АРХИПЕЛАГ ЧУМА
Ольга МАЛАХОВА
Казахстанские ученые наконец-то приступили к изучению бактериологического наследия советской империи. В составе первой экспедиции, отправившейся на таинственный и пугающий остров Возрождение, была корреспондент “НП”
Закончившаяся во вторник экспедиция Казахского научного центра карантинных и зоонозных инфекций еще на один шаг приблизила ученых к разгадке тайн острова Возрождение. Острова, где трагически сошлись природная и более страшная - рукотворная чума, словно мало горя жителям этого многострадального региона, где умирает море, а с ним и жизнь.
Экипировка в горячую точку
В моей сумке - энцефалитный костюм “от кутюр”, который в Алматы женщина наденет только под пистолетом, высокие сапоги (будет жарковато при сорока градусах, зато змеи не страшны) и другие “фишки”, позволяющие выжить в условиях, не знакомых горожанам. В арсенале членов экспедиции - сильнейшие бинокли, рации, переговорные устройства и пятизарядное охотничье ружье, из-за оформления которого в аэропорту пришлось немного понервничать.
Чумологи, как они сами себя называют, в этой экспедиции идут практически на ощупь. Никаких архивных документов, никакой информации от российской стороны, располагающей данными о происходивших на острове Возрождение испытаниях бактериологического оружия, его рецептурах, у нас нет.
В 1991 году весь городок в спешном порядке был эвакуирован с острова, люди оставили даже предметы первой необходимости. Были увезены оборудование, материалы, документы. Но вредное влияние многолетних аэрозольных испытаний возбудителей нескольких видов особо опасных болезней, конечно, осталось, и в любой момент оно может о себе напомнить. В это же время здесь были захоронены споры сибирской язвы, привезенные из Свердловской области, тоже таящие опасность.
Для казахстанских ученых все впервые, и, как саперам, специалистам по особо опасным инфекциям нельзя ошибаться. Одну из главных своих задач руководитель экспедиции директор центра Бахыт Атшабар видит в том, чтобы обеспечить безопасность персонала.
Подготовка велась очень тщательно, учитывалось все - от средств защиты и спецодежды до самых разных медикаментов, которые могут понадобиться работающим в этой зоне. Отрядный врач профессор Бахтияр Сулейменов, кажется, не имел только скальпеля, но заверил, что сможет при надобности прооперировать и ножом. От этих его слов стало немного жутковато.
Зачем пришли?
Для каждого члена экспедиции были написаны индивидуальные правила безопасности. Поэтому такими наивными, а лучше сказать, безответственными, кажутся планы искателей приключений, объявивших народную экспедицию на остров. Неподготовленные, они могут пострадать сами или вынести с острова на материк зараженные “объекты”.
Экспедиции, по толковому словарю Ожегова, бывают научными, спасательными и военными. В этой, длившейся с 13 по 20 августа, пожалуй, сошлись две задачи - научная и спасательная. Специалисты и ученые центра: начальник отдела чумы профессор Бахтияр Сулейменов, биолог, научный сотрудник лаборатории эпизоотологии Николай Классовский, научный сотрудник производственного отдела Саркис Закарян, заведующий лабораторией радиологии и токсикологии Казахского научно-исследовательского сельскохозяйственного института Мухит Орынбаев и главный санитарный врач Кызылординской области Ерсултан Куандыков приехали в регион, чтобы изучить маршруты транспортировки людей и оборудования, места расположения перевалочных баз и полевых лабораторий для планируемых на следующий год работ по обследованию бывшего советского бактериологического полигона.
Речь идет не только об острове, но и о близких к нему землях материка. В первую очередь могут пострадать местные жители. Правда, их пока больше беспокоят другие проблемы.
- Людей волнуют последствия запусков с Байконура, - сказал нам заместитель акима области Нурлан Еримбетов. - Об острове мало кто спрашивает, хотя мы понимаем всю важность начинающихся работ.
Заместитель акима обещал всемерную поддержку и помощь. С его напутствиями мы и отправились к Аральску, до которого от областного центра больше 450 километров.
Старик и море
Лучшее средство от горя, сказал кто-то, - соленая вода: пот, слезы, море. Пота и слез аральцам хватает, а вот когда-то гигантское море, теперь, после губительных советских проектов, катастрофически исчезающее, уже не вернется к своим прежним берегам и их жителям.
У гостиницы в Аральске, где мы останавливались по пути к озеру, еще в 1982 году купались ребятня и взрослые. Райскими местами называли берега Арала командировочные, сочетавшие тут приятное с полезным. И уже через три года, в 1985 году, море ушло на сорок километров! Сейчас о нем напоминают только брошенные катера да постоянное ощущение соли на губах.
Впрочем, об этой проблеме говорят в течение двадцати лет уже столько, что к ней привыкли. Среди кызылординцев бытует даже горькая шутка: если бы каждый из “спасителей” Арала, приезжающий в эти места на многочисленные конференции, выливал в море привезенную с собой бутилированную воду, оно вернулось бы в прежние берега.
Аральцы не могут смириться с трагедией, постигшей родные места. По дороге к берегу Аральского моря в поселке Акеспе мы заехали к известному в республике человеку, заслуженному рыбаку, пенсионеру Наргали Демеуову. Аул засыпан песком, барханы приблизились к домам, окружают и словно поглощают их. А когда-то поселок был в пятистах метрах от моря - красивого, щедрого, кормившего рыбой и доходами от нее не одно поколение.
Наргали-ага, крепкий, совсем молодой для пенсионера мужчина, усадил нас на топчан, угостил шубатом и заговорил о том, чем болит его сердце.
- Дамбу между малым и большим Аралом прорвало потому, что использовался не морской, а обычный песок, который плох для таких сооружений, - убежден он. - Прежде чем строить новую, надо все как следует изучить, подготовиться, сколько можно деньги на ветер бросать.
Рыбак надеется, что море вернется - ни он, ни его земляки не хотят покидать эти места. В аулах держат скот, в Аральске занимаются мелким предпринимательством, кому повезло - работают в госучреждениях, на железнодорожной станции. Все это скорее выживание, чем жизнь. И лишь мертвые корабли, одиноко лежащие на белой от соли земле, говорят о былом богатстве и счастливой жизни, об огромных косяках уникальной рыбы и больших рыбозаводах.
Чума задержала
Высыхание Арала, кроме глобальной экологической катастрофы, может привести к распространению смертельных инфекций. Эти места относятся к природным очагам чумы (а всего в республике таких территорий - сорок процентов), и почти ежегодно здесь бывает один-два случая заболевания этой особо опасной инфекцией. Это неизбежно, главное - сразу локализовать больного и тех, кто контактировал с ним, и принять все меры защиты, лечения и профилактики.
Вот и на этот раз так совпало, что приехавших в область чумологов встретила весть о том, что в Саксаульске, в 45 километрах от Аральска, есть больной с подозрением на чуму. Экспедиция поселилась в изоляторе Аральской противочумной станции и закрутилась обычная работа. Бахтияр Сулейменов, Николай Классовский и Саркис Закарян помогали местным специалистам проводить все необходимые в этом случае мероприятия.
- Случай уникальный, - сказал профессор Сулейменов. - Клиника болезни аналогична чуме, мальчик вакцинирован, около дома, который он помогает строить родителям, идет эпизоотия этой инфекции. Проведена работа с теми, кто был в контакте, обработка против блох - переносчиков инфекции, и большой песчанки - основного носителя чумы.
Пока медики работали, мне показали некоторые помещения лабораторий, пропитанные запахом лизола - основного средства для обработки. Для этого пришлось одеться с ног до головы в специальный костюм и почувствовать себя на время чумологом.
Лабораторные исследования не подтвердили первоначальный диагноз (врачи склоняются к диагнозу “иерсиниоз”), в отличие от другого недавнего случая в поселке Куланды, когда чумой заболел девятилетний мальчик.
Благодаря бдительности медиков больных удается спасти. Все иначе с чумой и другими возбудителями болезней, произведенными в военных лабораториях и испытанными на острове. Штаммы изменяли для повышения их поражающих людей свойств, устойчивости к антибиотикам, затруднения диагностики.
“Здесь сильно штормит”
Экспедиция разбила лагерь на бывшем дне Аральского моря, в шестидесяти километрах от Куланды. До воды - семьсот метров. Судя по картам, в прошлом году здесь была кромка воды. Не верится, что когда-то над этим местом плескалось море двадцатипятиметровой глубины. До острова Возрождение по морю - всего пятнадцать километров. Сталкеры-металлисты преодолевают это расстояние на катерах, оснащенных маломощными движками.
Мы могли бы повторить вслед за Шараповым, диктовавшим Фоксу: “Здесь сильно штормит. Боимся, как бы не потонуть”. Три дня, которые мы провели на берегу, море было неспокойно. Волны здесь небольшие, но опасные, расстояние между ними примерно три метра, для небольших катеров это плохо.
Поэтому члены экспедиции пока отрабатывали возможные маршруты доставки оборудования, места расположения базовых и перевалочных лагерей, организацию связи, места забора питьевой воды. Специалисты составляли карты побережья с помощью точного прибора Garmin, связанного с 24 космическими спутниками.
Это стало началом составления карты острова. Дело в том, что двухлетней давности снимки из космоса из-за высыхания Арала уже устарели. А специалисты должны иметь подробное и точное изображение территории, в том числе границ поселения грызунов и распространение растительности.
Моя функция в экспедиции определилась как-то сама собой. Женщине место на кухне. Одна Куляш, повар из Аральска, не справилась бы, всего с местными сотрудниками станции и водителями нас набралось шестнадцать человек. Секретами аральского бешбармака, помогая Куляш, кажется, овладела. Как оказалось, путь к интервью тоже лежит через желудок...
Место лагеря определили как возможное для использования в будущем базового лагеря для работы вне острова, первичной обработки материалов. Выяснилось, что до берега к катерам вещи придется нести “на горбу” по мелководью полтора километра. Несмотря на это, морской путь обязательно будет использоваться. Хотя доставка грузов вертолетом или самолетом наиболее удобна и безопасна.
(Продолжение репортажа в следующем номере)
Алматы - Кызылорда - Аральск -
Аральское море
|