23 августа 2002
№ 34 (222)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Страноведение  

Увидеть - и умереть?

Жанна
Альжанова-Сагади

Увидеть Париж - и умереть. Какому же наивеличайшему мыслителю могла прийти в голову подобная “жизнеутверждающая” мысль?
Возможно, он безнадежный романтик, либо прогрессирующая столица Европы вдохновляла когда-то сентиментальных туристов своим изяществом и некоторым легкомыслием (в архитектуре!), ну и прославившимися историческими памятниками на создание разного рода перлов.

О да Парижу! Увидеть столицу моды-люкс и парфюма, воспетый поэтами и художниками рай для влюбленных, свидетеля революций и баррикад, в медовый месяц и умереть нам не хотелось.
Тем более не меньшую дозу восторга мы получили еще до поездки в Париж. В старом добром Берлине.
Как встретил нас немецкий город-стройка, как мы попали в Дрезден, тут же по отъезде переживший нашумевший “саксонский потоп” (в знаменитом Цвингере прогуляться и на “Сикстинскую мадонну” поглазеть все же успели) и потом... как мы выдержали двадцатичасовую поездку на автобусе в столицу Франции? Впрочем, обо всем по порядку.
Наверняка восторженные рассказы о прелестях европейских мегаполисов с их многочисленными памятниками культуры будут немного скучноваты. В век высоких скоростей виртуальный визит в любую из достопримечательностей Европы может позволить себе каждый второй, получив при этом более объемную и качественную информацию в отличие от той, которую протараторит сопровождающий вас гид. Проверено на себе. Посему не берусь описывать общеизвестные прелести Версаля, Лувра, Монмартра или дворцового комплекса Цвингер. Но остановиться на их содержимом стоит.

Побывав в Лувре и Дрезденской галерее, я вдруг зациклилась на женской теме. Женщины, рожденные взмахом кисти великих мастеров, покорили когда-то человечество и продолжают будоражить миллионы умов сегодня. Джоконда, Венера Милосская, Сикстинская мадонна... Уникальные творения эпохи занимают в известных музеях и галереях Европы центральные места. К ним ведут указатели. Ими восторгается мир.

Улыбка “Джоконды”
Для чего люди едут в Париж? Прогуляться по узким мощеным улочкам, сохранившим таинство интриг французских придворных и вельмож, по величественным дворцовым сооружениям королей, в которых вершились судьбы человечества, подняться на Эйфелеву башню и увидеть столицу Франции как на ладони, пройтись по Елисейским и Марсовому полям... Просто - прикоснуться к вечному и прекрасному.

Дорога в Париж из Берлина, первоначального места нашей дислокации, заняла двадцать с лишним часов! Комфортабельный автобус добирал русскоязычных туристов еще в Нюрнберге, Франкфурте и Кельне. Русскоязычный гид Петруха, в прошлом профессиональный технарь, исполнял свои обязанности исправно. Его познания в области истории, тем более риторики не зашкаливали далее пятого класса средней школы. Но для шумной ватаги тетушек из России и Израиля, обсуждавших по пути кулинарные рецепты и фасоны платьев, общение с Петрухой было в радость. То и дело его развязная речь разбавлялась бойкими вопросами: “А по магазинам успеем?”, “А на черта нам Елисейские поля, вернемся в отель и ляжем спать пораньше!”, “А почем здесь вино и где его купить подешевле?”

В общем, недолго длилась радость по поводу удачного выбора мест на втором этаже автобуса. Вышло наоборот, даже весело. Галдеж, перебранка и постоянный хруст пережевываемых чипсов не унимались до полуночи. Внимание тетушек переключалось время от времени на телевизор, который транслировал “Самую обаятельную и привлекательную” с Ириной Муравьевой.

Париж встретил нас приветливыми огоньками во втором часу ночи. Петруха забросил всех в трехзвездочный “Евротель”, в котором не работают телефоны, телевизор и барахлит фен. Но все это казалось раем после долговременного сидячего состояния. А рано утром после континентального завтрака был Лувр, за восемь веков существования ставший свидетелем не одного исторического события - убийства Колиньи, агонии Генриха IV, второго бракосочетания Наполеона I...Не один сюзерен постарался оставить здесь свой след.

Бесспорно, “Джоконда” - самое знаменитое полотно Леонардо да Винчи в богатейшей коллекции Лувра. За то небольшое время, отведенное нам во время экскурсии, а это два с лишним часа, мы, пробежавшись по музею галопом, все же поглазели на шедевры французской, итальянской, английской живописи, средневековую скульптуру.

Хотя, как утверждают французы, чтобы пройти весь Лувр, необходимо около трех месяцев, с учетом того что у каждой картины ты будешь находиться по три секунды. Полгруппы наших туристов предпочли использовать это время на шопинг.

Мона Лиза в музее - центральная фигура. В зале, где находится символ искусства портретной живописи эпохи Возрождения, царит особая атмосфера. Здесь многолюдно. Зритель, пробравшийся к картине поближе, в оцепенении еще долго не может оторвать восхищенного взора. Его перманентно вытесняет новой волной посетителей. Вспышки фотоаппаратов схожи с изумительным фейерверком в честь женщины, таинственная улыбка и волшебный блеск глаз которой не перестают будоражить воображение гостей музея, поток которых движется численностью пять миллионов человек в год.

Знаменитый шедевр Леонардо да Винчи в целях безопасности помещен в специальную раму из стекла, в которой сохраняется необходимый микроклимат.

Так кто же она, прекрасная соблазнительница? Красивая натурщица, муза или любовь художника?

По рассказам гида, Мона Лиза Джиоконда, ставшая идеалом красоты Леонардо да Винчи, неаполитанка, дочь богатого вельможи Антонио Герардини и жена флорентийского купца Франческо дель Джиокондо.

На картине она изображена в возрасте двадцати восьми лет. Таинственный и немного печальный образ, переживший страшное, но всегда излучающий нежность...Леонардо всегда писал две основные вещи - человека и представление его души, и именно в Джоконде он создал тончайший психологический портрет человека. Настолько неуловимо состояние ее души...

Мона Лиза потеряла четырехлетнюю дочь, своего единственного ребенка. Чтобы хоть как-то утешить супругу, Франческо дель Джиокондо заказывает художнику портрет молодой жены, который впоследствии предпочитает оставить у автора. Почему? Предприимчивый негоциант просто не узнал в изображенном портрете свою супругу, да и неземная красота ее была менее ему понятна. Во время работы Леонардо развлекал женщину музыкантами и шутами, чтобы лицо не получилось грустным. Художнику, столько души вложившему в создание образа мудрой богини, расстаться с “Джокондой” было нелегко. Поэтому он увозит ее из Флоренции, откуда она попадает во Францию. Покровитель Леонардо да Винчи король Франциск I приобретает шедевр и делает достоянием Лувра.

Другая версия принадлежит немецкому ученому Магдалине Зест. Она утверждает, что Мона Лиза в свое время была одной из известных куртизанок эпохи Ренессанса, прославившейся своими многочисленными любовными похождениями. Ее настоящее имя - Катерина Сфорца. Женщина трижды была замужем и приходится матерью одиннадцати детишкам!

Когда сон - явь...
Это лишь предположения. Труд, созданный автором после полувекового смятенного существования, его Мона Лиза стала воплощением души мастера. Внешне тихой и умиротворенной, внутри трепетной, порой импульсивной, дерзкой и ироничной.

Порядка четырех лет писал художник “Джоконду” и оставил работу незавершенной. Ученик Леонардо да Винчи Джованни был уверен в неразделимости Джоконды и ее автора: “Явь казалась сном, сон - явью, как будто Мона Лиза - не живой человек, не супруга флорентийского гражданина, обыкновенного из людей, а существо, подобное призракам, вызванное волей учителя - женский двойник самого Леонардо. Они подобны двум зеркалам, которые, отражаясь одно в другом, углубляются до бесконечности”.

В 1911 году “Джоконда” была украдена, в 1956 году подверглась нападению, в ХХ веке она - жертва художников-расхитителей... Так оригинально выражали свое восхищение недоброжелатели.

Кем бы она ни была, загадочная женщина сумела вдохновить великого мастера Ренессанса на создание уникального творения живописи, впоследствии оставившему потомкам непревзойденный шедевр.

Два полных экскурсионных часа в Лувре по большому счету хватило на то, чтобы увидеть и прочувствовать... Правда, подобраться к “Джоконде” сквозь толпу зачарованных зрителей составит труда. А любоваться на расстоянии нет смысла, поскольку сильно отражает свет стеклянное покрытие. А как без того, чтобы уйти, не взглянув?

Увидеть - и умереть. Зачем? Джоконда ведь улыбается...

(Продолжение следует)

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии