Мифы исчезают в полдень
Алия БОРАНБАЕВА
На днях в Аналитическом центре культурной политики участники
международного проекта по современному искусству демонстрировали
повседневность нашей жизни: документально запечатленные пустые
глазницы окон в “панельках” спутниковых городов, людей, никогда
не видевших фото- и видеокамер, водку “по-казахстански” и
множество других радостей жизни...
В Алматы завершилось экстремальное путешествие по Казахстану
независимой группы художников - участников передвижного международного
ворк-шопа по современному искусству “Нешелковый путь - азиатский
экстрим”.
Проект организовал и воплотил в жизнь ОФ “Азия Арт +” вкупе
со “свободными” художниками. Основной целью столь небывалого
и смелого мероприятия является попытка объективного отражения
ситуации в Средней Азии при помощи разнообразных художественных
средств. Это своеобразная рефлексия на положение вещей, сложившихся
в неблагополучных регионах Казахстана и Центральной Азии.
В поездке принимали участие представители Казахстана и России,
Кыргызстана и Молдовы, Армении и Швеции, Голландии и Германии,
Англии и Австрии. Более двадцати известных художников проехались
по следующим городам Южного Казахстана: Алматы, Тамгалы, Тараз,
Жанатас, Кентау, Бабаата, Туркестан...
Европейцы, привыкшие к комфорту, были шокированы прелестями
“коммунального рая” в регионах, удивлялись и восхищались местным
населением и изучали русский язык.
Поездка длилась две недели, все это время участники ворк-шопа
постоянно находились вместе. Путешествовали в автобусе, жили
в одной комнате, питались чуть ли не с одной тарелки, весело
распивали коньяк и водку местного разлива - это простая констатация
фактов, взятая из отснятого материала группы...
Приключения европейцев в Казахстане
По завершении ворк-шопа каждый художник представлял созданный
за время путешествия художественный проект. К примеру, германская
фотохудожница Наоми-Тереза Салмон презентовала CD с записью
голосов участников, звуков тех мест, в которых они побывали.
Здесь и “Базар в Таразе”, “Жанатас”, “Птицы”, “Провидение
и провидиние”, и даже звуки из мечети Ахмеда Яссауи. Сама
она фотограф, но изобилие визуальных технологий участников
толкнуло ее на запись собственного диска. А шведская художница
Карин Ханссон представляла серию фотоснимков “Культурный багаж”.
Она поехала в это опасное, полное приключений путешествие
с целью самоопределения, изучения местной культуры. Европейцы
вообще мало что знают о нашем регионе. Конечно, дать согласие
на участие в ворк-шопе было смелым поступком. Учитывая, что
все зарубежные участники уже взрослые, опытные люди, со сложившимися
взглядами на жизнь и определенными стереотипами. На фотографиях
фрау Ханссон сняты люди разных возрастов, национальностей.
В руках каждого белая сумка с различными надписями. В Казахстане
в отличие от Запада сумка является длительно хранимой вещью,
ее изготовляют “на века” из прочного материала. В фотопроекте
“Культурный багаж” сумка - это символ, который можно истолковать
двояко: либо ты избавляешься от нее, либо бережно хранишь.
А художница и куратор из Германии Улли Берг приготовила очень
интересные видеозарисовки, отснятые в один из вечеров в гостиничном
номере. Спонтанные съемки в разгар пирушки, затеянной художниками,
кадры воспроизводят, как участники весело “отрываются” в захудалом,
видавшем виды номере. Вот так-то европейцы рассеяли сомнения
по поводу безжизненной земли казахстанской, всласть насмотревшись
на красоты региона и познакомившись с местными людьми. Кстати,
местное население с радушием встречало и провожало путешественников,
как и полагается по степным обычаям. Несмотря на тяжелейшие
условия жизни, народ просто живет своими нехитрыми радостями.
Во время мероприятия художники проводили практикумы по современному
искусству, концептуальные национальные встречи и брифинги
для журналистов. Участники очень сдружились, они и в будущем
намерены проводить совместные акции.
|