23 августа 2002
№ 34 (222)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Страноведение  

В поисках героев нашего времени

Ася Нуриева

Ровно через месяц в Женеве откроется выставка современного искусства из стран Центральной Азии.
О том, как проходит подготовка к этой выставке, мы попросили рассказать ее организаторов, представителей швейцарской стороны, кураторов ДАНИЕЛУ ГРЮНЕнберг И НИГГИ ПОППА.

- Какова цель вашего визита в Среднюю Азию?
Даниела Грюненберг: Главная цель визита - познакомиться с ситуацией в современном искусстве в Средней Азии. Мы постарались понять ход размышлений художников из Центральной Азии, посетив такие страны, как Узбекистан, Казахстан и Кыргызстан, после распада Советского Союза. Нам было очень интересно узнать, в каком состоянии находится современное искусство в этих странах.
- Какое впечатление у вас сложилось?
- Я поражена тем фактом, каким образом постсоветские художники борются за свою свободу посредством своих художественных идей.
Это путешествие подтолкнуло меня к размышлению о том, что художники в постсоветском пространстве единственные, кто может подтолкнуть других людей к желанию разобраться в общей ситуации, происходящей в вашей стране.
Я счастлива, что ваши художники что-то делают, создают, находятся в поиске и тем самым показывают обществу его проблемы.
- Какими проектами вы ранее занимались?
- Я представляю Центр современного искусства Женевы.
Мы выставляли очень много художников, которые в своих работах проявляли идентичность и раскрывали проблемы человеческого бытия.
В наших странах художники не так борются за те или иные проблемы, как это делают художники постсоветского пространства.
Швейцария - развитая в экономическом отношении страна. Но это не означает, что у нас нет проблем, за которые можно было бы бороться. Призраки есть у всех.
- Вы проехали по маршруту - Шымкент - Ташкент - Самарканд - Бухара - Бишкек - Алматы. Какие увидели художественные различия в том или ином регионе?
- Я чувствую разницу между искусством среднеазиатских стран. В одной я могу заметить более сильное влияние Востока, в другой - Китая, в третьей - России или Америки. Но это вовсе не потому, что вы так подвержены влияниям извне. За этим стоят история, политика и социум. Художники просто фиксируют, что происходит вокруг. В свою очередь, вы также имеете влияние на своих соседей, и это естественный процесс.
- Когда мы встретились в Берлине в Доме мировых культур, Нигги сказал нам, что давно мечтал сделать выставку современного искусства Средней Азии в Швейцарии. Как и почему закралась в его сердце эта мечта?
Нигги Попп: Я много путешествовал по Средней Азии. Сделал небольшой тур в Бишкеке с джазовой группой и с певицей Саадет Тюркуоз. Также я организовал в Бишкеке небольшой кинофестиваль. Бывал и в Алматы. Таким образом, я полюбил этот регион и этих людей.
Я думаю, что швейцарцы не имеют понятия о том, что такое Средняя Азия. Особенно после 11 сентября они, наверное, считают, что в Средней Азии все женщины ходят в чадре.
Для меня очень важно, чтобы швейцарцы познакомились с вашим искусством, чтобы они осознали, какое здесь сильное искусство, какие сильные художники здесь живут и творят.
Я знаю, что в Средней Азии есть очень сильные и просто фантастические художники.
У меня было большое желание пригласить этих художников в Швейцарию, а потом эту выставку повторить в Кыргызстане - в Бишкеке. Почему в Бишкеке? Потому что в Алматы уже проходили такие выставки. А в Ташкенте и Душанбе для этого не совсем подходящая политическая обстановка...
Если первая часть моей мечты уже воплощается в реальность, то над второй частью, а именно над выставкой в Бишкеке, нам еще предстоит поработать.
- Нигги, расскажите о своей работе в Африке?
- Я работал в Африке для ассоциации, которая имеет название Nawao. Этот возглас означает не только войну, но и просто нечто ужасное. А второе значение - это то, что вы используете в повседневной жизни, когда случается что-то очень хорошее и вы говорите - вау!!!
Мы работаем между этими двумя значениями, которые и символизируют разнополюсность нашей работы. Между бедностью и богатством, между Западом и Востоком, между Севером и Югом. Это налаживание взаимопонимания между странами Европы и Африки и Центральной Азии. В мире, где существуют бедные и богатые страны, справедливые и несправедливые. Между свободой и тюрьмой.
Работа в Африке не отличается от работы в Центральной Азии, просто я пытаюсь понять эти страны.
- Как вы относитесь к тому факту, что наши художники не являются первооткрывателями того художественного языка, на котором говорит современное искусство ?
Даниела Г.: К сожалению, это зависело от господствующей политической ситуации. Существовал большой разрыв между знанием истории искусства в вашей стране и в остальном мире.
Этот разрыв художники стараются ликвидировать теперь. Даже если они и испытывают какие-то влияния, это неважно. Это естественный процесс. Они практически проходят историю искусства заново для того, чтобы встать на один уровень с современным художественным миром.
Даже если и происходят совпадения каких-то форм или идей, это все равно абсолютно другие работы, потому что за местным художником стоит местный контекст со своей спецификой и культурой.
Это не влияние Европы. Это обмен между идеями и формами между художниками, и для меня это знак открытости миру. И то, что художники противопоставляются друг другу, это тоже нормально.
- Что для вас современное искусство? Имеет ли эта выставка политический аспект?
Существуют разные точки зрения на современное искусство. Может ли оно быть политизированным, социальным, или же все-таки оно должно быть дистанцированным от вышеперечисленных понятий, являясь областью высоколобой интеллектуальной игры?
Даниела Г.: Для меня выставка не имеет политического смысла, потому что эта выставка о человеческом достоинстве. Это подводит меня к ответу на второй вопрос. Я отвергаю тот постулат, что искусство должно существовать только ради искусства. Я придерживаюсь того мнения, что искусство существует ради улучшения мира. То есть эта проблема и этот спор волновали самые лучшие умы на протяжении всей истории существования искусства.
Самым же настоящим политическим искусством было искусство советского времени.
- Вы уже выбрали название выставки?
- Мы долго выбирали и остановились на “Памятники героям”. Я думаю, что художники, которых мы пригласили для участия в Швейцарской выставке, и являются такими вот героями. Они борются за свое общество, за идею свободы в этом обществе.
Во все времена правители разрушали старые памятники и создавали новые... То есть были герои советского времени, сейчас они другие, завтра будут третьи... На самом же деле героями являются те люди, которые пытаются утвердиться не в вечности, а утверждают себя как защитники и выразители интересов всех людей.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии