РЫЦАРИ РЕСПУБЛИКИ
Оборванные струны
25 октября 2002 года в ознаменование Дня
республики внуки и правнуки установили памятник своему знаменитому
деду - певцу Темирбулату Аргынбаеву.
На
памятнике высечены слова Ахмета Жубанова: “Имя большого певца,
человека яркого дарования, отдавшего весь свой талант развитию
казахского музыкального искусства, Темирбулата Аргинбаева
останется навеки в памяти народа”.
Сейчас среди молодых казахстанских исполнителей очень популярна
песня народного композитора Естая - “Корлан” - с красивой
мелодией, воспевающая красоту девушки. Однако мало кто знает,
что у этого задушевного напева есть второй вариант - более
сложный по исполнению, а потому и более ценный.
Одним из первых и лучших исполнителей этого варианта был певец
и земляк Естая - Темирбулат Аргынбаев. Вот как оценивал Ахмет
Жубанов в книге “Соловьи столетий” исполнение певца: “Казалось,
что песня “Корлан” специально написана для голоса Темирбулата,
низкого густого баритона. Проникновенность, задушевность исполнения
поразили слушателей. Темирбулат сумел, как никто другой, выразить
самые сокровенные думы автора. Голос певца был исключительно
выразителен. Темирбулат тонко передал едва заметные переходы,
колебания, самые нежные оттенки мелодии. Успех был грандиозный”.
Темирбулат Аргынбаев родился в селе Щербакты Бескарагайского
района Павлодарской области. Он с ранних лет увлекся музыкой,
поэтому его отец Аргынбай пригласил к сыну известного в тех
краях певца Акбая, чтобы он научил сына петь. Вскоре о мальчике
заговорили как о талантливом певце и начали приглашать на
песенные состязания и праздники.
Позднее, в 1919-1921 годах, Темирбулат был секретарем и делопроизводителем
уездного следователя в Семипалатинске. В 1923-1925 годах работал
там же в уездных учреждениях, а затем был переведен в Сибирский
краевой комитет. Но где бы он ни находился, где бы ни работал,
он никогда не расставался с песней и домброй. Темирбулат был
больше известен как певец, чем как служащий, выступая на Кояндинской
ярмарке, в Семипалатинске, Каркаралинске, Кереку, Кзыл-Орде,
Сибкрае. Его хорошо знали по совместным выступлениям Иса Байзаков,
Курманбек Жандарбеков, Манарбек Ержанов и Жумат Шанин. По
их рекомендации в 1933 году Темирбулат был приглашен солистом
в музыкальную студию при Казахском драматическом театре, затем
преобразованную в Казахский государственный театр оперы и
балета.
Это было неожиданной радостью, и теперь он, наконец, мог заняться
любимым делом. Долго не раздумывая, Темирбулат с женой и 5-летней
дочерью Камал переехал в Алма-Ату. А уже через год, когда
музыкальный театр открылся постановкой драмы “Айман-Шолпан”,
исполнил одну из главных ролей. Для певца, совершенно не знакомого
со сценической игрой, с музыкальной драмой, участие в такой
сложной постановке было, несомненно, крупной творческой победой.
Таким образом, он стал профессиональным певцом.
Сохранился отзыв ведущих деятелей театра, народных артистов
республики Канабека Байсеитова, Курманбека Жандарбекова и
Манарбека Ержанова, в котором они писали: “За время работы
Т.Аргынбаев показал себя одним из одаренных в вокальном отношении
человеком, исполнял ведущие роли в спектаклях “Кыз Жибек”,
“Жалбыр”, “Айман-Шолпан”.
Темирбулат был одним из первых казахских артистов, песни которого
были записаны на радио, а в период с 1933 по 1936 годы студия
“Грамзаписи” Москвы выпустила несколько пластинок с песнями
в его исполнении. Его ждало большое будущее, однако болезнь
горла временно вывела его из строя.
В 1937 г. Аргынбаев перешел солистом-певцом в филармонию,
и в круг его обязанностей, кроме выступлений на концертах,
входило обучение молодых певцов. Среди его учеников был Рустембек
Омаров, которого он 14-летним мальчишкой привез из своего
родного аула Щербакты. Впоследствии Р.Омаров стал домбристом-виртуозом,
народным артистом КазССР, ведущим солистом оркестра народных
инструментов имени Курмангазы.
В период с 1937 по 1939 гг. Т.Аргынбаев совмещал деятельность
солиста Казахской государственной филармонии имени Джамбула,
одновременно записывая песни на радио. Как и большинство казахских
певцов, его предшественников, Темирбулат посетил Коянды, Каркаралинск,
Кереку (Павлодар), Семипалатинск, выступал с концертами, слушал
других певцов. Из богатого репертуара Темирбулата около 50
песен было записано Александром Затаевичем при составлении
сборника “1000 песен казахского народа”, в числе которых “Корлан”,
“Юран”, “Бурылтай” и многие другие.
В своих воспоминаниях член-корреспондент Национальной академии
наук Республики Казахстан Борис Ерзакович пишет: “Однажды
вечером неожиданно пришел ко мне домой Темирбулат, сильно
исхудалый, бледный и чуть слышным голосом проговорил: “Борис,
прошу, запиши мои песни. Петь я больше никогда не смогу, а
они кому-нибудь пригодятся”. Я, конечно же, согласился, и
мы сразу приступили к записям. Голоса у Темирбулата тогда
уже почти не было. Пел он шепотом, мелодия песен и слова доносились
до меня как бы издалека. Записи производились в небольшие
промежутки времени - по 20-30 минут. Затем Темирбулат немного
отдыхал, пил крепкий чай с молоком, а я в это время наигрывал
сделанную запись. Он внимательно прослушивал, отмечал неточности,
напевая отдельные места, и мы продолжали работу. Так продолжалось
несколько дней кряду, пока не был исчерпан весь его репертуар,
учитывая прежние записи в студии Радиокомитета. Больше мы
не встречались”.
Позднее эти песни и воспоминания о певце вошли в сборник Бориса
Ерзаковича “Антология казахских народных любовных песен”.
Творческая деятельность певца трагически оборвалась в 1939
году. Т.Аргынбаев был внезапно арестован и объявлен “врагом
народа”. Через год после заключения, 25 мая 1940 года, он
умер, оставив 28-летнюю жену Казден и 12-летнюю дочь Камал.
В годы войны их поддерживали артисты оперного театра и филармонии,
в которых Казден работала, вышивая костюмы артистов бисером
и полудрагоценными камнями. Тяготы войны вынудили вернуться
на родину в Павлодарскую область.
Баян Рамазанова,
внучка Темирбулата Аргынбаева
|