21
сентября 2007 №37 (485)
Алия Адамбаева
Печатная графика: история возрождения
В Алматы в рамках Международного симпозиума по
печатной графике TANBA состоялся круглый стол по вопросам создания
сети мастерских печатной графики в Центральной Азии и в Казахстане.
Организаторами мероприятии выступили: Государственный музей искусств
Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева, общественное объединение
по культурному обмену и развитию “АРТилек” (Кыргызстан) и культурный
центр Uferstoeckl (Австрия) Dалее
Ольга Зорина
Пора романсов
В октябре в Шымкенте пройдет Х Международный конкурс
исполнителей русского романса
Самым “продвинутым” в области культуры, и в том числе культуры
музыкальной, в Казахстане по праву считается Алматы. Но столицей
романса стал самый юг Казахстана - город Шымкент. Уже в десятый
раз здесь будет проходить, без сомнения при полном аншлаге, Международный
конкурс исполнителей романса “Очарование романсом”. Dалее
Алима Унгарбаева
Для ценителей джаза
В Алматы стартует ежегодный международный джазовый
фестиваль Jazzia.
В
рамках фестиваля с 1 по 3 октября пройдет мини-джазовый праздник
Jazzia October. В нем примут участие такие известные казахстанские
команды, как Steps, Apples, дуэт Владимира Осипова и Владимира
Хоменкова, джаз-бэнд Алматы под управлением Тагира Зарипова, вокалистка
Александра Клео, а также группа Feelin’s (Россия) и уже полюбившаяся
казахстанским слушателям группа “Позитив” (Россия), Хедлайнер
Jazzia October - квартет Angelika Niescier Sublim (Германия),
приглашенный Гете-институтом. Музыканты представят алматинцам
свою новую авторскую программу. Во время фестиваля, который пройдет
с ноября 2007 года по май 2008-го, примут участие звезды джаза
из России, Турции, Узбекистана, Кыргызстана, Греции, Франции и
Америки.
И, наконец, настоящим подарком для всех любителей джазовой музыки
станет выступление мировой звезды Al Di Meola. Мастер акустической
гитары представит в мае следующего года специальную программу.
По дорогам Сары-Арки
В Российском центре культуры проходит выставка художников из Караганды
под названием “По дорогам Сары-Арки”. Она представляет собой небольшую
часть акварелей, созданных в результате поездки Всесоюзной группы
акварелистов почти двадцать лет назад, еще в 1989 году, по территории
огромного степного пространства в Центральном Казахстане.
Это было время, когда только-только начиналось познание правды
времен сталинских репрессий. Конечно же, искусство не могло остаться
в стороне, и этой теме было уделено весьма пристальное внимание
со стороны художников. Потому Всесоюзная группа акварелистов и
поставила себе задачу посетить места, связанные с Карлагом.
Тогда в поездке приняли участие 16 художников из разных советских
республик. Итоги этого паломничества - 40 акварелей - были показаны
в Карагандинском областном музее искусств в том же 1989 году.
Нужно сказать, что для карагандинского искусства такая творческая
встреча акварелистов была второй. Первый подобный сбор художников
состоялся в 1974 году. Тогда предметом внимания 26 художников
была жизнь металлургов и шахтеров Караганды и Темиртау. С тех
пор акварель, один из традиционных и любимых мастерами видов искусств,
стала развиваться в этом городе, а 1974 год считается состоявшимся
годом ее рождения в Караганде.
В степях Сары-Арки художники работали всего две недели. Но, пожалуй,
нельзя сказать, что в результате этой поездки тема репрессий стала
главной в их работе. Ведь сама по себе акварель все же более лирична,
чем драматична. И чтобы отразить на листе социальный конфликт,
мастера очень редко обращаются к этой технике. Поэтому в результате
пленэра получились очень разноплановые сюжеты. Это и мрачные ландшафты,
связанные с остатками лагерей, и пейзажи, посвященные проблемам
экологии, и просто степные пейзажи, и поэтический взгляд на традиционный
уклад жизни сельчан.
При этом, кстати, акварелей, напрямую раскрывающих драматические
моменты истории, оказалось не очень много. К примеру, в акварели
“Немые свидетели” художественное воображение акварелиста Валерия
Шульги нарисовало на поверхности мрачных скал черты лиц погибших
заключенных. “Реквием” же М. Хегая и лист “По Балхашу” И. Щетинина
раскрывают не только тему памяти, но и помогают рассказать о сегодняшнем
экологическом состоянии природы.
А вот работы Ивана Плаксина, который сейчас живет и работает в
Москве, стоят несколько особняком ото всех остальных. Он уходит
в них от реалистичного видения мира в сторону символизма. Его
“Колесо времени” - попытка философского осмысления и глобального
взгляда на жизнь, в которой все сплелось воедино: история, судьба
человека, природа.
Впрочем, сама эта выставка - тоже сплетение разных взглядов, судеб
и тем, разных художников, которых когда-то объединила на короткий
миг творчества земля Сары-Арки.
Ночь в музее
Недавно в южной столице прошла уникальная акция - с заходом солнца
Центральный государственный музей распахнул свои двери для посетителей,
не имеющих возможности ознакомиться с экспозицией музея в дневное
время по причине занятости.
Вообще идея “Ночи в музее” родилась во Франции, где первое такое
мероприятие прошло около десяти лет назад. Потом эту оригинальную
идею постепенно переняли около двухсот музеев по всему миру. В
этом году Центральный государственный музей Алматы также подключился
к этой программе.
В нашем городе это мероприятие проводится уже во второй раз. Программа
“Ночь музея” была предложена компанией АО “Казактелеком” с целью
предоставить возможность деловым людям Алматы, которые обычно
весь день заняты, посетить такое культурное место, как музей,
и приобщиться к искусству и истории своей родины.
 |
С семи вечера до часу ночи Центральный государственный музей
был открыт для посетителей. И в рамках программы “Ночь музея”
каждые полчаса проводились обзорные экскурсии по экспозиционным
залам и каждый час - тематические. Для ночных гостей музея были
открыты все шесть залов, в том числе и два эксклюзивных - “Открытый
фонд”, в котором представлено археологическое золото нашей страны,
и новый зал антропологии, открытый в этом году к профессиональному
празднику работников музея.
Кроме увлекательных экскурсий по залам музея, организаторы праздника
подготовили настоящий импровизированный концерт. В проведении
этого необычного мероприятия приняли участие национальные культурные
центры города Алматы, выступившие с песнями в зале Ассамблеи народа
Казахстана. Также в стенах музея можно было лицезреть этноперфоманс
от Молдакула Нарымбетова: удивительный танец баксы - народных
провидцев и целителей.
Женщина в казахском национальном костюме угощала гостей традиционным
казахским напитком - кумысом, и баурсаками.
Кроме постоянной экспозиции вниманию посетителей музея были представлены
две художественные выставки казахстанского автора Марата Нисупова
“Моя земля - моя родина” и художника из Пакистана Гулама Асгара
под названием “Картины и образы”.
Культурная программа мероприятия “Ночь музея” завершилась грандиозным
лазерным шоу под открытым небом.
Айгерим Бейсенбаева, Ольга
Шишанова,
Астана