Письмо в редакцию
Зайтуна Ахияровна,
читательница
Меня волнуют проблемы образования казахстанских инвалидов.
Мне повезло стать участницей международной научно-практической
конференции “Профессиональное образование лиц с ограниченными
возможностями здоровья: проблемы и перспективы”, которая проходила
в Новосибирске.
Одним из важных этапов профреабилитации инвалидов в России
является образование, которое должно быть обеспечено в рамках
государственной системы образования. Сейчас в России около
12 миллионов инвалидов. В мире каждый десятый человек имеет
статус “инвалид”. Из них наиболее успешно адаптируются те,
у кого есть высшее образование и работа. В России накоплен
богатый опыт профобразования лиц с ограниченными возможностями
в десятках вузов, колледжей и лицеев. А как же у нас?
С января 2002 года Алматинский колледж сервиса (АКС) был
определен как базовое учебное заведение по профессиональному
образованию лиц с нарушением слуха. Первые выпускники получили
образование по специальностям: “Экономика и планирование предприятий
службы быта” и “Швейное производство”. Выбор профессий постепенно
расширился, и теперь ребята могут учиться на модельеров одежды,
парикмахеров и косметологов. Но, кроме АКС, в Казахстане практически
больше нет специальных вузов, где бы могли учиться инвалиды.
Конечно, есть спецшколы, занимающиеся образованием инвалидов.
Однако они не отвечают мировым стандартам. Нехватка денег
и профессионалов - главные проблемы профучреждений Казахстана.
А посему наши инвалиды не получают должного образования и
работы. Как следствие, не могут конкурировать на рынке труда.
Мы безнадежно отстали от развитых стран мира, где глухие
и слепые люди работают наравне со слышащими и зрячими. Они
работают программистами и дизайнерами. Эти люди не исключены
из жизни общества. У нас подобные проблемы все же можно решить,
если о них задумается все общество. Было бы неплохо организовать
комплексную помощь медиков, психологов, преподавателей, и
тогда у казахстанских инвалидов появятся реальные шансы стать
полноценными членами общества.
|