|
Казахский лес. Глава ХIII
Гений Баянаула
Счастливые горы? А это где?
В Караганде!
Вернее, на полпути между Павлодаром и Карагандой. Здесь, в самом
сердце (чуть слева от центра) казахской Сары-Арки людям постелена
какая-то особенная земля - Баянаул. С монгольского - Счастливые
горы.
Вершины этих гор диадемой коронуют три царственных озера в степи,
склоны же сопок - сплошь скалы и валуны причудливейших форм, будто
приснившиеся создателю-сюрреалисту. И вблизи, и вдали - Дали.
А прямо на камнях, как в фильме, растут деревья. Странный этот лес
- редкий и коренастый, кривые бронзовые сосны рассекают яростный
степной свет, словно сабли номадов.
Но даже не этими диковинами славятся Счастливые горы, а легионом
знаменитостей родом отсюда. Аллея памятников талантам Баянаула -
вот он, изысканнейший здешний сад камней; стволы судеб человеческих
- главный местный лес.
Погулять в их длинной тени и приехала команда “НП”. Разгадать, какой-такой
гендель-мендель вывел недюжинную баянаульскую породу?
Римляне верили, что у всякой земной пяди есть свой дух - гений места,
вдохновляющий на подвиг или гибельный. Материалисты называли его
почвой, Эйнштейн - гиперпространством. Мне эта растительная связь
между корнями человека и его плодами также представляется очевидной.
Иными словами, баянаульские гении порождены баянаульским же гением.
Ответ то есть известен; осталось найти решение
Баба Яга, Воющий волк, Грузин, Шапокляк, Профиль Пушкина,
Голубь мира, Танк, Батыры, Седло, Улитка, Горилла, Женская грудь...
И еще тысяча и один образ. Все это - прославленные естественные
скульптуры Счастливых гор, созданные из камня буранным степным временем.
Фирменный здешний стиль: изваяния состоят, как из атомов, из тонких
гранитных пластин, покоящихся друг на дружке.
Есть два Баянаула: административный районный центр с таким именем
и - шире - естественное урочище со всеми его горами, озерами и святынями.
Если первый и по статусу, и по существу - село (его основали как
станицу сибирские казаки в 1826 году на месте аула Баянтай; с 1966
года считается поселком городского типа), то второй - словно необычайный
природный город: только вместо рукотворных дворцов и статуй шедевры
иного автора.
 |
Сравнение рождается в путешествии на “уазике” по местным
достопримечательностям в сопровождении Самата, замдиректора Баянаульского
национального парка. Речь которого - не справки проводника, но эссе
экскурсовода: ведь что делает город городом, как не история, которую
можно рассказать о каждом камне...
И он эти истории рассказывает - нескончаемой чередой, вытаскивая
их из степных легенд, как семечки из кулька.
Какие-то - совсем юные: о том свидетельствуют названия “памятников”
происхождением явно из беспечной эпохи развитого социализма, советских
комедий и всеобщего среднего образования.
 |
Но есть и повзрослее - сочинения отнюдь не фривольной
фантазии, но настоящие топонимические летописи, лингвистические
барельефы минувших веков. Они повествуют об истории и быте народа,
о кочевых ценностях и страхах, об эпической войне с джунгарами,
в которой и выковалась казахская нация.
Вот, например, композиция под названием Седло. Не случайно, не нечаянно
глаз казаха разглядел в незаконченном ветром произведении этот главный
для степняка инструмент бытия. Седло ведь не просто устройство для
верховой езды, облегчающее ее, делающее более эргономичной. Седло
- это передвижной храм кочевника (как для скитальца иудея - суббота),
который он всюду возил с собой. Здесь он хранил все орудия, необходимые
в непростой человеческой миссии, тут же, под седлом, готовил себе
пропитание, маринуя мясо посредством едкого конского пота и джоулей
разгоряченного животного. А главное, взирал на мир так, как требовала
древняя пастушья гордость - как наездник.
Или скала Воющий волк. Расположена она почти на вершине горы, у
подножия которой дымит вечерами один из окрестных аулов. Но из селения
каменный зверь не угадывается - гора и гора. Гигантская голова воющего
волка, прижавшего уши, характерно приоткрывшего пасть, вырисовывается,
лишь когда подъезжаешь к деревне, со стороны - и воет он аккурат
на дома (а раньше, наверное, юрты). Есть в этом что-то зловещее
для славянина - но не для казаха, которому волк-тотем издавна покровительствует.
Ибо тоже кочевник и тоже джигит своего рода.
 |
В общем, что ни глыба, то глава из нерукописной Книги
Степей - глыба то есть, еще и культурная. Бывают среди них и такие,
что недоступны поверхностному взгляду - спрятаны внутри гор. Как,
скажем, каменная чаша в знаменитом гроте Коныр Аулие - одной из
семи святынь Баянаула. Кто таков был Темный Святой, по преданию,
пустынножительствующий здесь (образ, кстати, весьма распространенный
в казахской мифологии: одноименные пещеры имеются и в других областях
Казахстана, около Семипалатинска или на Мангышлаке), - вопрос не
менее темный. Но место это намоленное: вот уже несколько столетий
приходят сюда с просьбами люди: чтоб проползти на коленях (иначе
не сможешь) по узкому тоннелю в кромешной мгле и совершить омовение
в купели, в которой никогда не исчезает вода.
Не все камни, однако, тесал верховный зодчий - некоторые памятники
поставили мастера попроще. Главный из них - батыру Жасыбаю, герою
казахско-джунгарских войн. Монумент красуется на перевале по дороге
к одноименному озеру, там, где серпантин уже петляет вниз, на фоне
водной глади и горных круч. Жасыбай был одним из военачальников
казахской армии под командованием своего дяди Олжабая. Отряд сошелся
в бою с джунгарами Галдан-Церена как раз у этого озера, которое
тогда называлось Шойын. Жасыбай пал, но смерть витязя воодушевила
ратников, и противник был истреблен.
Степь вообще не щедра на документальные свидетельства: вот и относительно
этой битвы известно лишь, что произошла она примерно в середине
XVIII века, но не точнее. Что уж говорить о более глубокой старине?..
Баянаульский край - давняя стоянка человека, здесь множество древних
могил, и разрытых уже археологами, и нетронутых, но что это была
за знать - теперь не узнать.
Впрочем... Хоть имена и не зафиксированы, совсем уж захоронения
не сгинули. Камни на могилах остались. Это немного, но, в сущности,
а и может ли быть больше? Не потому ли и практикуются надгробные
плиты, что нет на земле более долговечного материала, куце, бездарно,
но все-таки (и зачем-то) сигнализирующего о прожитых жизнях? Камень
- в память. Сказано же благоразумному: строить свой дом на камне,
ибо только он и устоит.
 |
Может, в этом и заключается тайна баянаульского гения,
секрет Счастливых гор? В философском камне, а вернее, в камнях -
намоленных, “насмотренных”, многократно названных и облюбованных
(причем и в физиологическом смысле тоже, как знаменитый Остров Любви
на упомянутом озере Жасыбай, который не только из-за формы в виде
сердца так назван...). В камнях, которые, как священная чаша в пещере,
конденсируют человеческие тепло и волю в некий неведомый науке эликсир,
благодаря которому на камнях и растут деревья. А под их светлой
сенью - гении.
Не исключаю, впрочем, что гипотеза эта может показаться кому-то
агротехнически небезупречной.
(Продолжение в следующем номере)
|