Казахский лес. Глава ХIII
Гений Баянаула
Счастливые горы? А это где?
В Караганде!
Вернее, на полпути между Павлодаром и Карагандой. Здесь, в самом
сердце (чуть слева от центра) казахской Сары-Арки людям постелена
какая-то особенная земля - Баянаул. С монгольского - Счастливые
горы.
Вершины этих гор диадемой коронуют три царственных озера в степи,
склоны же сопок - сплошь скалы и валуны причудливейших форм, будто
приснившиеся создателю-сюрреалисту. И вблизи, и вдали - Дали.
А прямо на камнях, как в фильме, растут деревья. Странный этот лес
- редкий и коренастый, кривые бронзовые сосны рассекают яростный
степной свет, словно сабли номадов.
Но даже не этими диковинами славятся Счастливые горы, а легионом
знаменитостей родом отсюда. Аллея памятников талантам Баянаула -
вот он, изысканнейший здешний сад камней; стволы судеб человеческих
- главный местный лес.
Погулять в их длинной тени и приехала команда “НП”. Разгадать, какой-такой
гендель-мендель вывел недюжинную баянаульскую породу?
Римляне верили, что у всякой земной пяди есть свой дух - гений места,
вдохновляющий на подвиг или гибельный. Материалисты называли его
почвой, Эйнштейн - гиперпространством. Мне эта растительная связь
между корнями человека и его плодами также представляется очевидной.
Иными словами, баянаульские гении порождены баянаульским же гением.
Ответ то есть известен; осталось найти решение Dалее
Бухар Жырау Калкаманулы
- политик и оратор, судия и пиит. Родился в местечке Суйхар-Ния,
в 70 верстах от будущего Баянаула, в 1668 году. Прожил необыкновенно
долгую жизнь в 113 лет. Покоится в мавзолее неподалеку от
аула Узынбулак в районе, названном его именем (Карагандинской области).
При монархах всего мира были такие люди: влиятельные сановники и
при этом придворные стихотворцы. В Казахстане их дидактические вирши
носят название поэзии жырау, и Бухар Жырау, наверное, самый знаменитый
представитель этой человеческой породы. Одним из авторитетнейших
биев он стал уже при Тауке Мудром, последнем правителе единого Казахского
ханства, а при хане Среднего жуза Аблае - и вовсе первым его советником.
От Бухар Жырау остались 1200 стихотворных строчек на арабском языке,
слава одного из составителей свода законов обычного права “Семь
установлений”, а также репутация главного идеолога политики хана
Аблая, в том числе “собирания земли казахской”. И, наконец, прозвище
Святая гортань, данное за выдающиеся дипломатические способности
и красноречие, которые его патрон использовал при межродовых распрях,
а также за манеру даже в обыденной жизни говорить стихами.
Жаяу Муса Байжанов
- акын. Родился 18 сентября 1835 года в ауле Жанатилек близ озера
Жасыбай. Умер также в весьма почтенном возрасте, в 94 года.
Покоится в родном ауле, переименованном в его честь, где к 170-летию
реставрирован памятник и открыт мемориальный музей.
Жаяу Муса был вполне наделен и острым языком, и музыкальным даром.
Так, он сочинил песню “Белый ситец”, настолько разгневавшую его
влиятельного тезку, старшего султана Баянаульского внешнего округа
Мусу Чорманова, что тот, по преданию, отнял у степного барда единственную
лошадь, откуда и пошло имя Жаяу (Пеший) Муса. Но, кроме того, был
еще и настоящим мультиинструменталистом, в совершенстве владевшим
и домброй, и сырнаем, но особенно современников впечатляла его игра
на кобызе. Обучаясь же в Петропавловске и Омске, освоил гармонь
и скрипку.
От Жаяу Мусы до нас дошло более 60 песен. Осужденный, сосланный,
а затем ставший солдатом, вдоволь поскитавшись по земле, побывав
в Москве и Санкт-Петербурге, Казани и Севастополе, Польше и Литве,
он впитал в себя музыкальные интонации разных народов. А затем вернулся
в Баянаул и играл на похоронах и свадьбах - чтоб создать такую музыку,
какой еще никогда не слышали в казахской Степи.
Жусуп Машхур Копеев
- писатель и философ, просветитель и предсказатель. Энциклопедист,
как сказали бы на Западе. И просто святой мудрец. Родился в 1858
году, прожил 73 года, ровно за год предсказав, по преданию,
точный день своей смерти. Сам, как в фильме “Не горюй”, провел поминальный
пир по себе, сам построил мавзолей и в названный день преставился.
Некоторые ученые считают, что он, знакомый с трудами Авиценны, предварительно
сам же себя и забальзамировал, ибо тело его пролежало в открытом
саркофаге мавзолея нетленным 20 лет... В 1952 году в рамках кампании
по борьбе с антисоветчиной власти могилу закопали, и лишь в 1989
году имя Жусупа Машхура реабилитировали. В 2006 году его мощи переместили
во вновь отстроенный величественный мавзолей в урочище Ескельды,
недалеко от аула Жанажол.
Возможно, Жусуп Машхур был самым образованным казахом своего времени.
Все, как положено: сначала теория, затем практика. В юные годы обучался
в медресе хазрета Камара, после чего совершил фольклорную экспедицию
через весь Северный и Центральный Казахстан. Далее поступил в высшее
мусульманское духовное заведение - в медресе Кокельдаш в Бухаре.
Затем учительствовал в родных краях и совершил продолжительное путешествие
в Среднюю Азию - жил в Ташкенте и Туркестане, Самарканде и Бухаре.
Был полиглотом: многие его книги написаны на средневековом иранском,
он придумал новую казахскую азбуку, основанную на древнеарабской
письменности, про русский язык и говорить нечего - общался с академиком
Радловым, переписывался с Достоевским, перевел на казахский Пушкина.
Но главное - Жусуп Машхур знал нечто, чему не учат ни в школе, ни
в лучших университетах мира. Он был творчески плодовит, почти как
Лев Толстой, его литературное наследие насчитывает 20 томов - и
все-таки самое впечатляющее его произведение, его ярчайшая “нетленка”
- он сам. Жусуп Машхур не умер, он завершил себя - чтоб преподнести
многочисленным паломникам кому исцеление, а кому - откровение.
Султанмахмут Торайгыров
- поэт. Родился 29 октября 1893 года, скончался 21 мая 1920 года
от туберкулеза, не прожив и 27 лет. Мавзолей Султанмахмута
построен неподалеку от родного аула и озера, которым потомки дали
имя в его честь - Торайгыр.
По большому счету, не так уж и важно, каков в личной и общественной
жизни поэт: кто он родом, где учился и работал, как жил и даже во
что верил. Ведь настоящий дар - от Бога, и лишь вдохновение делает
поэта самим собой; остальное - издержки несовершенной человеческой
физиологии, похмелье после творческого экстаза. Это к тому, что
Султанмахмут много времени тратил на социально-демократическую суету
(в годы революции, например, возглавлял местный ревком), да и прожил
недолго.
Однако, несмотря на раннюю смертельную болезнь, Султанмахмут всласть
успел потворить, а лучшую свою вещь - роман “Камар-сулу” написал
на пике поэтической формы. Когда и он сам, и мир вокруг были уже
обречены, но еще наслаждались послевкусием уходящей эпохи - в 1914
году. Мои познания в казахском не позволяют в должной степени оценить
красоту слога, но у истинного гения есть верный признак - суровое
счастье вовремя оставить мир, как правило - молодым. Хороший поэт
- мертвый поэт. (Прости меня, Господи!)
Каныш Сатпаев
-
ученый, геолог. Родился 30 марта 1899 года в ауле №4, сегодня носящем
его имя. Не дожив пару месяцев до 65-летия, скончался от
рака в московской больнице 31 января 1964 года. Похоронен в Алматы;
на родине же, в Баянауле, в 1967 году построен его мемориальный
музей.
Трудами Сатпаева пасторальная казахская Степь за четверть века превратилась
в рудную кладовую Советского Союза, и отчасти это обстоятельство
помогло стране победить в ресурсно-затратной Великой Отечественной
войне. 9 из 10 пуль отливались из казахстанского свинца, который
наряду со всей прочей таблицей Менделеева приехал сюда искать в
1926 году выпускник Томского технологического института Каныш Сатпаев.
В 1931 году инженер Сатпаев открыл гигантское медное месторождение
Большой Жезказкан - и в годы войны каждая четвертая гильза снаряда
делалась из казахстанской меди. А когда в 1942 году срочно понадобился
марганец для производства броневой стали, академик К.И. Сатпаев
за сутки вычислил нужное, доселе никому не известное месторождение
- Жезды...
Победа над фашизмом была важнейшим историческим предназначением
СССР, может быть, единственным нравственным оправданием того режима
и, во всяком случае, главной гордостью советских людей. Не удивительно
поэтому, что Сатпаев стал самым известным казахом в СССР, “маршалом
тыла”.
Алькей Маргулан
-
филолог и археолог. Родился 11 мая 1904 года в ауле №2 (нынешний
Кундыколь). Скончался 80-летним мэтром, на родине ему установлен
памятник, а близ Экибастуза, где находится родовое кладбище семьи
академика, в названном его именем селе (бывшее Коктобе) открыт мемориальный
музей.
Свое призвание Маргулан нашел в... Петропавловской крепости. Три
года - с 1934 по 1937 - он провел в сталинской неволе, а поскольку
арестовали его в Ленинграде (где он учился), то успел посидеть и
в самой знаменитой тюрьме Российской империи. Есть много общего
в судьбе Маргулана с судьбами великих русских филологов XX века:
Лосева, Бахтина, Лихачева. Из-за плебейской цензуры и репрессий
они не могли честно толковать современную культуру, и потому направили
свой могучий исследовательский гений на прошлое: античность, средневековье,
Древнюю Русь. Но и в этих, казалось бы, бесконечно далеких мирах
открыли настоящие гуманитарные галактики, полные универсальной красоты
и живой философии...
Вернувшись из застенков на родные просторы, Алькей Маргулан также
углубился в старину. Почти тридцать лет во главе Центрально-казахстанской
экспедиции он откапывал в Казахстане (считавшемся тогда археологами
“страной без прошлого”) различные артефакты, сверяя их с легендами.
Он “доставал из-под земли” некрополи, города и даже целые протогосударства
- например, знаменитую теперь бронзовую бенгазы-дандыбаевскую культуру.
И вот так - аккуратно, легкими прикосновениями - однажды отрыл/открыл
для мира неведомую прежде “степную цивилизацию” Сары-Арки.
|