18 октября 2002
№ 42 (230)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мир
     Мнения
     Спорт
     Люди
     Культура
     Красная бурда

 

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Мнения  


С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ
ГОСУДАРСТВО?

Михаил Сытник, политолог


Статья излагает конструктивный ответ на задачи, сформулированные президентом Н.А.Назарбаевым в обращении к народу Казахстана в 2002 году: “Следует критично осмыслить работу государственных органов; требуют укрепления отдельные звенья исполнительной власти”

Мышление человека - это микрогосударство, управляющее его личностью, подобно тому, как различные органы власти образуют макрогосударство, управляющее всем обществом.
На протяжении тысячелетий принудительная сила и страх наказания были главными инструментами власти в государстве. И только на пороге 3-го тысячелетия человечество окончательно прозрело детскую истину, существующую со времен пророка Моисея: власть-то, оказывается, находится внутри самого человека, а не во внешней силе государства! И никакие силовые способы власти, начиная с рабовладельческого строя и до наших дней, еще не переделали этот порядок мироздания.
Ведь раб поднимает восстание, преступник сознательно и спланированно совершает ограбление, солдат закрывает грудью пулеметный дзот, а религиозный фанатик жертвует собой, и все они, движимые разными идеями, не боятся ни тюрьмы, ни смерти. Идея управляет человеком, и то, что под влиянием инстинкта, чувства или знания становится содержанием идеи, становится истинной властью над душой и телом человека. Тогда как принудительное наказание является лишь ответной мерой и вторичной властью государства над поступками человека, расхлебывающей первичную власть внутренних идей.
Сущность власти в третьем тысячелетии будет определяться вопросом: при каких условиях сформировались или с помощью каких средств укоренились те или иные идеи в мышлении людей?

Закон - это государственная идея
Когда человек мыслит закон - он совершает логическое деяние в своем уме и устанавливает соответствие между физическим миром и логическим понятием, т.е. подставляет разнообразные действия и ситуации жизни под понятия закона. Таким образом, закон как словесно-понятийная “материализация” разума существует в форме мысли человека. Логические идеи закона отличаются от других мыслимых идей лишь тем, что объявляются государственной волей, и значит, должны стать внутренней волей каждого гражданина в осуществлении поступков.
Конституция - это “государственная религия”, состоящая из системы государственных идей, имеющих статус общеобязательных юридических знаний и установок для мышления каждого гражданина. Между деянием в мышлении и деянием физического тела существует главное философское понятие “сила воли”, связывающее личность человека в органическое единство. Механизм воли - это тема отдельной дискуссии, название которой может ярко выразить философский постулат: “знаю правильное, но выбираю приятное”, отражающий сущность противоречия между разумом и силой воли в человеке.

Структура государственной идеологии
Понятие “государственная идеология” в буквальном смысле объясняет само себя: то, что является внутренним устройством государства, напрямую конституирует и задает содержание государственной идеологии. Если изменяется политико-правовая система государства, значит, адекватно этому изменяется и содержание государственной идеологии. Новое государство - новая государственная идеология, воплощающая в сознание общества соответствующую политико-правовую систему.
На Земле существует только два вида всех причин: материальные и духовные. Материальные причины - это факты физического мира в виде реальных условий или свершившихся действий. Законодательство регулирует и судит фактическую реальность. Духовные причины - это философия добра и зла, т.е. моральных ценностей, которые возникли вместе с человеческим обществом, а государственные законы возникали на их основе (не убий, не укради и т. д.), выводились из них или преобразовывались, вплоть до аморальных и фашистских, в зависимости от политической воли государства. Отсюда следует важное разделение: вся государственная идеология разделяется на два основных уровня: на уровень официального законодательства и на уровень морали.
Данное разделение выполняет очень важную задачу в жизни общества. Население, особенно в сельской местности, не способно подробно знать всю законодательную систему на уровне мышления - это профессия юристов, и, как правило, граждане знают только ту часть законов, которые относятся к сфере их деятельности (знают ли даже это?).
А мораль включает в себя обобщенные универсальные принципы, правила и ценности, которые не только закреплены в законодательстве, но и в силу своей универсальности имеют меньший объем знаний и применяются в любой сфере жизни. Отсюда следует, что пропаганда морали имеет гораздо большее идеологическое значение и является фундаментальной основой правосознания общества.
Таким образом, под государственной идеологией следует понимать Конституцию, все официальные законы государства, а также идеологию морали - философию блага и будущего государства. Базовые сферы идеологии морали составляют: нравственные ценности, отношения между обществом и властью, межнациональная политика, отношения между конфессиями, социально-классовое неравенство, отношение общества к природе, спорт и здоровье нации и т.д., которые воплощаются в сознание людей с помощью двух уровней пропаганды: наглядно-образной и логической.

Идеология настоящего - “купи-продай”
Хотите вы того или нет, а отсутствие идеологии (в смысле пропаганды) в государстве - это тоже идеология, предметно-смысловое содержание которой наполняется либо хаотично, либо в интересах того или иного класса людей. В настоящее время люди путают и отождествляют общее понятие “идеология” с содержанием этого понятия и считают, что если они освободились от тоталитарной коммунистической идеологии, значит, они не имеют никакой идеологии.
Однако человек не может не мыслить, являясь человеком, следовательно, одна идеология неминуемо сменяет другую. После ошеломляющего перехода к рыночным отношениям коммунистическую идеологию сменила идеология рыночных отношений и частной собственности.
Главным предметно-смысловым содержанием пропаганды в СССР были отношения между властью и народом, мораль, культура, образование, наука, а все торгово-материальные отношения были вторичны, знали свое место и были подчинены духовным ценностям. Новая идеология “купи - продай” перевернула общественное сознание с ног на голову, и все духовные сферы жизни оказались либо выброшенными и дезорганизованными, либо поставленными на службу материальным интересам классу собственников капитала.
Содержание той идеологии, которую мы имеем сейчас, наполнена конкуренцией товаров и услуг, а также пропагандой свободы, интерпретацию и понимание которой диктует западная культура, где свобода для пороков и страстей является нормой, мало того, западная система ценностей возвела в ранг законных прав различные извращения человеческой природы, объявив эти нормы единственно истинными на всей Земле.
Идеология вещизма, плотских развлечений и лжедостоинства ворвалась в нашу жизнь. Лжедостоинство - это обладание вещами ради вещей. Дорогие вещи, пропагандируемые рекламой, превратились в объекты массового фетишизма, а обладание собственностью затмило собою нравственные ценности и духовные сферы жизни. Для молодежи авторитетами для подражания стали хозяева дорогих машин, вещей и денег, а не учителя в школе или тренеры спорта.
Мы забыли самих себя и, зомбируемые западной идеологией, превращаемся в человеческое стадо разрозненных и обособленных индивидуумов, преследующих только свои эгоистические материальные интересы. Мы оскорбляем свое прошлое, результатом которого все являемся, и даже не понимаем того, что этим унижаем самих себя.
Главными механизмами всего идеологического воздействия являются государственные и коммерческие СМИ: телевидение, радио, газеты и т.д., которые вместе с религиозными организациями создают единый идейно-смысловой континуум государства. Однако вследствие полного отсутствия пропаганды государственной идеологии все СМИ, как инструменты и механизмы идеологического воздействия, находятся на “побегушках” у бизнеса и подобострастно прислуживают товаропродвижению, а продвижение моральных и культурных норм превратилось в подаяние милостыни государством своему народу.
Судите сами: в наружной рекламе (статистика Жарнамарекламы) и в СМИ количественная пропорция социальной идеологии по отношению к торговой идеологии составляет 10 процентов к 100 процентам. Как вы считаете, является ли этот показатель на уровне идеологии истинным отражением того, что существует в реальности как отношение нравственности к коррупции в государстве: 1 к 10? А ведь коррупция в своей сути как раз и определяется как торговля властными полномочиями чиновника за соответствующие таксы - взятки.
Идеология “купи-продай” превратила власть в товар для продажи, и чиновники торгуют теми полномочиями, которыми обладают. В целом же можно сделать вывод: бизнес умнее политики - он делает, а не говорит. Пока политика тешится самомнением, что она власть, бизнес поставил инструменты политики - механизмы идеологии - себе на службу и подобен тому коту - “А Васька слушает, да ест”. Истинную власть в государстве имеет идеология “купи-продай”, а не правовая идеология государства.

Пропаганда - это борьба за внимание людей
На вопрос, какая фактическая идеология реально существует в данном обществе, следует ответ: та идеология, которая фактически использует механизмы пропаганды, а не та, которая написана на бумаге. Воплотить идею в жизнь - означает утвердить ее в мышлении человека, а не написать ее в “умном” документе. Именно поэтому в государстве масса законов существует только в “умных” государственных кодексах, а фактическое правосознание общества на нуле.
Первоисточником идей являются наглядные объекты физического мира и информационные носители, которые становятся предметами мысли человека, когда он направляет на них свое внимание. Внимание - это дверь в сознание человека, и тот, кто является хозяином этой двери, тот подчиняет себе деяние смыслов в мышлении человека, т.е. определяет, о чем будет думать человек и значит, в каком направлении поступать.
Любая религия, любая идеология имеет главную цель: овладеть вниманием большого количества людей. Нет объекта - значит, нет внимания, следовательно, нет содержания мысли. Отсюда следует, что каждая идеология, борясь за количество внимания людей, пытается сделать предметами мысли большое количество физических объектов: памятники, наружная реклама, религиозные строения и т.д., а также информационных носителей: видео- и аудиопродукция, книги, печатная литература и т.д.
Генеральная задача и цель любой идеологии - превратить содержание идеи в устойчивое внутреннее убеждение человека. Убеждение - это субъективная истина, которая всегда игнорирует объективную истину и управляет поступками человека. Отсюда следует, что целью государственной идеологии является превратить объективные общественные и моральные ценности в субъективные убеждения человека, которые будут направлять его поведение.
Нравственная норма, возникнув и существуя вне личности как идеологическая установка, в процессе практического применения может превратиться в привычку, в душевное качество, черту характера личности. Процесс интериоризации идеи, т.е. превращение во внутреннее состояние, напрямую зависит от силы идеологического воздействия, в основе которой лежит количественная характеристика: количество информационных носителей - тираж газет, журналов, книг; количество совокупного времени телевизионной пропаганды, количество объектов наружной пропаганды и т. д. В общем, количество - это сила, а сила и власть - тождественные понятия.

Закон о СМИ - идеологическая цензура
В Законе о СМИ цензура определяется как предварительное согласование сообщений и материалов СМИ с государственными органами, должностными лицами или иными организациями по их требованию или по иным основаниям (!) с целью ограничения или запрета на распространение этих материалов. Сложно сказать, какими знаниями логики и лингвистики обладали юристы, написавшие это определение, в котором отсутствует главное: критерий и средство самого механизма цензуры.
Предварительное согласование материалов СМИ с должностным лицом в соответствии с чем? По какому критерию? В соответствии с чем чиновник запрещает распространять информацию? Исторически семантика понятия “цензура” образуется от действия “контролировать”, а средством, осуществляющим это действие, является абстрактное понятие “воля” чиновника, который выполняет роль цензора. Воля, в свою очередь, семантически сопряжена с категорией “принадлежность”, а значит, разделяется на субъективную и объективную. Отсюда следует фундаментальное разделение цензуры на объективную и субъективную.
Под объективной цензурой следует понимать волю закона, положения которого запрещают либо ограничивают определенное предметно-смысловое содержание в информационных продуктах, распространяемых СМИ. Под субъективной цензурой следует понимать личную волю чиновника, выраженную в личных интересах и пристрастиях, внутренних убеждениях, идеологических установках и политических амбициях, на основании которых чиновник вмешивается в работу СМИ и требует предварительно согласовывать информацию в целях запрета или ограничения.
Но причем здесь субъективная воля чиновника, если власть разделена на законодательную и исполнительную, и чиновник обязан выполнять только волю закона? Цензура осуществляется только самим журналистом (редактором, режиссером) как предварительное согласование с волей закона, а не как предварительное согласование с субъективной волей чиновника. И цензор - чиновник соответствующего органа - лишь контролирует нарушения этой воли закона.
Из вышесказанного следует, что положение в Конституции (статья 20) - “цензура запрещается” и перечень запретов на распространение информации в самой Конституции - является открытым противоречием! Историческая сущность и функция механизма цензуры - это государственный контроль за исполнением запретов, выраженных в воле государства. Но если раньше волю государства представляли режим царского самодержавия, а затем коммунистический режим, то сейчас волю государства представляет закон.
И по логике Конституции получается, что запрещается государственный контроль (цензура) за исполнением закона. А МКиОС как исполнительной орган власти как раз и является тем самым государственным органом, который практически и фактически осуществляет цензуру - контроль за соблюдением запретов в Законе о СМИ. Статья 2 п.3 запрещает пропаганду расового, национального, религиозного, сословного превосходства, культ насилия и жестокости, порнографию и т.д. Статья 14 п.3 запрещает пропаганду табачных и спиртных продуктов, кроме ночного времени. Статья 3 п.2 ограничивает объем материалов СМИ в соответствии с языком информации, а статья 14 п.3-1 ограничивает объем материалов СМИ в соответствии с источником их получения - зарубежным или отечественным.
Хотите вы это признать или нет, а запрет и ограничение информационных материалов СМИ являются прямой функцией идеологической цензуры, и от того, что вы эту функцию заретушировали под свои определения или называете другими словами, не меняется ее сущность.
Здесь важно обозначить, что главная функция цензуры заключается в том, чтобы запретить только пропаганду, понимаемую как сознательное воспроизведение определенных идей и смыслов с помощью средств идеологического воздействия - СМИ, а не запретить само по себе явление жизни или свободу мыслить и совершать эти идеи в жизни. Пожалуйста: материтесь, курите, смотрите порнографию по домашнему видику, но в предметно-смысловом содержании материалов СМИ эти идеи запрещены законной государственной цензурой.
В Законе о СМИ не существует запрета на критику власти или на идеологический плюрализм, следовательно, все СМИ имеют свободу слова, но только на основе законной цензуры государства. В завершение нужно отметить, что законная государственная цензура нужна прежде всего самим СМИ в целях защиты от субъективной цензуры и произвола разных “царьков” и “князьков” на всех уровнях власти.

МКиОС или МГИК?
Историческая и стратегическая задача государственной цензуры во все времена выполняла функцию защитного механизма официальной идеологии государства. Это означает, если в Казахстане поменялось содержание официальной государственной идеологии - новая Конституция и новые законы, - значит, государственная цензура направлена на защиту новой государственной идеологии. Эта стратегическая задача напрямую выражена в статье 20 п.3 Конституции РК и это необходимый и закономерный процесс - каждая идеология защищает себя от тех идей, которые противоречат и разрушают ее.
В настоящее время МКиОС выполняет две базовые функции: 1) контролирует формально-юридическую организацию СМИ - регистрирует, выдает лицензии, регулирует порядок работы; 2) осуществляет государственную цензуру, т.е. контролирует исполнение тех запретов и ограничений, которые сформулированы в Конституции и в Законе о СМИ.
Однако сущность этой деятельности не соответствует значению слов аббревиатуры “Министерство культуры, информации и общественного согласия” и к тому же ретушируется в этой романтической аббревиатуре. Во-первых, понятие “информация” является первичным, сырым материалом, отражающим реальность, которая содержит в себе что угодно. Информация - это предмет работы журналистов, а сущность деятельности МКиОС - лишь по фактам контролировать негативную информацию, нарушающую идеи закона.
Идея и информация - это разные уровни, идея обобщает, абстрагирует и подчиняет информацию, а главное, содержит в своей структуре понятие “цель”. Во-вторых, “общественное согласие” - это результат, который достигается годами с помощью мощной идеологической пропаганды, а также совокупной, системной деятельностью других государственных органов.
Название каждого министерства должно означать только предмет или сущность профессиональной деятельности - и не может называться конечным результатом этой деятельности. Например: Минобороны обозначает сущность деятельности - оборонять государство, Минфин обозначает предмет деятельности - финансы. А если, например, Минсельхоз обозначить не предметом, а результатом деятельности, тогда получится министерство высоких урожаев!
Не признавать существование новой государственной идеологии означает не признавать существование Конституции, всех официальных законов, морали и будущего государства. А не признавать ЕСТЕСТВЕННУЮ деятельность государства по пропаганде этой государственной идеологии, т.е. функцию ее воплощения с бумаги в сознание людей, и отрицать наличие соответствующего уполномоченного органа пропаганды - означает отрицать фундаментальные основы государственности. Отсутствие правовой пропаганды означает низкое правосознание общества, моральную деградацию, криминализацию, национальное и классовое раздробление общества.
На основании вышеизложенного тезиса и в свете задач, поставленных президентом РК, вношу предложение правительству Казахстана рассмотреть следующий проект: расширить деятельность исполнительного органа МКиОС функцией правовой пропаганды и функцией взаимодействия с религиозными объединениями и адекватно предмету деятельности преобразовать его аббревиатуру в МГИК - Министерство государственной идеологии и культуры.
Именно так, сухо, серьезно и официально, должен называться орган по пропаганде государственной идеологии и контролю (цензуры) за исполнением запретов в Законе о СМИ. “Закон о СМИ” и “Закон о свободе вероисповедания” являются частью официальной идеологии государства, а значит, все СМИ и все религиозные организации на территории РК, выступая средствами идеологического воздействия, неминуемо подчиняются государственной идеологии, т.к. обязаны соблюдать Конституцию и законодательство.
1. Функция взаимодействия с религиозными объединениями. Любая религия - это система идей и абстрактно-исторических представлений в мышлении человека, которые неминуемо вступают в отношения с другими идеями внутри человека. И если субъективная религиозная идея перекрывает другие объективные идеи нравственности - это означает фанатизм и вытекающий из него экстремизм как физическая борьба против носителей другого мировоззрения.
Поэтому в условиях нарастающего религиозного экстремизма во всем мире, и тем более в Центральной Азии, статья 6 “Закона о свободе вероисповедания” имеет особое значение: именно религиоведческая экспертиза деятельности духовных учреждений в области свободы совести и прав человека должна определять, не скрывается ли под видом религиозных идей пропаганда религиозной ненависти, вражды или борьбы против людей, исповедующих другие религии.
Потому что такая завуалированная пропаганда не только нарушает права человека, но и противоречит Конституции и законодательству, т.е. всей государственной идеологии. Это также подтверждается статьей 1, где закон может прямо ограничить распространение убеждений в целях охраны нравственности, прав и свобод других граждан. Таким образом, вся религиозная деятельность на территории РК неминуемо подчиняется государственной идеологии и каждый верующий обязан соблюдать законы государства, которые сначала должен знать как государственные идеи.
Отсюда следует вывод: консультативный совет по связям с религиозными объединениями при правительстве РК должен стать естественной структурой МГИКа и выполнять все функции статьи 6. А формально-юридическая регистрация всех религиозных организаций, которую выполняет Министерство юстиции, является более логичной функцией этой структуры. И главное, здесь можно внести предложение: при МГИКе создать добровольное собрание теологов различных конфессий, в которое могут войти лидеры всех религиозных организаций Казахстана. Собрание теологов будет осуществлять диалог разных религий и принимать совместное участие в общественных процессах жизни.
2. Функция пропаганды. В задачу управления пропаганды (структуры МГИКа) входит координирование связей со всеми СМИ - особенно с телевизионными - и формирование государственной концепции, в соответствии с которой каждое СМИ своими творческими силами будет создавать материалы нравственной и правовой пропаганды, которые должны составлять, например, 2-3 процента от всего эфирного времени в сутки. В управление пропаганды должны войти высокопрофессиональные юристы, ученые по этике и философии, психологи, социологи и лингвисты - интеллектуальный цвет общества, которые будут создавать правовые концепции и моральные формулировки.
Мораль и культура сквозь всю историю человечества идут рука об руку и являются двумя половинами единого целого. Поэтому соединение управления пропаганды и управления культуры в составе МГИКа является уместным и гармоничным, а также поддерживающим друг друга.
Таким образом, МГИК может стать единым, многофункциональным, исполнительным органом власти и будет выполнять те же базовые функции МКиОС плюс дополнительные функции правовой пропаганды и взаимодействия с религиозными организациями, а новая аббревиатура будет соответствовать предмету и сущности профессиональной деятельности.
Если на вопрос “с чего начинается Родина” отвечают “с картинки в твоем букваре”, то на вопрос “с чего начинается государство” следует осознанно ответить: с правовой идеи в твоей голове. Государство начинается с власти, а на Земле существует только одна истинная власть - это власть мышления человека над самим собой: над своими пороками, невежеством и эгоизмом.
И только помогая человеку обрести эту идейно-нравственную власть над самим собой, государство обретает незыблемый, всеобъемлющий смысл в мышлении человека - смысл, который проникает в плоть и в кровь, одухотворяет чувством сердце и становится святым понятием. Имя этого понятия - Родина.

Полоса “Мнения” содержит материалы, высказывания
и оценки, которые редакция не всегда разделяет.

 

Вернуться назад Обсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп