23 августа 2002
№ 34 (222)
Разделы

     Главная страница
     События
    Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура

 

     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Культура  

Яблоко от яблони...

Мира Мустафина

Оказывается, в жизни бывает такое: знакомое имя вдруг оборачивается большим открытием.
Академический театр русской драмы имени М.Лермонтова в предстоящем новом сезоне отмечает свое 70-летие. Галина Юрьевна Рутковская, “последняя из могикан” театральной династии Рутковских-Кручининых, отмечает 80-летие. Эти две даты связаны между собой кровными узами. Галина Юрьевна - дочь основателя первого русского профессионального театра в Казахстане Юрия Людвиговича Рутковского. Именно на нашей земле закончилась жизнь на колесах для этой польской семьи.

Во время похорон к Галине Юрьевне Рутковской подходили и от чистого сердца признавались многие люди: “Для нас он остается вечно живым”, “Это потеря не только для вашей семьи, но и для всего общества”...
На казахстанский Союз театральных деятелей обрушился шквал телеграмм с соболезнованиями.
О ком эти слова? О Юрии Людвиговиче Рутковском, основателе первого стационарного профессионального русского театра в Казахстане.
Почему-то его именем не названа ни одна улица в Алматы. Нет мемориальной доски ни на доме, в котором он жил, ни на здании театра. А его дочь Галина Юрьевна не может до конца осуществить свою давнюю мечту - издать мемуары, где будут воспоминания от первого лица о развитии и становлении театрального искусства нашей страны. Всего вышло пять экземпляров ее книги “Глазами сердца”, и все! В коридорах Министерства культуры, информации и общественного согласия республики осели денежки, специально отведенные для книгоиздательства “Елорда” (Астана), где было начато осуществление этого проекта.

У театра нет денег. Нет денег и у Галины Юрьевны Рутковской...
Когда из жизни уходит строитель, его значение, его величие мы читаем в контуре построенного им моста или какого-нибудь здания. Когда пытаемся измерить глубину следа, оставленного на земле ученым, изучаем его трактаты. Несправедливо, что удел Юрия Людвиговича Рутковского - жить только в памяти театралов, да и то старшего поколения.

И жизнь - театр...
Предлагаю вам лишь некоторые странички из семейного архива. На мой взгляд, это всего лишь краткий экскурс в историю театрального искусства страны, жалею об одном, что не могу рассказать полнее.

Юрий Рутковский родился в Варшаве в конце 19-го века в семье очень театральной: отец служил актером в театре “Нарадовы”, тетушка отца - Мария - премьерша театра “Комедии Франсез””, сестра - Ванда Рутковска - прима-балерина императорского театра оперы и балета Варшавы. Отец Юрия не хотел, чтобы сын продолжал его род занятий, осознавая нелегкий труд актера, и поэтому будущий режиссер Рутковский поступает в городское училище, а позже и в техническое училище повышенного типа.

В 1914 году Рутковского призвали на военную службу: попал на фронт, вскоре был контужен на Финском участке, лечился в военном лазарете в Петрограде. А в это время на северо-западном направлении русского фронта служила хирургической сестрой милосердия Елизавета Пржбальская (театральный псевдоним - Кручинина, будущая его жена).

Елизавета Болеславна Пржбальская родом из Пермской губернии из семьи служителя железной дороги. Семья была большой, из пятерых детей удача выпала только Елизавете - она получила образование, закончила женскую гимназию. Во время учебы любила играть в спектаклях, организованных художественным центром гимназии, на которых ее и приметил Петр Петрович Медведев, антрепренер Екатеринбургского драматического театра. Он считался в то время известным театральным деятелем, интересным режиссером и талантливым актером. “Закончишь гимназию, возьму тебя к себе в труппу”, - сказал однажды Медведев. После окончания гимназии Пржбальская была принята в театр и одновременно в театр-студию. Псевдоним у Елизаветы появился летом 1914 года...

1920-й год. В Омске появилась новая семья - Рутковский-Кручинина. Об этом времени можно написать целую книгу. “Мои родители часто вспоминали первые годы совместной работы. Три года они работали на Украине, затем в Белоруссии. Это был один коллектив, крепкий, творческий, возглавил который мой отец. Именно в эти годы он занялся режиссурой. Его коллектив получил общественное признание, о них знали в Москве, и в 1928 году перевели в систему РСФСР. С 1928 по 1931 год они гастролировали по многим городам России.”

Человек в военной форме
В 1931 году театральный отдел управления искусств РСФСР предложил Рутковскому и его труппе переехать в Среднюю Азию. Не зная, что ожидает семью в далекой стороне, “родители решили отправить меня к бабушке, Юлие Пржбальской в Иркутск”. С Украины в Иркутск - на поезде. В поезде маленькая Галочка заболела - крупозное воспаление легких. Высокая температура, бред, постоянно теряла сознание. Девочки не было бы давно в живых, если бы не помощь Михаила Николаевича Тухачевского, командующего Дальневосточным военным округом. Он тоже направлялся в Иркутск. Оказывается, начальник поезда доложил адъютанту Тухачевского, что в соседнем вагоне у известной актрисы Кручининой заболел ребенок. Тухачевский приказал по селекторной связи соединить с врачом ближайшего города. С этого момента врачи-коллеги по ходу следования поезда передавали Галину друг другу до самого Иркутска. Ночами около девочки сидела мама, выполняя все назначения докторов, а днем, когда женщину отправляли в соседнее купе отсыпаться и восстанавливать силы, на вахту заступал адъютант комбрига. А иногда заглядывал и сам Михаил Николаевич, интересуясь, чем еще помочь. На иркутский перрон Михаил Николаевич вынес девочку на руках. “За нами шли мама, адъютант Саша с вещами и мой четвероногий друг Витязь”. Настали минуты расставания - рукопожатия, улыбки, слова благодарности. “Потом очень часто мы вспоминали этого замечательного человека, который спас мне жизнь, а сам... Мы никогда не признавали его врагом народа”.

Здравствуй, новая жизнь...
...Юрий Людвигович лежал на жесткой железной койке в узком, как пенал, саманном доме, состоявшем из единственной комнаты. Вдруг широко распахнулась дверь, и в комнату влетел невысокого роста человек. Копна черных волос, черные чаплинские усики, огромные с добрым прищуром глаза. “Саламат сызба!” - это был Жумат Шанин, впоследствии первый художественный руководитель Государственного казахского драматического и музыкального театров, первый казахский режиссер-профессионал. Жумат выпалил свое приглашение Юрию Рутковскому организовать в Алма-Ате стационарный профессиональный театр русской драмы...

Среди множества проблем по организации театра встал вопрос его будущего расположения. Театрального здания в Алма-Ате не было. И тогда Рутковский арендовал у НКВД республики строящийся для них клуб имени Дзержинского. А городские власти разместили труппу в гостинице “Номера Белоусова”. Всем коллективом приступили к обустройству будущего театрального помещения, так как само здание клуба не было приспособлено для театральных спектаклей. Одна голая сценическая площадка - без кулис, карманов, штанкетов, колосников, световой аппаратуры и занавеса...

Скромный театральный скраб постепенно пополнялся по мере появления новых названий в репертуаре. Ведь в дореволюционном театре актеры - и мужчины, и женщины - должны были иметь свой театральный гардероб “от и до”. Такой имелся и у Рутковского, который почти весь они передали и своему детищу - Алматинскому театру. Даже сейчас Галина Юрьевна, сидя в зрительном зале театра Лермонтова, узнает ту или иную вещь из их семейной кладовой.

Так вот нынешний театр имени М.Лермонтова начинает свой отсчет с 26 января 1934 года, когда в 20.00 часов местного времени спектакль “Страх” Афиногенова, словно семафор, открыл путь, и поезд “русской драмы” тронулся, набирая скорость. Потекли сезон за сезоном, мелькали названия пьес, имена авторов, режиссеров и актеров...

Наконец в 1935-м труппа театра была укомплектована. Хотелось бы иметь в его составе еще одного квалифицированного режиссера.

Вот судьба “поставляет по этапу” московского режиссера из театра В.Мейерхольда Леонида Варпаковского. Рутковский на свой страх и риск пошел в НКВД, а потом и к Левону Мирзояну, первому секретарю краевого комитета ВКП(б), за разрешением принять на работу в труппу театра ссыльного Варпаковского. Вернувшись через 25 лет после ссылки в Москву, Леонид напишет: “Поверьте мне, дорогой Юрий Людвигович, что вы занимаете в моем сердце немалое место, я всегда помню о вас”.

Постановка в Казахском театре в 1945 году пьесы Мухтара Ауэзова “Тунгы сарын” Юрием Рутковским стала началом творческого объединения двух театров - русского и казахского. Сам Мухтар Ауэзов согласился быть консультантом и ассистентом спектакля. Елизавета Кручинина, жена режиссера, стала первой русской актрисой, которая сыграла в казахской пьесе, и впервые на подмостках театра “Госсовета” персонажи Ауэзова заговорили по-русски. Официально открытый Рутковским театр зажег “зеленый свет”.

Вторая родина
Галина Юрьевна считает своей родиной Казахстан. “В 1933 году наконец-то закончилась жизнь на колесах для нашей семьи. Именно здесь, в Казахстане, представилась возможность в полную силу раскрыться творческим и гражданским идеалам моих родителей.

Казахстан для них - вторая родина. А первой для отца всегда оставалась Польша”. Галина Юрьевна здесь училась, закончила школу №28, потом КазПИ имени Абая в 1946-м и начала свою трудовую деятельность в театре юного зрителя, организованном Натальей Сац. В этом театре Галина Юрьевна проработала 32 года заведующей педагогической частью. Преподавала в театральном институте. В 1974 году Галина Юрьевна была удостоена почетного звания “Заслуженный работник культуры”. “Для меня оно очень дорого: это то, чему я посвятила свою жизнь!”

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии