25 октября 2002
№ 43 (231)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Исследования  

Наша крыша протекает,
а денег на ремонт все нет

Ольга МАЛАХОВА

Сейчас речь идет уже об утечке оставшихся мозгов: несколько лет назад работать за границу уезжали еще в большем количестве. И все же процесс продолжается. Однако в нашем государстве, как мы выяснили, никто даже не знает, какие специалисты и в каком количестве уезжают за рубеж на работу. По данным российской прессы, Казахстан потерял от выезда высококлассных кадров в другие страны уже пять миллиардов долларов

От космоса -
к колготкам

Впрочем, кто бы говорил. Сам российский бюджет, по мнению Комиссии по образованию Совета Европы, теряет ежегодно от утечки мозгов пятьдесят миллиардов долларов. Хотя российский министр образования и науки сказал недавно, что подобная утечка сократилась за последние годы в четыре раза. Видимо, как раз по этой самой причине уезжать уже некому, особенно из тех, кто востребован.
Вообще-то работа квалифицированных специалистов за “бугром” - явление нормальное, мы и так слишком долго были в замкнутом пространстве. Профессия стала товаром, а человек, как известно, ищет, где лучше. Плохо, что в СНГ это приняло глобальные масштабы и уезжают в поисках работы даже те, кто не хочет уезжать. Было понятно, когда это происходило сразу после развала Союза и разрухи в производстве и науке. Но идут годы, и почти ничего не меняется.
А жизнь коротка, надо успеть реализовать свои возможности и идеи, надо выживать, зарабатывать. Здесь и сейчас, а если не здесь, то хотя бы сейчас. Кто-то смог стать “челноком” или продавцом, забросив научные амбиции. Но для многих отсутствие “своей” работы становилось трагедией.
Известны случаи, когда люди от отчаяния уходили из жизни. Питерский ученый, занимавшийся космическими разработками, повесился, когда после долгого простоя его лаборатории предложили сконструировать какую-то деталь для запуска линии по изготовлению колготок.
Рассказавшая мне об этом доктор наук Надежда Королева почти двадцать лет проработала в специальной лаборатории при Казахском государственном университете. В ней занимались технологиями тонких пленок применительно к датчикам по заказам оборонной промышленности. Алматинцы были партнерами “почтовых ящиков”, чувствовали себя на равных с москвичами. Разработки были востребованы, внедрялись, к примеру, на авиационном предприятии имени Лавочкина. Совместные семинары и конференции показывали, что казахстанские ученые идут в ногу с передовой наукой в мире.

Поцелованные
в макушку

И вот все рухнуло. Новые наработки можно было сдавать лишь в виде никому не нужного отчета или сразу в мусорную корзину, что одно и то же. Деньги выделялись только на зарплату, и то прожить на них было невозможно. Каждый год государство выдавало “пособие” на оставшихся счастливчиков-ученых, и хватало его не на все двенадцать месяцев. Везло лишь тем, кто выигрывал гранты, но это редкая удача.
Несколько лет Надежда и ее коллеги, получая гроши, надеялись, что наука наконец понадобится государству. Не дождались. Сейчас Надежда работает в Корее по контракту, уже не первому. Из большого числа претендентов выбрали именно ее.
Таких историй наберется немало, и за их героев, нашедших работодателей, можно только порадоваться. Как говорит Надежда, “если у тебя есть постоянная работа и гарантированный оклад - то тебя Господь поцеловал в макушку”. Но по Алматы, по родным она скучает. Многие, особенно те, кого уже нельзя отнести к молодым, с большим удовольствием работали бы дома. Но здесь о них не помнят.
Между тем в развитых странах сейчас делают все, чтобы ускорить утечку мозгов из стран, подобных нашей. Все хотят иметь информацию о современных передовых технологиях, заплатив только одному ученому, сэкономив и деньги, и время. Для этого там увеличивают квоты на въезд иностранных специалистов. Еще Клинтон подписал закон, по которому шестьсот тысяч квалифицированных иностранных специалистов в течение трех лет смогут получить работу на американских предприятиях. Ежегодно для этого выдается 195 тысяч виз сроком на шесть лет. Германия шагнула еще дальше, и там предлагают даже более выгодные условия, чем в Штатах.
Интересен опыт Южной Кореи. Ее правительство тоже привлекает иностранных специалистов для работы, но, выбирая из претендентов, отдает предпочтение корейцам, живущим за пределами родины. Предполагается, что те будут лучше работать не только за хорошие деньги, но и из патриотических чувств. Но с распростертыми объятиями принимают ученых и специалистов и из других стран. Основная цель - чтобы свои корейцы обучались науке, перенимали опыт. Долго находясь под властью сначала Японии, потом США, они только сейчас учатся мыслить самостоятельно, анализировать, и наши специалисты им в этом здорово помогают. Да еще и дарят готовые идеи и технологии.

Нет статистики -
нет проблемы

Неужели мы так богаты интеллектуальной собственностью, что можем раздаривать ее направо и налево? А ведь когда-то на подготовку специалистов были потрачены государственные средства, и если посчитать еще и эти затраты, то потери увеличатся многократно.
Но кто их будет считать, если у нас даже нет банка данных о выехавших ученых. А вдруг они все-таки понадобятся? Нет и статистики о том, сколько всего и в какие страны уехало специалистов. Пытались выяснить, но в МИДе говорили, что отъезжающие получают визы в посольстве принимающих стран, что у нас такая информация - прерогатива МВД. В МВД удивлялись, почему ищем эти данные у них. Впрочем, в департаменте миграционной службы Министерства внутренних дел признались, что раньше такие цифры у них были.
- Но вы же знаете, что ОВИРовские визы отменили, - напомнил заместитель департамента Алексей Сергеев. - Упразднив разрешительную запись на выезд по делам, мы вроде бы пошли по демократическому пути, но утратили важную информацию. Правда, наладить учет невостребованных специалистов можно бы было по другим каналам, например в Министерстве труда. Но у нас нет даже банка данных востребованных специалистов, нет системы.
... Попытки хоть как-то остановить этот процесс, конечно, делаются. Год назад большие надежды возлагали на новый Закон “О науке”, который должен был приостановить утечку мозгов. Обещалось увеличение ассигнований, особенно на аграрные, биологические и химические исследования. Говорили о возвращении в науку системы стимулирования научных изысканий, доплат за ученые степени (докторам наук - до пятидесяти долларов, кандидатам - в два раза меньше). Научные разработки освобождались от НДС.
Но сколько уже за эти годы случилось невозвратимых потерь, и, конечно, по-прежнему куда заманчивей выглядят предложения забугорных работодателей. К тому же в самой республике все так же гостеприимно принимают иностранных специалистов целыми компаниями и платят гастарбайтерам больше, чем своим.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп