ДО СЕДЬМОГО КОЛЕНА
Один из видеоклипов навеял на размышления о своих корнях. Вспомнилось, как в детстве к нам, группе ребятишек, подошел аксакал и, тыкая палкой в каждого из нас, что-то говорил. Я запомнила, что когда он ткнул в меня, произнес слово “каракесек”. Потом, когда меня спрашивали “Руыѓ кiм?”, по какому-то наитию отвечала “каракесек”. Будучи студенткой юридического вуза, в одном из учебников по истории Казахстана прочитала, что в низовьях Сырдарьи, Аральского моря, северной части Прикаспийской низменности кочевали племенные объединения: “байулы” из двенадцати родов, “жетыру” из семи родов и “алимулы” из шести родов, в состав которых входили роды карасакал, каракесек, торткара, шекты и другие.
У англичан есть хорошая пословица: “Не зная, откуда ты пришел, не узнаешь, куда идти”. У казахов говорят, что надо знать своих предков до седьмого колена. И я расспросила своего родственника Мухтара-жезде.
История всегда была орудием, которым власть и религия пользовались, чтобы изъявлять свою волю, карать и награждать. Они видоизменяли традиционное историческое наследие, убирали оттуда то, что их не устраивало, дополняли собственными вымыслами, подчеркивающими ту или иную идею.
В истории рода также может быть и подтвержденное научными фактами историческое наследие, и частично утерянное, но сохраненное в памяти предков, и вымысел. Ведь не устояло перед неумолимой логикой науки библейское сказание о том, что фараон Мернепт якобы утонул в Красном море. Исторические факты, перемешанные с легендами, - это память предков. А то, чему нет подтверждения, может, и вымысел, а может, просто отсутствие конкретных данных.
В истории моего рода есть место и легенде, и конкретным опубликованным данным, и вымыслу.
В местечке Ак ши, что переводится как “Белый камыш”, или “Белая трава”, ныне это территория Каркаралинского района Карагандинской области, кочевал Келдыбек би, будущий отец Казыбек бия. По преданиям, он обладал даром предвидения и сказал, что женится на хромающей девушке, которую он видел только один раз. Когда Келдыбек решил жениться, его отец обрадовался и направил сватов искать эту девушку. Они увидели ее, собирающую кезек, как сейчас называют - кизяк. Его использовали как топливо. Гости подошли к девушке, и один из них сказал, что, наверное, это она и есть, другой засомневался. На что девушка ответила: “Мен аћсаћпын, аксак болсам да, жаћсаћпым, ерге шыћпаћпым”, что переводится: “Хоть я и хромаю, но я хорошая и готова выйти замуж”. И еще девушка предсказала, что родит своему мужчине шестерых сыновей и одну дочь, и один из сыновей будет “золотым”, то есть богатым”. Состоялась свадьба.
В этой семье родились шесть сыновей - Казыбек (Казыбек Келдибек улы (1667-1764), который стал знаменитым Казыбек бием, одним из трех биев, внесших значительный вклад в объединение казахского народа), Садыбек, Балапан, Бодене, Асан, Усен и дочь Менке. Мать, когда кормила детей грудным молоком, предсказала, что Казыбек будет богатым, Садыбек - баловнем, Балапан и Бодене - батырами, Асан - нетерпеливым, Усен - чистоплотным. Их называли “аксактыѓ алтауы”, шестеро сыновей Хромой.
От одного из сыновей Асана и пошел наш род. Их у Асана было двое Тастемир и Аккес. У единственного сына Аккеса Корпе долго не было детей, и только после того как он попросил у Аллаха хоть какого, но ребенка, у него родился сын, которого назвали Тумарбаем. У Тумарбая было трое сыновей - Абдрахман, Жанибек и Бесик. О Жанибеке помнят, что он был бием, богатым человеком. У него был взгляд, который не мог перенести ни один человек, только жена его брата Абдрахмана могла смотреть ему прямо в глаза. Позже Жанибек был раскулачен и при откочевке от аула брата Абдрахмана в поисках лучшей доли умер где-то в степи от голода.
Судьба сына Абдрахмана Коныра и его друга Молдагумара, 1905 и 1903 годов рождения, повторила судьбу всего советского народа. В 1942 году их призвали на фронт. Воевали в составе полков 34160, 68484, 509 СП, 137 СД и в феврале 1943 года они погибли на Курской дуге. Сначала один, а на следующий день - другой. Оба похоронены в одной братской могиле в деревне Шамилово Колпнянского района Орловской области.
Сын Молдагумара Мухтар-жезде, который и рассказал мне про все это, сам тоже разделил судьбу своей страны. Не учился в школе, да и какая могла быть школа в казахском ауле. Так, собирались в одном доме, вот и три класса образования. В 1931-1933 годах учился в Семипалатинском строительном училище. Там учились дети многих казахов, чтобы избежать голодной смерти. В 1940-м окончил ускоренные восьмимесячные курсы пехотинцев в Казанском военном училище и воевал, после войны работал, вырастил двух сыновей и двух дочерей. Одна из них, Бахытжан, училась в политехническом институте на геологоразведочном факультете, была зрителем самых первых выступлений студенческого ансамбля “Дос-Мукасан”. Помнит, какое это было событие в музыкальной жизни Казахстана. В конце 90-х годов, работая в г. Курчатове, разговорилась с одним из российских военных, казахом по национальности. Этот полковник и рассказал ей, что гора Дегелен, где проводились испытания ядерного оружия, принадлежала нашему предку Асану, одному из детей Келдыбека.
У меня большая просьба к читателям газеты, если есть какие-либо сохранившиеся факты или воспоминания об упомянутых здесь событиях, людях, просьба сообщить. Адрес в редакции.
Клара Абдрахманова
|
|
|
|