25 октября 2002
№ 43 (231)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Бег с барьерами

Светлана Грибанова

Малому бизнесу у нас везде дорога... с препятствиями. Объявленная государством поддержка предпринимательству, ограниченная различными административными препонами, превратилась в еще один миф постсоветского Казахстана. Ряд законов, регулирующих сферу малого и среднего бизнеса, противоречит положениям Конституции. Президент республики Нурсултан Назарбаев дал поручение с 1 января 2003 года провести мониторинг законодательства на соответствие его основному закону. А предприниматели тем временем, на собственной шкуре испытывающие несовершенство правового поля, в котором им приходится работать, думают, как исправить ситуацию

Лбом стену не прошибешь
На помощь казахстанским бизнесменам пришли, как всегда, старшие товарищи из США. Американский центр международного частного бизнеса (СIPE) запустил новую региональную программу, рассчитанную на все страны Центральной Азии. В октябре прошла серия “круглых столов”, участники которых обозначили административные барьеры, мешающие нормальному развитию частного предпринимательства в Узбекистане, Кыргызстане и, наконец, в Казахстане. Бизнесмены объединенными усилиями попытались выработать свои собственные предложения по устранению хотя бы некоторых из препятствий, воздвигнутых усилиями законодателей и чиновников.
Административные барьеры, по определению специалистов из СIPE, - это правила, которые устанавливают госорганы и соблюдение которых является обязательным для каждого участника рынка.
В то же время не каждое правило можно трактовать как барьер, а лишь те, которые ухудшают предпринимательский климат и создают почву для коррупции.

Все решает аким
Нет ничего более простого и логичного, чем рыночные законы. И если законы, созданные чиновниками, запутанны, сложны для исполнения, нелогичны - они однозначно направлены против рыночной, либеральной экономики. А стало быть, ведут Казахстан к экономике плановой (в местном масштабе).
Выглядит это обычно так: местный голова решает, у кого работающим на его территории производителям товар закупать, кому и почем продавать, в ответ решает, какими льготами послушного собственника наградить.
Любая развивающаяся страна встречается с похожими проблемами в переходный период. С тех пор, как Казахстан взял курс на построение рыночной экономики, прошло десять лет. Понятно, что наскоком в рынок не попадешь. Но следует признать, что стараниями законодателей и чиновников (а у нас зачастую чиновники и пишут законы) мы идем к рынку окольными путями. Причем пока это рынок странный, все больше тяготеющий к тотальному контролю и управлению его субъектами. Поэтому и выживают в этом рынке проще всего бизнесмены-братишки, бизнесмены-однокашки и прочие родные и близкие местной и республиканской управы.
И чем сложнее и тяжелее для исполнения закон, тем больше исключений он, заметим, допускает. А значит, по умолчанию, допускает право чиновника по своему усмотрению казнить и миловать.
Любопытно, что как только предприниматели адаптируются к законам, в последних тотчас начинают появляться новшества и изменения. А о стабильной работе с постоянно меняющимися законами говорить сложно.
Некоторые законы переработаны уже несколько раз. И все равно те же кодексы - Таможенный, Налоговый, Административный, по которым живут и работают предприниматели, не выдержат никакой критики, если их рассматривать с точки зрения соответствия рыночным механизмам. Вместо того чтобы дать полную свободу предпринимателям, перечисленные законы загоняют их в рамки, как любят говорить сами чиновники, “государственных интересов”. А ведь государство само призналось, что главный его интерес - построение развитой рыночной экономики, и малый бизнес, кстати, один из приоритетов этого направления. А малый бизнес может успешно работать лишь при условиях незыблемости частной собственности, совершенно независящей от того, кто сегодня в правительстве или акимате.

С чего начинается бизнес
Предприниматели немало не затруднились, называя основные препятствия на пути развития: это барьеры в таможенных и налоговых органах, сложности с получением банковских кредитов, завышенные ставки штрафов, предусмотренные Административным кодексом, а также проблемы промышленного сектора.
Вначале частному предпринимателю необходимо зарегистрироваться как физическому или юридическому лицу. Вот тут-то и начинаются те самые барьеры, которые не то что перепрыгнуть, но и переползти удается немногим. Органы регистрации требуют предоставления целой кипы документов, по мнению предпринимателей, их количество неоправданно завышено. К тому же необходимость регистрироваться сразу в нескольких учреждениях - управлениях юстиции, органах статистики, налоговых органах - это лишняя трата денег и времени. Участники “круглого стола” внесли предложение: оформление регистрации оставить органам юстиции, а те уже должны будут отправлять информацию в остальные госорганы. Для этого достаточно наладить межведомственные связи.

Нормативная свобода
Чтобы начать собственное дело, нужны деньги. Даже в такой бизнес, как “купи-продай”, как его называют в народе, следует вложить энную сумму. Поэтому проблема кредитования - одна из важнейших для предпринимателей. Но и здесь нагорожено столько всего, что получение кредита превращается в еще одно препятствие, особенно для начинающего бизнесмена из глубинки. Из-за неразвитости банковской инфраструктуры и невозможности представить документы заочно предпринимателю приходится ехать в более крупный город, где действуют филиалы банков. А они зачастую не обладают всей полнотой полномочий и не могут самостоятельно принимать решение, например, в оценке бизнес-плана.
Кроме того, по мнению предпринимателей необходимо разрешить в качестве залога принимать земельный пай. Потому что для фермеров это единственный способ получить кредит в банке. Необходимо отрегулировать вопрос с оценкой залогового имущества: в банке его обычно оценивают раза в два дешевле, чем в БТИ, да и плата за оценку завышена.
Слишком высокие банковские кредитные ставки (19-22 процента) и штрафные санкции за невозврат кредита, незащищенность кредитного договора от изменения кредитной политики банка при смене руководства, отказ кредитовать начальный бизнес, требование иметь счет именно в том банке, который выдает кредит - вот еще несколько претензий предпринимателей к банковскому сектору.
Можно удивляться тому, что, говоря об административных барьерах, предприниматели столько времени уделили банкам второго уровня, являющимся частными структурами. А значит в своей деятельности они должны руководствоваться только экономическими интересами. Но у нас частные банки свободны лишь в пределах нормативов Нацбанка и уже давно превратились в один из винтиков государственной машины.

Маленькие хитрости
Много нареканий высказали участники “круглого стола” и к налоговому законодательству. Налоговая нагрузка в среднем достигает 51-61 процента, что лишает предприятия малого бизнеса конкурентоспособности и ведет к сокрытию доходов. Казахстанское законодательство дает два понятия: субъекты малого бизнеса и субъекты малого предпринимательства. Разница между ними - в численности персонала: в первом случае - не более 25 человек, во втором - не более 50 человек. При этом субъекты малого бизнеса имеют более мягкий налоговый режим по сравнению с субъектами малого предпринимательства. В результате одно предприятие сегментируется на несколько более мелких, чтобы соответствовать требованиям, предъявляемым к субъектам малого бизнеса, и платить более низкие налоги.
Главные законы рыночной экономики - неприкосновенность частной собственности и экономическая целесообразность. У нас все делается с точки зрения государственной целесообразности. В принципе, это тоже неплохо, если бы не одна поправка: каждый чиновник трактует государственную целесообразность, как ему самому удобно.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп