое старших сыновей.
Был создан опекунский совет - для присмотра за малолетними
принцами. Борьба за освободившийся трон расколола чингизидов.
В итоге власть негласно перешла к царскому генерал-губернатору.
Вскоре ханская власть в Букеевской Орде (последняя на земле
казахов!) была и вовсе упразднена.
Недавно вышел сборник стихов Махамбета в переводе Арона Атабека
(“Махамбет. Олендер. Стихи”. Кенже-пресс. 2002 г.)
Судьба Махамбета Утемисова величественна, трагична
и загадочна. До сих пор личность этого человека, поэта-батыра,
привлекает внимание исследователей разных профессий -
историков, поэтов, политиков. В одном из ближайших номеров
“НП” в полосе “Люди” будет разгадана одна из тайн - загадка
внешности Махамбета Утемисова, множество разноликих портретов
которого тиражируются современными художниками и скульпторами
в преддверии 200-летнего юбилея поэта-бытыра.
По решению ЮНЕСКО осенью следующего года будет отмечаться
200-летие Махамбета Утемисова |
|