23 августа 2002
№ 34 (222)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Душа хора

Алия Боранбаева

Она словно вне реальности, даже ее внешность: живые голубые глаза, растрепанные светлые волосы... Дело ее жизни, любимая профессия - хормейстер - сегодня достаточно редкая: Ольга Выходцева - руководитель детского джазового хора, необыкновенная, редкая женщина, уникальный педагог.

С детьми она начала работать не так давно, за ее плечами богатый опыт в христианском культурном центре с камерным профессиональным хором, которому она отдала восемь лет.
В детстве, будучи участницей хоровой студии Валерии Павловны Березиной, определила для себя дальнейшую профессию и о своем выборе ни разу не пожалела. В один прекрасный день позвонил хороший друг и предложил поработать с детским хором в открывающемся молодежном джазовом центре. Последним доводом “за” стал тот факт, что в школе собрались самые сильнейшие джазовые силы города и ее старые друзья: Валерий Насибуллин, Эдуард Сыршаев, Валерий Баннов, Заур Рыскулов...
Любовь к джазу началась давно, еще во время учебы в консерватории. Ольга училась на факультативе джазовой импровизации Михаила Алексеевича Ермолова, который сейчас проживает в Штатах. Тогда же была организована группа “Джаз стандарт” - вокальный секстет, с которым выступала в Германии. Ныне Ольга руководит детским джазовым хором, работает в молодежном джазовом центре.

Будучи хормейстером хора христианского культурного центра, Ольга занималась не только западной музыкой, на ее счету множество совместных постановок с филармонией. Среди которых: огромная оратория “Мелия” Мендельсона, “Сотворение мира” Галина, маленькая торжественная месса Россини, грандиозная постановка Генделя “Миссия” с участием колледжа и консерватории. С точки зрения музыки последняя постановка явилась большим событием для нашего города, вообще для нашей республики. Ольга отмечает судьбоносное наличие двух линий: академической и джазовой, в ее жизни они идут параллельно. Если вначале она занималась в джазовом ансамбле, пока не пригласили в культурный центр, то сейчас вновь работает с джазовыми музыкантами, которых знает со школьной скамьи.

- По каким методикам работает джазовый хор?
- Поскольку мы занимаемся джазом, мы экспериментируем, пытаемся находить какие-то формы занятий, работаем без особых методик. Свинг в джазе - это основное, чему мы учим наших детей. Джазовые школы уже давно существуют в Америке, их много, наша задача где-то перенять их опыт.
В центре для нашего хора существуют идеальные условия, так как есть молодежный оркестр, с которым может выступать хор. Ритм секции просто обязателен.
Моя задача - выучить с детьми как можно больше джазовых тем, композиций. Воспитывать их на классике джаза.
Методику практически создаем сами. Тагир привез очень много материала из Америки...
- Сколько сейчас поет детей? В ком вы видите будущих солистов?
- В общем хоре поет около 30-40 детей, разного возраста, у большинства ребят отличные вокальные данные, хорошие перспективы. Есть малышка Алин трех лет, пятилетняя девочка Эмили поет вместе с мамой Гульмирой. Недавно появился мальчик Богдан, маленький еще. Если будет развиваться, то из него что-то получится. По-своему каждый хорош, я бы хотела всех перечислить.
- Во время выступления ваши детишки танцуют...
- Изначально джаз родился как танцевальная музыка, под нее народ отдыхал, танцевал, веселился. Период “big band” до 30-40-х годов прошлого века - в основном это танцевальная музыка. Это уже потом джаз интеллектуализировался, появились новые формы, течения, направления.
Для детей я выбираю известные композиции, которые знает весь мир. В первую очередь это образование. Мы будем расти вместе с ростом нашей школы, мы будем двигаться вместе с детьми. Пока не могу даже представить, что из всего этого получится, - результаты видны через двадцать лет. Мне очень хочется, чтобы это дело развивалось. С одной стороны, эта музыка, появившаяся в начале ХХ века, стала классикой, с другой - ее влияние ощутимо на всей музыке ушедшего столетия, и до сих пор оно продолжается. В джазе невозможно без движений, это музыка, под которую хочется двигаться. Поскольку это концертная группа, они должны выглядеть хорошо на сцене.
- Человек с улицы, с желанием петь приходит к вам... Есть у него шанс?
- Да. Все зависит от вашего желания. У нас есть джазовое и классическое, сольфеджио. Специально играют как классические, так и джазовые композиции, одно другому не должно мешать. Сейчас я собираюсь уделять больше внимания классической музыке.
- У вас есть желание записать детские голоса на информационные носители? Насколько это осуществимо?
- Все зависит от денег, от нашего уровня. Мы недавно делали запись песни “Пусть всегда будет солнце” с группой “JCS”. Это просто музыкальная находка, оригинальная интерпретация, замечательная вещь, эксперимент. Наш хор сравнили с совместным хоровым исполнением “Pink Floyd” композиции “Wall”. Важно было передать настроение песни, нашим детям удалось. Мне очень понравилось, как они работали в студии. Просто колоссально, как они серьезно к этому отнеслись. Я считаю, что это огромное достижение для детей. Само посещение студии - это рост, они повзрослели, стали профессиональнее. Сейчас я понимаю, что для хора необходим микрофонный аппарат - для равновесия хора и оркестра. Каждое выступление, репетиция - это профессиональный рост ребят, который происходит все время и незаметно.
- Вы чувствуете настроение каждого ребенка? Как вам удается этим управлять?
- Почувствовать настроение группы - это уже чисто профессиональная хормейстерская работа. Независимо от того, кто перед тобой: дети или профессиональный хор, джазовый или классический. Однажды мне пришлось управлять хором на стадионе составом 450 человек. Дело в общении руководителя и хора, мы все участники одного процесса, независимо от количества людей. Это потрясающее открытие, которое я сделала для себя.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии