Бег с барьерами
Светлана Грибанова
Малому бизнесу у нас везде дорога... с
препятствиями. Объявленная государством поддержка предпринимательству,
ограниченная различными административными препонами, превратилась
в еще один миф постсоветского Казахстана. Ряд законов, регулирующих
сферу малого и среднего бизнеса, противоречит положениям Конституции.
Президент республики Нурсултан Назарбаев дал поручение с 1
января 2003 года провести мониторинг законодательства на соответствие
его основному закону. А предприниматели тем временем, на собственной
шкуре испытывающие несовершенство правового поля, в котором
им приходится работать, думают, как исправить ситуацию
|
Лбом стену не прошибешь
|
На помощь казахстанским бизнесменам пришли, как всегда, старшие
товарищи из США. Американский центр международного частного
бизнеса (СIPE) запустил новую региональную программу, рассчитанную
на все страны Центральной Азии. В октябре прошла серия “круглых
столов”, участники которых обозначили административные барьеры,
мешающие нормальному развитию частного предпринимательства в
Узбекистане, Кыргызстане и, наконец, в Казахстане. Бизнесмены
объединенными усилиями попытались выработать свои собственные
предложения по устранению хотя бы некоторых из препятствий,
воздвигнутых усилиями законодателей и чиновников.
Административные барьеры, по определению специалистов из СIPE,
- это правила, которые устанавливают госорганы и соблюдение
которых является обязательным для каждого участника рынка.
В то же время не каждое правило можно трактовать как барьер,
а лишь те, которые ухудшают предпринимательский климат и создают
почву для коррупции.
Все решает аким
Нет ничего более простого и логичного, чем рыночные законы.
И если законы, созданные чиновниками, запутанны, сложны для
исполнения, нелогичны - они однозначно направлены против рыночной,
либеральной экономики. А стало быть, ведут Казахстан к экономике
плановой (в местном масштабе).
Выглядит это обычно так: местный голова решает, у кого работающим
на его территории производителям товар закупать, кому и почем
продавать, в ответ решает, какими льготами послушного собственника
наградить.
Любая развивающаяся страна встречается с похожими проблемами
в переходный период. С тех пор, как Казахстан взял курс на
построение рыночной экономики, прошло десять лет. Понятно,
что наскоком в рынок не попадешь. Но следует признать, что
стараниями законодателей и чиновников (а у нас зачастую чиновники
и пишут законы) мы идем к рынку окольными путями. Причем пока
это рынок странный, все больше тяготеющий к тотальному контролю
и управлению его субъектами. Поэтому и выживают в этом рынке
проще всего бизнесмены-братишки, бизнесмены-однокашки и прочие
родные и близкие местной и республиканской управы.
И чем сложнее и тяжелее для исполнения закон, тем больше исключений
он, заметим, допускает. А значит, по умолчанию, допускает
право чиновника по своему усмотрению казнить и миловать.
Любопытно, что как только предприниматели адаптируются к законам,
в последних тотчас начинают появляться новшества и изменения.
А о стабильной работе с постоянно меняющимися законами говорить
сложно.
Некоторые законы переработаны уже несколько раз. И все равно
те же кодексы - Таможенный, Налоговый, Административный, по
которым живут и работают предприниматели, не выдержат никакой
критики, если их рассматривать с точки зрения соответствия
рыночным механизмам. Вместо того чтобы дать полную свободу
предпринимателям, перечисленные законы загоняют их в рамки,
как любят говорить сами чиновники, “государственных интересов”.
А ведь государство само призналось, что главный его интерес
- построение развитой рыночной экономики, и малый бизнес,
кстати, один из приоритетов этого направления. А малый бизнес
может успешно работать лишь при условиях незыблемости частной
собственности, совершенно независящей от того, кто сегодня
в правительстве или акимате.
С чего начинается бизнес
Предприниматели немало не затруднились, называя основные препятствия
на пути развития: это барьеры в таможенных и налоговых органах,
сложности с получением банковских кредитов, завышенные ставки
штрафов, предусмотренные Административным кодексом, а также
проблемы промышленного сектора.
Вначале частному предпринимателю необходимо зарегистрироваться
как физическому или юридическому лицу. Вот тут-то и начинаются
те самые барьеры, которые не то что перепрыгнуть, но и переползти
удается немногим. Органы регистрации требуют предоставления
целой кипы документов, по мнению предпринимателей, их количество
неоправданно завышено. К тому же необходимость регистрироваться
сразу в нескольких учреждениях - управлениях юстиции, органах
статистики, налоговых органах - это лишняя трата денег и времени.
Участники “круглого стола” внесли предложение: оформление
регистрации оставить органам юстиции, а те уже должны будут
отправлять информацию в остальные госорганы. Для этого достаточно
наладить межведомственные связи.
Нормативная свобода
Чтобы начать собственное дело, нужны деньги. Даже в такой
бизнес, как “купи-продай”, как его называют в народе, следует
вложить энную сумму. Поэтому проблема кредитования - одна
из важнейших для предпринимателей. Но и здесь нагорожено столько
всего, что получение кредита превращается в еще одно препятствие,
особенно для начинающего бизнесмена из глубинки. Из-за неразвитости
банковской инфраструктуры и невозможности представить документы
заочно предпринимателю приходится ехать в более крупный город,
где действуют филиалы банков. А они зачастую не обладают всей
полнотой полномочий и не могут самостоятельно принимать решение,
например, в оценке бизнес-плана.
Кроме того, по мнению предпринимателей необходимо разрешить
в качестве залога принимать земельный пай. Потому что для
фермеров это единственный способ получить кредит в банке.
Необходимо отрегулировать вопрос с оценкой залогового имущества:
в банке его обычно оценивают раза в два дешевле, чем в БТИ,
да и плата за оценку завышена.
Слишком высокие банковские кредитные ставки (19-22 процента)
и штрафные санкции за невозврат кредита, незащищенность кредитного
договора от изменения кредитной политики банка при смене руководства,
отказ кредитовать начальный бизнес, требование иметь счет
именно в том банке, который выдает кредит - вот еще несколько
претензий предпринимателей к банковскому сектору.
Можно удивляться тому, что, говоря об административных барьерах,
предприниматели столько времени уделили банкам второго уровня,
являющимся частными структурами. А значит в своей деятельности
они должны руководствоваться только экономическими интересами.
Но у нас частные банки свободны лишь в пределах нормативов
Нацбанка и уже давно превратились в один из винтиков государственной
машины.
Маленькие хитрости
Много нареканий высказали участники “круглого стола” и к налоговому
законодательству. Налоговая нагрузка в среднем достигает 51-61
процента, что лишает предприятия малого бизнеса конкурентоспособности
и ведет к сокрытию доходов. Казахстанское законодательство
дает два понятия: субъекты малого бизнеса и субъекты малого
предпринимательства. Разница между ними - в численности персонала:
в первом случае - не более 25 человек, во втором - не более
50 человек. При этом субъекты малого бизнеса имеют более мягкий
налоговый режим по сравнению с субъектами малого предпринимательства.
В результате одно предприятие сегментируется на несколько
более мелких, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым
к субъектам малого бизнеса, и платить более низкие налоги.
Главные законы рыночной экономики - неприкосновенность частной
собственности и экономическая целесообразность. У нас все
делается с точки зрения государственной целесообразности.
В принципе, это тоже неплохо, если бы не одна поправка: каждый
чиновник трактует государственную целесообразность, как ему
самому удобно.
|