НОВОЕ РУСЛО ДЛЯ НЕФТЯНОЙ РЕКИ
Сакен Канатов
В нынешнем году Казахстан планирует добыть 45 миллионов тонн нефти и газоконденсата, что на пять миллионов тонн превышает объемы добычи прошлого года. В связи с чем на юге страны остро встала проблема нехватки средств перевалки нефти для ее дальнейшей транспортировки по железной дороге. На основании заявок ряда нефтяных компаний, ведущих добычу нефти на месторождениях Южно-Тургайского бассейна в Кызылординской области, госкомпания “КазТрансОйл” приступила к строительству железнодорожной наливной эстакады на 48-м километре нефтепровода Шымкент-Чарджоу вблизи станции Шагыр в Южно-Казахстанской области
По словам заместителя генерального директора ЗАО “КазТрансОйл” Берика Толумбаева, до сих пор перевалка основных объемов кумкольской нефти в железнодорожные цистерны осуществлялась на эстакаде Текесу, которая принадлежит нефтеперерабатывающему заводу “Шымкентнефтеоргсинтез” (ШНОС). Однако мощности по наливу нефти на Текесу уже перегружены.
Новая эстакада на станции Шагыр будет введена в ноябре 2002 года. Ее мощность составляет 3 миллиона тонн в год. Как сказал г-н Толумбаев в интервью агентству “Интерфакс-Казахстан”, основными преимуществами эстакады являются низкий тариф на перевалку нефти, круглогодичный график работы, что особенно важно при транспортировке высокозастывающей кумкольской нефти, а также доступность для всех грузоотправителей, а именно этого принципа придерживается ЗАО “КазТрансОйл” при оказании услуг пользователям системы.
Пока окончательный тариф Агентством по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса не установлен, стоимость налива нефти в цистерну не будет превышать полутора долларов за тонну. Выгоден этот проект и тем, что станция Шагыр расположена ближе к основным и транзитным перевалочным пунктам назначения при поставках кумкольской нефти железнодорожным транспортом - к Атырау, откуда начинаются нефтепроводы в Самару и Новороссийск (КТК), а также к морпорту Актау. Это позволит грузоотправителям сэкономить на железнодорожных тарифах.
По сообщению г-на Толумбаева, “КазТрансОйл”уже заключил долгосрочные соглашения на перевалку нефти через железнодорожный терминал Шагыр с ТОО СП “Казгермунай” и ТОО “Торговый дом “КазМунайГаз”. Заинтересована в использовании новых мощностей и компания “Тургай Петролеум” и в настоящее время согласовывает с ЗАО “КазТранcОйл” детальные условия долгосрочного соглашения.
|
|
|
|