ВАМ ПИСЬМО!
Ольга Медведева
По самым скромным подсчетам, в полмиллиона тенге обошлись “шутки” мнимых биотеррористов Алматинскому санитарно-эпидемиологическому управлению. Среди тех, кто получал подозрительные конверты или бандероли, - Национальный банк, Накопительный пенсионный фонд Народного банка, “Казахтелеком” и другие солидные учреждения. Никто из казахстанских авторов “биотеррора” пока не был наказан
Впрочем, бдительные алматинские старушки после американских событий вызывали чеэсников и по поводу просто кем-то рассыпанной в подъезде муки. По данным СЭУ, из сорока одного вызова, поступившего со времени нью-йоркской трагедии, треть случаев оказалась ложной, не заслуживающей внимания специалистов. И все же, считает начальник отделения особо опасных инфекций городского СЭУ Иосиф Куклиновский, бдительность терять нельзя, хотя и для паники причин нет.
Конверты с неизвестным порошком находили не только в почтовых отделениях. Эпидемиологам и работникам ЧС приходилось выезжать в высшую школу права “Адилет”, в ТОО “Европа-Азия-Транзит”, в Накопительный пенсионный фонд Народного банка, в ОАО “Казахтелеком”. Три вызова было из Алматинского отделения перевозки почты. Даже если чаще всего это были шалости скучающих подростков, объекты выбирались солидные, а не школы и вузы, как это бывает в случаях телефонного терроризма.
За все это время двадцать три человека оказались в контакте с подозрительным порошком, который высыпается из конверта, и их пришлось госпитализировать. В течение пяти дней проводились обследования, делались анализы и “потерпевших” отпускали. В семнадцати случаях приходилось проводить дезинфекцию, например, в почтовых отделениях - обработку транспортера, по которому движется корреспонденция.
Вообще почтовые работники - самые подготовленные к таким случаям люди. Алматинские сортировщики работают в фартуках и перчатках. А в Европе и Америке предпринимают еще более серьезные меры: вся почта стала проходить через специальные аппараты, стерилизующие корреспонденцию. При этом почта, конечно, остается неиспорченной. Сейчас в России планируют установить такую аппаратуру, а потом, возможно, примеру соседей последуем и мы.
А пока алматинский акимат выделил СЭУ 17 миллионов тенге на приобретение современнейшего австрийского прибора “Микро Такс”. Он предназначен для идентификации микроорганизмов и определения чувствительности к антибиотикам. Определить возбудители, как известно, легче, чем лечить, поэтому важно сразу выявить лекарственные препараты, способные успешно бороться с вирусом. Эпидемиологи ждут приезда иностранных специалистов, которые установят оборудование и обучат их работе с прибором. Тогда время для экспресс-теста сократится до трех часов.
В полмиллиона тенге вылились затраты только СЭУ на обследование порошков, которые могли быть биооружием, но оказывались стиральными или строительными материалами. Кроме того, приходилось выезжать сотрудникам УВД, ЧС, КНБ и других служб. Чеэсники подсчитали, что один вызов обходится им в тридцать тысяч тенге. Ни одного случая опасных инфекций обнаружено не было, но выезды и анализы нельзя не проводить, ведь не только в США и Европе, но и в России были попытки биотеррора.
Пик ложного биотерроризма пришелся на октябрьские дни прошлого года, после сообщений о распространении в США террористами спор сибирской язвы в почтовых конвертах. В Санкт-Петербурге тогда только за один месяц милиция получила сто звонков о нахождении порошка в конвертах или бандеролях.
Был задержан и один из “биотеррористов”. Им оказался сотрудник НИИ, подложивший коллеге конверт с мелом и надписью “Джихад”. Его привлекли к административной ответственности и оштрафовали. Еще один шутник был наказан в Новосибирске.
В ближайшие годы ожидать спада угрозы биотерроризма не приходится. Немало стран имеют биологические программы наступательного характера. Дешевизна, доступность технологий привлекает террористов.
У биооружия есть для них и такое преимущество: человек заболевает, но выяснить, почему он заболел, умышленно ли его заразили, очень трудно. Среди самых опасных инфекций называют оспу, сибирскую язву, чуму, туляремию, ботулизм. Опасно, что информация о рецептуре, способах приготовления становится все более доступной (к примеру, через Интернет), да и специалисты за определенные деньги могут соглашаться участвовать в подготовке биооружия. Способов его распространения тоже немало: можно заразить продукты питания, воду биопатогенами, а выглядеть это будет как естественное распространение инфекции.
На прошлой неделе конверт с подозрительным желтоватым порошком был обнаружен в почтовом отделении военного городка Турксибского района Алматы. И снова выезжали все “чрезвычайные” службы. И опять виновный не был найден, хотя ГУВД занимается расследованием каждого случая.
По словам Юрия Ильина, заместителя председателя городского управления по ЧС, в законодательстве есть меры наказания за такие “шалости” - до года лишения свободы или штраф в размере пятисот расчетных показателей. Но пока все это называется “заведомо ложным сообщением о терроризме”. А пора уже и в законах дать четкое определение биотерроризма и, возможно, ужесточить наказание за эти далеко не невинные забавы.
|
|
|
|