В поисках героев нашего времени
Ася Нуриева
Ровно через месяц в Женеве откроется выставка современного
искусства из стран Центральной Азии.
О том, как проходит подготовка к этой выставке, мы попросили
рассказать ее организаторов, представителей швейцарской стороны,
кураторов ДАНИЕЛУ ГРЮНЕнберг И НИГГИ ПОППА.
- Какова цель вашего визита в Среднюю Азию?
Даниела Грюненберг: Главная цель визита - познакомиться с
ситуацией в современном искусстве в Средней Азии. Мы постарались
понять ход размышлений художников из Центральной Азии, посетив
такие страны, как Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан, после
распада Советского Союза. Нам было очень интересно узнать,
в каком состоянии находится современное искусство в этих странах.
- Какое впечатление у вас сложилось?
- Я поражена тем фактом, каким образом постсоветские художники
борются за свою свободу посредством своих художественных идей.
Это путешествие подтолкнуло меня к размышлению о том, что
художники в постсоветском пространстве единственные, кто может
подтолкнуть других людей к желанию разобраться в общей ситуации,
происходящей в вашей стране.
Я счастлива, что ваши художники что-то делают, создают, находятся
в поиске и тем самым показывают обществу его проблемы.
- Какими проектами вы ранее занимались?
- Я представляю Центр современного искусства Женевы.
Мы выставляли очень много художников, которые в своих работах
проявляли идентичность и раскрывали проблемы человеческого
бытия.
В наших странах художники не так борются за те или иные проблемы,
как это делают художники постсоветского пространства.
Швейцария - развитая в экономическом отношении страна. Но
это не означает, что у нас нет проблем, за которые можно было
бы бороться. Призраки есть у всех.
- Вы проехали по маршруту - Шымкент - Ташкент - Самарканд
- Бухара - Бишкек - Алматы. Какие увидели художественные различия
в том или ином регионе?
- Я чувствую разницу между искусством среднеазиатских стран.
В одной я могу заметить более сильное влияние Востока, в другой
- Китая, в третьей - России или Америки. Но это вовсе не потому,
что вы так подвержены влияниям извне. За этим стоят история,
политика и социум. Художники просто фиксируют, что происходит
вокруг. В свою очередь, вы также имеете влияние на своих соседей,
и это естественный процесс.
- Когда мы встретились в Берлине в Доме мировых культур, Нигги
сказал нам, что давно мечтал сделать выставку современного
искусства Средней Азии в Швейцарии. Как и почему закралась
в его сердце эта мечта?
Нигги Попп: Я много путешествовал по Средней Азии. Сделал
небольшой тур в Бишкеке с джазовой группой и с певицей Саадет
Тюркуоз. Также я организовал в Бишкеке небольшой кинофестиваль.
Бывал и в Алматы. Таким образом, я полюбил этот регион и этих
людей.
Я думаю, что швейцарцы не имеют понятия о том, что такое Средняя
Азия. Особенно после 11 сентября они, наверное, считают, что
в Средней Азии все женщины ходят в чадре.
Для меня очень важно, чтобы швейцарцы познакомились с вашим
искусством, чтобы они осознали, какое здесь сильное искусство,
какие сильные художники здесь живут и творят.
Я знаю, что в Средней Азии есть очень сильные и просто фантастические
художники.
У меня было большое желание пригласить этих художников в Швейцарию,
а потом эту выставку повторить в Кыргызстане - в Бишкеке.
Почему в Бишкеке? Потому что в Алматы уже проходили такие
выставки. А в Ташкенте и Душанбе для этого не совсем подходящая
политическая обстановка...
Если первая часть моей мечты уже воплощается в реальность,
то над второй частью, а именно над выставкой в Бишкеке, нам
еще предстоит поработать.
- Нигги, расскажите о своей работе в Африке?
- Я работал в Африке для ассоциации, которая имеет название
Nawao. Этот возглас означает не только войну, но и просто
нечто ужасное. А второе значение - это то, что вы используете
в повседневной жизни, когда случается что-то очень хорошее
и вы говорите - вау!!!
Мы работаем между этими двумя значениями, которые и символизируют
разнополюсность нашей работы. Между бедностью и богатством,
между Западом и Востоком, между Севером и Югом. Это налаживание
взаимопонимания между странами Европы и Африки и Центральной
Азии. В мире, где существуют бедные и богатые страны, справедливые
и несправедливые. Между свободой и тюрьмой.
Работа в Африке не отличается от работы в Центральной Азии,
просто я пытаюсь понять эти страны.
- Как вы относитесь к тому факту, что наши художники не являются
первооткрывателями того художественного языка, на котором
говорит современное искусство ?
Даниела Г.: К сожалению, это зависело от господствующей политической
ситуации. Существовал большой разрыв между знанием истории
искусства в вашей стране и в остальном мире.
Этот разрыв художники стараются ликвидировать теперь. Даже
если они и испытывают какие-то влияния, это неважно. Это естественный
процесс. Они практически проходят историю искусства заново
для того, чтобы встать на один уровень с современным художественным
миром.
Даже если и происходят совпадения каких-то форм или идей,
это все равно абсолютно другие работы, потому что за местным
художником стоит местный контекст со своей спецификой и культурой.
Это не влияние Европы. Это обмен между идеями и формами между
художниками, и для меня это знак открытости миру. И то, что
художники противопоставляются друг другу, это тоже нормально.
- Что для вас современное искусство? Имеет ли эта выставка
политический аспект?
Существуют разные точки зрения на современное искусство. Может
ли оно быть политизированным, социальным, или же все-таки
оно должно быть дистанцированным от вышеперечисленных понятий,
являясь областью высоколобой интеллектуальной игры?
Даниела Г.: Для меня выставка не имеет политического смысла,
потому что эта выставка о человеческом достоинстве. Это подводит
меня к ответу на второй вопрос. Я отвергаю тот постулат, что
искусство должно существовать только ради искусства. Я придерживаюсь
того мнения, что искусство существует ради улучшения мира.
То есть эта проблема и этот спор волновали самые лучшие умы
на протяжении всей истории существования искусства.
Самым же настоящим политическим искусством было искусство
советского времени.
- Вы уже выбрали название выставки?
- Мы долго выбирали и остановились на “Памятники героям”.
Я думаю, что художники, которых мы пригласили для участия
в Швейцарской выставке, и являются такими вот героями. Они
борются за свое общество, за идею свободы в этом обществе.
Во все времена правители разрушали старые памятники и создавали
новые... То есть были герои советского времени, сейчас они
другие, завтра будут третьи... На самом же деле героями являются
те люди, которые пытаются утвердиться не в вечности, а утверждают
себя как защитники и выразители интересов всех людей.
|