КАЗАХСТАНСКИЕ СИРОТЫ: СИНДРОМ
СОБАКИ, ЧТО ЛЕЖИТ НА СЕНЕ?
Им это нужно,
а нам - выгодно
Тахир Баратов
Как-то одна учительница в беседе мне сказала - не бывает трудных детей, бывают трудные родители. И действительно, из любого ребенка можно “слепить” что угодно, если рядом есть добрые, трудолюбивые мастера - родители. Большинство наших детей, лишенных родительского тепла, - это сироты при живых папах и мамах, трудных родителях. Это они в пьяном или наркотическом угаре толкают своих детей в мрак неприютных улиц, заставляют попрошайничать, сдают “в аренду”, продают за гроши, бросают в роддомах, а то и вовсе в канавах...
Мы не торопимся забирать таких детей в семьи, они больны, не воспитанны, не образованны, с неблагополучной генетической наследственностью. А вот иностранцы берут наших беспризорников и подкидышей с удовольствием. Но тут срабатывает принцип собаки, что лежит на сене: мы не предпринимаем ничего сами и бьем себя в грудь со словами “не пущать”. Последняя новация, связанная с международным усыновлением, - это (язык не поворачивается) сдача детей-сирот в аренду на такой-то срок и за такие-то деньги. Дескать, если понравится, пусть остается, не понравится - заберем. Конечно, это не решение проблемы. А знаете ли вы ответы на вопросы, которые нам ставит жизнь казахстанских сирот?
Полемика продолжается, и мы сегодня предлагаем вам познакомиться с мнением наших респондентов
Усыновление казахстанских сирот иностранными гражданами - вопрос, серьезно волнующий нашу общественность. Накал обсуждения не снизился и после принятия Закона “О браке и семье”. Некоторые депутаты парламента и хваткие журналисты, на мой взгляд, пугают обывателей застарелыми байками, дескать, увозят детей на трансплантацию органов, и иными подозрениями. И все это вкупе усиливает волну ветра до штормового. Пусть я не выгляжу патриотом, но все же призываю подойти к этой проблеме с точки зрения разума. Давайте выясним, зачем это нам и зачем это им? Быть может, после ответа на эти вопросы отпадут всякие сомнения.
Первое: казахстанское законодательство разрешает усыновление иностранцами только больных детишек (инвалидов, с тяжелыми патологическими или просто с целым букетом заболеваний), которых мы, положа руку на сердце, признаюсь, никогда не вылечим. У них там, за бугром, высококлассная медицина и, самое главное, медицинская страховка состоятельных родителей, которая способна сотворить немыслимое чудо!
Задумаемся, что гуманней и патриотичней: приостанавливать международное усыновление, кричать с высокой трибуны, что детей нельзя “раздавать” кому ни попадя или предоставить реальную заботу о больной сироте пусть иностранке, но матери. Подумайте, где будет больше смеяться малыш: в детском доме на казенных харчах или в настоящей семье, пусть даже иностранной.
Второе, самое непонятное для нашего менталитета. Например, нужен ли благополучной, состоятельной американской чете ребенок из другой точки земного шара, сын проститутки, допустим, с врожденным сифилисом? Оказывается, нужен! Кстати, они тоже люди и причин у них для усыновления много, и личных, и государственных. Личные - бездетные родители хотят иметь ребенка. Это обычно верующие люди, которые, взяв на воспитание ребенка, выполняют свой человеческий долг перед Богом. К государственным относится отсутствие детских домов в Америке. Их просто не существует, разве что временные приюты, где может пожить потерявшийся или случайно оставшийся без родителей ребенок. Найти никому не нужного ребенка в Америке невозможно. США - страна судов и адвокатов, поэтому никто не застрахован от разбирательства с родственниками ребенка через 10-15 лет после усыновления. Уж американцы-то не упустят случая судиться и требовать компенсации за “моральный ущерб”. Вот и предпочитают граждане этой страны усыновлять детей издалека. Это более-менее не проблематично. В Америке очень ценится общественное мнение. Престижным считается усыновить сироту, отогреть и полюбить маленькую кроху. Это поощряется государством! В национальном календаре появился даже праздник - День усыновителя.
Есть еще и третий аспект этого вопроса, весьма “каверзный”... Да, американцы не делают тайны из “нештатного” появления малыша. И если наши семьи во имя благополучия малыша умудряются порой всех обвести вокруг пальца, то американцы не делят детей на “родных” и “неродных”. Никаких ужасных последствий открытость усыновления не вызывает. Подрастая, дети понимают, какой шаг совершили их родители, и больше ценят свою семью. Социальные службы благодаря такой позиции могут осуществлять размеренные проверки семьи усыновителей. Если у нас ребенок, однажды “выданный” приемным родителям, в силу тайны усыновления навсегда исчезает из поля зрения органов опеки, то каждый усыновленный ребенок в Америке находится под бдительным и неусыпным вниманием общественности.
Социальные службы США дважды в год направляют в Казахстан нотариально заверенные отчеты о том, как растет малыш. Более того, по существующим в Америке правилам усыновленный в другой стране ребенок должен изучать родной язык своей настоящей родины, ее историю, знать государственную символику, чтобы в 16 лет посетить ее и решить, где будет жить и учиться дальше.
Скажете, дорогое удовольствие? Безусловно, и по карману только достаточно состоятельным родителям. В числе прочих документов значится и справка о доходах. Процедура оформления дорогая - она занимает около года, пока собирается ворох документов с гербовыми печатями: рекомендации соседей и сослуживцев, справки о прививках домашних животных, результаты обследования жилища - расходы на справки плюс гонорар агентству, подбиравшему ребенка, плюс транспортные и судебные расходы... Легко представить, в какую далеко не бедную семью попадает ребенок.
Нашему обществу это не просто нужно - это выгодно, а им это необходимо. Повторюсь, таких граждан американское государство поощряет, может даже помочь в карьере - и в политической, и в деловой. Будем разумными и гуманными. Ведь сирота - это всегда какой-то сбой естественного течения жизни, особенно у нас, когда зачастую родители не умирают, а просто отказываются от ребенка. И давайте признаемся, мы, казахстанская общественность, пока не готовы помочь такому ребенку. Так не лучше ли из “двух зол выбрать меньшее”?
|