23 августа 2002
№ 34 (222)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Размышления у ПАРАДного подъезда

Ася Нуриева

Главная причина развала “Парада галерей” состояла в том, что ни одна сторона, а их было три - это журналисты, традиционалисты и контемпорари-арт, в то время не могла смириться с мыслью, что искусство может и должно быть разным, что оно может существовать в разных формах - и в форме Союза художников, и в форме коммерческих галерей, и современных формах актуального искусства со всеми его экспериментальными направлениями.
Главная проблема состояла в том, что мы, не пытаясь осмыслить процесс, создали ту конфликтную ситуацию, что в конечном итоге и привела к закату “Парада галерей”.
Я считаю, что произошло естественное разграничение - часть искусства стала коммерческой, а часть - экспериментальной.
Точно такая же ситуация была и в Москве, когда “Арт-манеж” распался на арт-форумы из-за возникшего конфликта. Это не плохо и не хорошо, а абсолютно естественно. И нам надо было не ругаться между собой, а проанализировать то, что произошло. Коммерческое искусство - это хорошая вещь, которая тиражирует себя с определенной целью: продажа, украшение интерьеров, офисов, резиденций и т.д. Коммерческое искусство существует во все мире, так же, как и коммерческие галереи, и это нормальное явление.

Сложившаяся проблема была в том, что часть людей, имеющих непосредственное отношение к “Параду галерей”, считала, что все существующие направления могут ужиться в одном пространстве, а часть считала, что нужен конкурсный отбор.

Галереи во всем мире пытаются делать выставки для раскрутки продаваемых художников. И они это делают иногда очень интересно, красиво, элегантно, с успехом. И в Париже, и в Берлине, и в Нью-Йорке есть масса таких галерей. Все зависит от качества выставляемых работ. Будут ли это сувенирные изображения Медео в стиле Шишкина, или это галереи, где выставляют Кандинского. Но в обоих случаях это товар.

Если мы говорим об экспериментальном искусстве (как другой стороне проблемы), то, естественно, ни одна галерея, им занимающаяся, не выживет. Галерейный бизнес очень тяжелый во всем мире.

Чисто экспериментальных галерей в мире просто не существует.

“Парад галерей” действительно нуждается в своей концепции. Если его воссоздавать, над ним надо работать, его надо раскручивать.

В Казахстане есть опыт проведения масштабных событий с вовлечением спонсоров и государственных структур, но организованы они частными галереями.

Мы подошли к третьей проблеме - проблеме культурной журналистики, над которой мы уже бьемся много лет. Отсутствие полноценной информации о той или иной выставке равнозначно отсутствию самого события. В результате эти культурные события часто становятся фактом искусства, при этом они не становились общественным достоянием.

Сегодня ситуация такова: посмотрите, весь 2002 год у нас абсолютно экспортный. Художники начали выставляться за рубежом. А у нас в Казахстане почти что ничего не происходит. За исключением В.Филатова, который сейчас готовит очередной фестиваль.

Нужно работать и делать что-то большое для всей страны.

Это очень опасная тенденция для страны, потому что художники могут просто уехать, как это сделали большинство российских художников.

Что касается проблемы отсутствия новых имен, весь 2002 год СЦСИ направил на работу с молодыми. Весной прошел фестиваль видеоарта. В сентябре пройдет электронный семинар, также нацеленный на работу с молодыми. Но маленький СЦСИ не сможет подменить все наши вузы и колледжи никогда в жизни. Это опять общегосударственная забота.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии