Душа хора
Алия Боранбаева
Она словно вне реальности, даже ее внешность: живые голубые
глаза, растрепанные светлые волосы... Дело ее жизни, любимая
профессия - хормейстер - сегодня достаточно редкая: Ольга
Выходцева - руководитель детского джазового хора, необыкновенная,
редкая женщина, уникальный педагог.
С детьми она начала работать не так давно, за ее плечами
богатый опыт в христианском
культурном центре с камерным профессиональным хором, которому
она отдала восемь лет.
В детстве, будучи участницей хоровой студии Валерии Павловны
Березиной, определила для себя дальнейшую профессию и о своем
выборе ни разу не пожалела. В один прекрасный день позвонил
хороший друг и предложил поработать с детским хором в открывающемся
молодежном джазовом центре. Последним доводом “за” стал тот
факт, что в школе собрались самые сильнейшие джазовые силы
города и ее старые друзья: Валерий Насибуллин, Эдуард Сыршаев,
Валерий Баннов, Заур Рыскулов...
Любовь к джазу началась давно, еще во время учебы в консерватории.
Ольга училась на факультативе джазовой импровизации Михаила
Алексеевича Ермолова, который сейчас проживает в Штатах. Тогда
же была организована группа “Джаз стандарт” - вокальный секстет,
с которым выступала в Германии. Ныне Ольга руководит детским
джазовым хором, работает в молодежном джазовом центре.
Будучи хормейстером хора христианского культурного центра,
Ольга занималась не только западной музыкой, на ее счету множество
совместных постановок с филармонией. Среди которых: огромная
оратория “Мелия” Мендельсона, “Сотворение мира” Галина, маленькая
торжественная месса Россини, грандиозная постановка Генделя
“Миссия” с участием колледжа и консерватории. С точки зрения
музыки последняя постановка явилась большим событием для нашего
города, вообще для нашей республики. Ольга отмечает судьбоносное
наличие двух линий: академической и джазовой, в ее жизни они
идут параллельно. Если вначале она занималась в джазовом ансамбле,
пока не пригласили в культурный центр, то сейчас вновь работает
с джазовыми музыкантами, которых знает со школьной скамьи.
- По каким методикам работает джазовый хор?
- Поскольку мы занимаемся джазом, мы экспериментируем, пытаемся
находить какие-то формы занятий, работаем без особых методик.
Свинг в джазе - это основное, чему мы учим наших детей. Джазовые
школы уже давно существуют в Америке, их много, наша задача
где-то перенять их опыт.
В центре для нашего хора существуют идеальные условия, так
как есть молодежный оркестр, с которым может выступать хор.
Ритм секции просто обязателен.
Моя задача - выучить с детьми как можно больше джазовых тем,
композиций. Воспитывать их на классике джаза.
Методику практически создаем сами. Тагир привез очень много
материала из Америки...
- Сколько сейчас поет детей? В ком вы видите будущих солистов?
- В общем хоре поет около 30-40 детей, разного возраста, у
большинства ребят отличные вокальные данные, хорошие перспективы.
Есть малышка Алин трех лет, пятилетняя девочка Эмили поет
вместе с мамой Гульмирой. Недавно появился мальчик Богдан,
маленький еще. Если будет развиваться, то из него что-то получится.
По-своему каждый хорош, я бы хотела всех перечислить.
- Во время выступления ваши детишки танцуют...
- Изначально джаз родился как танцевальная музыка, под нее
народ отдыхал, танцевал, веселился. Период “big band” до 30-40-х
годов прошлого века - в основном это танцевальная музыка.
Это уже потом джаз интеллектуализировался, появились новые
формы, течения, направления.
Для детей я выбираю известные композиции, которые знает весь
мир. В первую очередь это образование. Мы будем расти вместе
с ростом нашей школы, мы будем двигаться вместе с детьми.
Пока не могу даже представить, что из всего этого получится,
- результаты видны через двадцать лет. Мне очень хочется,
чтобы это дело развивалось. С одной стороны, эта музыка, появившаяся
в начале ХХ века, стала классикой, с другой - ее влияние ощутимо
на всей музыке ушедшего столетия, и до сих пор оно продолжается.
В джазе невозможно без движений, это музыка, под которую хочется
двигаться. Поскольку это концертная группа, они должны выглядеть
хорошо на сцене.
- Человек с улицы, с желанием петь приходит к вам... Есть
у него шанс?
- Да. Все зависит от вашего желания. У нас есть джазовое и
классическое, сольфеджио. Специально играют как классические,
так и джазовые композиции, одно другому не должно мешать.
Сейчас я собираюсь уделять больше внимания классической музыке.
- У вас есть желание записать детские голоса на информационные
носители? Насколько это осуществимо?
- Все зависит от денег, от нашего уровня. Мы недавно делали
запись песни “Пусть всегда будет солнце” с группой “JCS”.
Это просто музыкальная находка, оригинальная интерпретация,
замечательная вещь, эксперимент. Наш хор сравнили с совместным
хоровым исполнением “Pink Floyd” композиции “Wall”. Важно
было передать настроение песни, нашим детям удалось. Мне очень
понравилось, как они работали в студии. Просто колоссально,
как они серьезно к этому отнеслись. Я считаю, что это огромное
достижение для детей. Само посещение студии - это рост, они
повзрослели, стали профессиональнее. Сейчас я понимаю, что
для хора необходим микрофонный аппарат - для равновесия хора
и оркестра. Каждое выступление, репетиция - это профессиональный
рост ребят, который происходит все время и незаметно.
- Вы чувствуете настроение каждого ребенка? Как вам удается
этим управлять?
- Почувствовать настроение группы - это уже чисто профессиональная
хормейстерская работа. Независимо от того, кто перед тобой:
дети или профессиональный хор, джазовый или классический.
Однажды мне пришлось управлять хором на стадионе составом
450 человек. Дело в общении руководителя и хора, мы все участники
одного процесса, независимо от количества людей. Это потрясающее
открытие, которое я сделала для себя.
|