3 мая 2002
№18 (206)
Разделы
     Главная страница
     События
     Здоровье
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту

КАЗАХСТАН ДЛЯ КАКИМЖАНОВА

Аврора Крейсер

Мы уже писали, что постоянный герой наших публикаций министр государственных доходов Зейнулла Какимжанов начал масштабную PR-кампанию. Цели ее, учитывая нешуточные амбиции министра - о чем не раз было писано, - очевидны. Но вдруг эта спланированная PR-кампания приобрела непредвиденный оборот
Напомним, что вслед за местными изданиями удивительно похожие очерки о Какимжанове и интервью с ним стали печатать и авторитетные российские издания, разумеется, в казахстанских вкладышах. В частности, одна очень выразительная публикация уже оказывалась в фокусе нашего особенного внимания. Речь идет об интервью с министром в “казахстанском секторе” российских “Известий”, где эпатажное фото а ля Че Гевара и оригинальные рассуждения о роли женщин в борьбе с коррупцией совершенно затмили размещенную на той же странице статью о Евразийском форуме с фотографией президента - и событие мирового масштаба, проходившее в Казахстане, просто “потерялось” на фоне блистательного портрета и умных мыслей “непримиримого борца с коррупцией”.

Такая своеобразная демонстрация того, “кто есть кто в Казахстане” - для Зейнуллы Какимжанова, к слову, в порядке вещей. Можно привести пример с журналом “Континент”, где на фоне гигантского интервью с министром госдоходов и внушительным фото “поданные” в куда меньшем масштабе другие представители отечественной полит- и бизнесэлиты (Субханбердин, Кулибаев, покойный Оспанов) выглядят просто “карликами”.

Но в целом, будь то казахстанские или российские СМИ, манера подачи персоны Зейнуллы Какмжанова в них выглядит единой. Причем отдадим должное его PR-консультантам: имидж министру они создали по проверенным рецептам - “спасителя Отечества” (в духе Жириновского и Гани Касымова), а кампанию проводят вполне добротно. Исключение составило разве что интервью в “Новом поколении”, где образ министра вырисовывается явно не “тянущим” на имидж героя нации и “непримиримого борца с коррупцией” (разве только бороться с коррупцией в редких перерывах между тем, когда министр “не может отказывать девушкам”). Но и то лишь потому, наверное, что в данном случае опытные и хладнокровные PR-консультанты не смогли проконтролировать увлекшегося Зейнуллу Халидолловича.

Но, повторимся, дело приобрело неожиданный поворот. В то время, как казахстанские страницы российских изданий рассказывали о главном казахстанском мытаре в сдержанно-героических тонах, в непосредственно российских секторах этих изданий увидели свет публикации совершенно другого рода. Так, из статьи “Астана продолжает “священную” войну с коррупцией” (“Независимая газета”, номер от 16 апреля 2002 года) российский читатель может узнать, что “сегодня в Казахстане разгорается скандал вокруг еще одного высокопоставленного чиновника - министра государственных доходов Зейнуллы Какимжанова... В частности, имеются многочисленные факты нарушений законности при проведении тендеров по закупкам компьютерной техники и создании компьютерной сети для налоговых органов стран”.

Россияне обнаруживают неплохую осведомленность:

“Вообще, г-н Какимжанов - фигура на политической арене Казахстана довольно эпатажная. К примеру, прошлым летом, когда в стране была объявлена амнистия “грязных денег”, он публично признался, что до своего прихода на министерский пост уклонялся от уплаты налогов и отмывал деньги. После таких откровений принято уходить в отставку, однако ничего подобного фискальному чиновнику в голову не пришло. Напротив, он по-прежнему шокирует казахстанскую общественность своим образом жизни: отдыхает на роскошных курортах, во время поездок за границу останавливается исключительно в эксклюзивных отелях, посещает престижные ночные клубы и казино...

Да и на своем посту главного таможенника страны он порой ведет себя с первобытной непосредственностью. Так, недавно Какимжанов вывел за штат всех сотрудников таможни и объявил в прессе, что должность рядового таможенника стоит 2 тысячи долларов, а кресло начальника таможенного перехода - 100 тысяч долларов. Эта поразительная инициатива чиновника была подана как объявление “конкурса на замещение вакантных должностей”.

А вот что пишет другая, не менее независимая от казахстанских денег газета - “Московский комсомолец” (номер от 12 апреля 2002 года) в статье с символическим названием “Министр Монте-Карло”: “...в 1994-1996 годах по специальному разрешению премьер-министра Кажегельдина Зейнулла Какимжанов был удостоен двух премий - по 100 тысяч долларов каждая. Случай беспрецедентный и явно сродни поговорке “яблоко от яблони...” Что ж, скандальный министр Кажегельдин, бежавший на Запад, воспитал достойного преемника. И преемник этот уже воспарил в мечтах. При учете, что ведущие фигуры из его окружения - кто идейно, а кто практически - участвуют в деятельности возникших недавно оппозиционных движений - Демократический выбор Казахстана и партия “Ак жол”. Фактически сегодня Какимжанов - их пятая колонна. Лидер с колоссальными амбициями и далеко идущими планами. Ведь через четыре года в Казахстане грянут президентские выборы... Вопрос лишь в том, грянет ли с ними Какимжанов?”

Такие вот любопытные публикации, и порой дело доходит даже до того, что на страницах одной и той же авторитетной российской газеты можно встретить два противоположных по смыслу и интонации материала: в “казахстанском секторе” - за Какимжанова, в собственно российском - нет, не то чтобы против, но материал, задающий вопросы, по-журналистски задиристый и во всяком случае не заказной, а наоборот, выходящий за границы инициированной министром PR-кампании.

Выбирать, кому доверять - разумеется, читателю. Кстати, мы ошиблись, назвав его российским, что не совсем так. Тот же “МК” распространяется в СНГ, а также в США, Канаде, Израиле, Греции, Испании и Германии. Так что почти без преувеличения можно заявлять, что скоро во всем мире будут знать, каков на работе и отдыхе Зейнулла Какимжанов - еще недавно безызвестный (в глобальном, разумеется, масштабе) министр государственных доходов РК.

Но вот ведь что. Конечно, понятно, что скандальные публикации в российской прессе появились не благодаря желанию Зейнуллы Какимжанова, напротив, он, наверное, много бы дал, чтоб их не было. Но теперь, когда это уже случилось, еще неизвестно, выиграл он от внезапно свалившейся скандальной мировой славы или проиграл.

Ведь даже дурная слава - все равно слава. То есть известность, популярность, которой он своей PR-кампанией и добивался. А при той, в общем-то, незначительной, скудной информации, которая имеется за рубежом о Казахстане, эта известность приобретает еще большее значение. В самом деле, если всякая информация о Казахстане связана с именем Какимжанова (неважно, в какой связи), то скоро эти два понятия: Казахстан и Какимжанов - будут не менее едины, чем Ленин и партия.

Хотя, конечно, та еще образуется картина в восприимчивой голове зарубежного обывателя. Сначала Казахстан, благодаря мировым блокбастерам, был воспет как страна, активно торгующая ядерным оружием (“Правдивая ложь”), затем - как прибежище террористов, покушающихся на иностранных лидеров (“Президентский самолет”), далее - как полигон проведения загадочных военных биологических экспериментов (“Секретные материалы”), и вот, наконец, теперь - как какое-то специальное место, где чиновники, как на подбор, все - повесы, плейбои, сибариты, азартные игроки и вообще большие оригиналы, любящие шокировать общество разного рода эпатажными выходками. Не говоря уже о нарушениях закона.

Да, речь в публикациях идет только о Какимжанове. Но не вправе ли “они” судить по нему обо всех нас (и дело даже не в том, вправе или нет - не происходит ли так на самом деле, а с этим приходится считаться)?

Мы, впрочем, не расположены сетовать на СМИ, в рамках PR-кампании Зейнуллы Какимжанова превозносящие его. И неважно даже, за деньги ли, за иные ли перспективы они это делают; это обыкновенный, нормальный бизнес, и не нам их осуждать. Тем паче нельзя бросить камень в огород тех российских изданий, что, например, задаются в его адрес острыми и небеспочвенными вопросами.

А просто - ну неужели в Казахстане больше нет высокопоставленных чиновников, о которых стоило бы написать: безупречного поведения, истинно государственных интересов?.. А может, как раз потому, что тот же премьер, заслуживающий общественного внимания ну никак не меньше министра госдоходов, просто спокойно и без шума делает свое дело - он и неинтересен прессе? (Вместо Тасмагамбетова можно назвать Павлова, Есенбаева, да мало ли...) Может, правило, согласно которому среднестатистическому поедателю гамбургеров интересней на киноэкране не добропорядочные граждане и налогоплательщики, а крутые, но плохие парни, может, правило это справедливо и в отношении наших СМИ?

И еще: почему эти честные чиновники, эти положительные госмужи терпят этого, воспользуемся российским эпитетом, “министра Монте-Карло”, почему позволяют дискредитировать звание казахстанского чиновника? Не потому ли, что сложись удачней обстоятельства, и сами не прочь последовать поданому Зейнуллой Какимжановым примеру? А может, и сейчас следуют, только не так вызывающе? Тогда что ж... Тогда предлагаем PR-консультантам Зейнуллы Какимжанова сделать еще один - и гигантский - шаг в начавшейся пропагандистской кампании. И кстати о кино: снять очередной блокбастер, где в эпизодической роли характерного казахстанского чиновника сыграл бы “человек, похожий на министра государственных доходов”. А у входа перед сеансом вместо поп-корна продавать газеты с известными публикациями.

Впрочем, мы были бы не правы, если бы остались в стороне от всей этой планетарной шумихи вокруг Зейнуллы Какмжанова, и потому хотели бы внести в его PR- кампанию собственную лепту. Только, разумеется, на свой лад.

Раньше “НП” уже вспоминало известную формулу, что коррупцию, как и мафию, можно победить, лишь возглавив ее. В связи с чем интересовалось, не последовал ли “непримиримый борец с коррупцией” этому старому доброму рецепту?

Так вот, сейчас, наблюдая на страницах разных изданий блистательные фото Зейнуллы Какимжанова в стилистике латиноамериканских “комманданте”, мы убеждаемся в правомерности наших опасений. Ведь выглядит министр как явный победитель. Однако мы обратили внимание, что PR-консультанты Зейнуллы Халидолловича с наскучившим однообразием используют только анфас нашего героя. Наверное, забывая, что анфас - это, извините за каламбур, лишь одна сторона медали. Что в удалой, непредсказуемой, рискованной судьбе разного рода “спасителей” и “борцов” случаются странные повороты, когда им приходится демонстрировать не ослепительную белозубую улыбку, а строгий, скромный, мы бы сказали, камерный профиль. А у Зейнуллы Какимжанова, к тому же, он весьма выразительный. И хотя сейчас в прессе повсюду встречается лишь его героический анфас, мы решили “дать” его в профиль.

Пусть немного и опережая время.


Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии