23 августа 2002
№ 34 (222)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Размышления у ПАРАДного подъезда

Ричард Спунер

Сегодня мы заканчиваем дискуссию о “Параде галерей” в частности и о художественном процессе в целом (начало см. в “НП”, №29, 30).
Своей точкой зрения делятся известный коллекционер Ричард Спунер и директор Центра современного искусства Валерия Ибраева.

На обложке своего альбома “Возвращаясь на круги своя” Боб Дилан написал: “Великие книги уже все написаны, великие пословицы уже все сказаны...”

Я вспомнил эти слова, прочитав статью Зитты Султанбаевой “Парад галерей: критик - художнику” о творческой обстановке в Алматы (“НП”, №29. - Прим. редакции). Мне кажется неизбежным, что время от времени в искусстве ощущается банальность тем, а также отрыв от живых людей и примет времени.
Нет, художники не прекращают попытки найти совершенно новые темы или же, как Зитта метко написала, раскрыть узнаваемые коды и знаки в неожиданном аспекте.
Мне кажется, искусство везде и всегда переживает подъемы и спады, например, подъем, происходивший в Казахстане, как говорится в статье, на заре возрождения национального самосознания.

Есть, конечно, такие творцы, работающие как бы вне общины и вне времени, которые всегда поражают нас. А в определенной степени поворотные события и непростые времена вдохновляют людей на большие деяния и запоминающиеся творения. Благо, что в пору застоя (или “растерянной тусовки”, как нынешний период описал художник Абдрашит Сыдыханов) появляются иногда критики, которые высказывают свои переживания, толкают на переоценку ценностей.

Роль критика в целом очень важна, и отрыв живописи, скульптуры и новых средств искусства от реальной жизни можно сократить, если бы искусствоведы и СМИ сошлись на одной цели: оказать помощь публике, готовой понять разницу между “арбатом” и некой попыткой самовыражения, которая требует от зрителя определенного напряжения сил. А то пока получается, что искусствоведы делятся актуальными размышлениями в очень узком кругу, а газеты публикуют пустые рецензии о выставках по схеме “Как это все здорово!”

Сегодняшнему живописцу невозможно, пожалуй, совершить подвиг на уровне кубизма да супрематизма, стать новым Джэксоном Поллаком или Робертом Раушенбергом, равно как практикантам новых средств искусства трудно переплюнуть инсталляции и акции конца 1960-х и 1970-х годов. В словах Дилана, которые цитируются выше, есть, наверное, доля истины. Однако творцы всех народов пока не перестали создавать произведения искусства, которые делают то, что надо, а именно - удивляют нас, заставляют думать. В этой связи “Парад галерей” представляется ценным мероприятием, которое стоило бы возродить, ибо оно заставляет галеристов напрячь свои умы и, как говорится в статье, “искать свое, кровное отличие от другого”. Для этого нужно, чтобы у парада был один хозяин и чтобы хозяину хватило средств на организацию и проведение парада. Тогда можно исключить из схемы идеологические распри, которые создали странную обстановку на последнем параде в 1999 году. Помимо этого нужно, конечно, чтобы галеристам хватило стремления “состязаться” на этом поприще. И тут мы затрагиваем самый важный, на мой взгляд, вопрос, а именно: что же все-таки привело к “безвременной кончине” парада? Тут, как мне кажется, дело пахнет безразличием.

Итак, не изжил ли себя парад? Хватает ли на него в Алматы активных галеристов? Ведь для того чтобы галереи из других городов Казахстана тоже маршировали, что было бы интересно посмотреть, нужны дополнительные деньги. Да и хозяину мероприятия стоило бы разъяснить критерии участия, поскольку на прошлых парадах были представлены проекты, чьи авторы не имели помещения и не вели галерейную деятельность.

Но в конечном счете “Парад галерей” не является самоцелью, а лишь средством для достижения цели: оживить творческую обстановку, и в этом деле все средства хороши.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии