26 апреля 2002
№17 (205)
Разделы
     Главная страница
     События
     Здоровье
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Люди
     Культура
 
     О газете      Контакты      Подписка      Письмо   Поиск по сайту
     Люди  

Золотой ключ
Николая Зайцева

Галина Галкина

Школьники весь май живут в предвкушении каникул. А взрослые неустанно продолжают искать самые оптимальные преподавательские методики. Зимой с учителями Алматы встречался Шалва Амонашвили, педагог-новатор с мировым именем, доктор наук, почетный академик Российской академии образования. Недавно Алматы посетил педагог-новатор из Санкт-Петербурга Николай Зайцев.

В этом человеке сильна ностальгия по советской эпохе, хотя он считает, что любое общество несовершенно. Блестящий педагог, Зайцев прежде всего врач, ибо главная его учительская заповедь - не навреди! В Алматы по приглашению Алматинского государственного университета и Международной академии развития человека он читал лекции преподавателям и студентам.
- Вы работали в детском доме, колонии для малолетних преступников, интернате для умственно отсталых. Я бы назвала это экстремальной педагогикой. Это был сознательный выбор?

- Конечно, хотел все знать, со всех сторон. Я же педагог, к делу нужно относиться серьезно. К тому же убежден, что нет трудных учеников, есть плохие учителя. Вот вчера привели ко мне из алматинской школы троих третьеклассников-двоечников, самых тугих ребят в классе. Пусть бы не троих, а больше привели. Они с моими таблицами быстро разобрались в склонении существительных, с приставками. Оказалось, смышленые ребята. Может быть, это взрослые не так их учат. И учебники скучные. Сделали 12 лет в школе! А ведь можно все это за 9 лет пройти легко и без потери здоровья, если сразу учитывать физиологию ребенка.

- В Казахстане 2002-й объявлен президентом Годом здоровья. Удручающая статистика по состоянию здоровья школьников - 90 процентов выпускников нездоровы - относится не только к нашей стране, она общая по бывшему Союзу. В своей методике вы учитываете эти данные?

- Во всех так называемых цивилизованных странах, в которых существует установка на более интенсивное обучение детей, люди чем больше учатся, тем больше вырождаются. Рождаемость пополняется в основном за счет эмигрантов, приезжающих в страну. Так обстоят дела и в европейских странах, и в США. Рождаемость собственных граждан не дает прироста населения. А то и смертность превышает рождаемость. Такая картина наблюдается и в России - чем больше учимся, тем больше вырождаемся. Готовим детей к трудовой деятельности, а выпускаем из школы инвалидов. Мы не можем допускать, чтобы дети так теряли здоровье, чтобы это привело к вырождению нации.

С приходом в школу у ребенка начинается потеря зрения, осанки. В Казани обследовали 800 учащихся: у 87 процентов детей - нарушение осанки. Что это значит для девочки? В будущем - нарушение функции деторождения: рождается один ребенок, а здоровье молодой мамы подорвано. У каждого последующего поколения по закону убывающего плодородия со здоровьем становится все хуже. Перестать учиться мы не можем, значит, учиться надо так, чтобы это не сказывалось так катастрофически на здоровье учащихся. Между прочим, психология и вышла из физиологии. А мы забыли саму физиологию. Надо пересматривать основы учебного процесса в корне - с физиологической точки зрения. Нужно сделать так, чтобы дети не напрягали глаза, не были обездвижены в течение дня. Ребенку нельзя столько сидеть - у него растет организм: растут и трещат от стремительного роста кости. Ему надо чаще менять позу, двигаться. Ученик сидит неподвижно в течение дня - “сиди!”, обездвижили голову - “не вертись!” Глазное яблоко ребенка работает только в плане ближнего зрения. Как следствие - перестает работать голова. Спросите любого физиолога!

Мы же своих детей настраиваем на совсем иное отношение к учебе: можно вертеться, не нужно неподвижно и оцепенело сидеть, а то кто-то тебя опередит и первым даст ответ. А лучше всего проводить занятия на улице. Пусть дети пишут в классе, а устные предметы проходят на свежем воздухе.

Имеющиеся сегодня программы искусственно тормозят развитие детей, лишают их здоровья.

- Впервые вы были в Казахстане десять лет назад. Совместно с профессором филологии Джунисбековым на основе вашей методики разработали программу обучения чтению на казахском языке. А как возникла ваша методика?

- Когда начал преподавать, обнаружил, что мне не нравятся ни методики тогдашние, ни учебники. Обнаружил, что нет системы в подаче информации. А меня хлебом не корми, дай табличку начертить. Вот и изобрел внятные, работающие таблицы. Многим вещам обучаю быстро, потому что мы находим некий ключ к предмету, к разделу. Находим особый способ. Иногда я годами ищу ключ к какому-либо разделу знаний. И нахожу. Это как решить задачу - интересно.

- Казахстанские учителя встревожены тем, что казахский язык недостаточно дается в школьной программе, так же как и русский. Не говоря уже о том, что в преподавании казахского языка применяется несовершенная методика.

- Два предмета, формирующие логику - родной язык и математика. Если с этими предметами хорошо, то и c остальными все нормально. Если речь идет о плохой методике, следовательно, первый ее недостаток - отсутствие наглядности. Я ищу систему, как лучше преподнести информацию, главное, как это лучше показать. Все говорят: “Нужна наглядность!” Но вот наглядности-то и нет толковой. Вся информация, знания передаются с губы да на ухо. Однако все исследования показывают, что свыше 80 процентов информации человек получает визуально, то есть глазами. Лишь 6 процентов - ушами. А мы попробовали соединить принцип “слышу-вижу”. Оказалось, что при таком подходе все усваивается в десятки раз быстрее и детьми, и взрослыми.

Он объездил со своими звучащими кубиками и таблицами все постсоветское пространство, недавно вернулся из Лондона, был в европейских странах, читал лекции педагогам в США. Методика Зайцева осечек нигде не давала. Человек получает аппарат познания, развивает логику.

- Вы помните своих учителей?
- В наше время в школе преподавали замечательные люди - интеллигентные, честные, порядочные, поколение участников войны, ценящих культуру. Библиотеки были полны народу - негде сесть. Традиция школы той поры - отвечать больше, чем по учебнику. Настрой такой был в обществе: познавать, читать хорошие книги, классику, развивать не только тело, но и дух.

Вернуться назад Обсудить в форуме
   Карта сайта
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Вакансии