21 сентября 2007 №37 (485)
     Культура

Алия Адамбаева
Печатная графика: история возрождения

В Алматы в рамках Международного симпозиума по печатной графике TANBA состоялся круглый стол по вопросам создания сети мастерских печатной графики в Центральной Азии и в Казахстане. Организаторами мероприятии выступили: Государственный музей искусств Республики Казахстан имени Абылхана Кастеева, общественное объединение по культурному обмену и развитию “АРТилек” (Кыргызстан) и культурный центр Uferstoeckl (Австрия)

Международный симпозиум TANBA - это новый импульс к возрождению печатной графики в Казахстане, незаслуженно забытой в последние годы. Это прямое продолжение четырех международных симпозиумов (с участием австрийских и центрально-азиатских художников), организуемых Эвой и Руди Хершлегер с весны 2004 года.
Целью данного симпозиума является обмен художественным опытом, ноу-хау, различными техниками печатной графики между художниками и печатниками из Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана, Австрии и Германии, осуществление международного творческого диалога и обмена опытом.
Начало этому проекту положили Эва и Руди Хершлегер - владельцы и создатели культурной мастерской “Уферштекль” в идиллической деревне Валлзее на берегу Дуная. Они решили соединить Австрию, Центральную Европу и далекую Центральную Азию с помощью искусства печатной графики, в которой они являются первоклассными специалистами.

Фото из личного архива
Работа кипит, картины пишутся...

Два из симпозиумов прошли в средневековом доме-студии Хершлегеров в Австрии, один - в Бишкеке, затем - в Душанбе, теперь он состоялся в Казахстане.
Все они дали импульс для экспериментов как австрийским, так и центрально-азиатским участникам, способствовали возрождению старинной техники печатной графики, почти забытой в Центральной Азии после распада Советского Союза и значительного разрушения его художественной инфраструктуры. Это возрождение нашло свое выражение в создании Бишкекского центра печатной графики и в стремлениях восстановить необходимую инфраструктуру и в других центрально-азиатских странах.
Участниками казахстанского симпозиума стали художники - представители разных стран: Австрии - Петер Фельх, Дитер Иосиф; Германии - Эрнст Лау; Узбекистана - Евгений Бараускас, Евгений Пак; Кыргызстана - Талант Огобаев, Адис Сейталиев; Таджикистана - Мизроб Холлов, Марина Ковалева; Казахстана - Абликим Акмуллаев, Зитта Султанбаева, Ирина Курманалина, Бота Кусаинова, Марат Беккев, Сакен Бектияров, Магауия Канленов. Все они обосновались в живописном местечке “Горное солнце” неподалеку от спортивно-оздоровительного комплекса “Медеу”.
Новички в этой области изобразительного искусства смогли попробовать свои силы в офорте, сухой игле, акватинте и линогравюре. Большинство из них вводили в пространство гравюры привычные для них сюжеты из собственной живописи или оригинальной графики. Иногда осмеливались на неожиданные для себя линии и образы.
Опытные мастера подтвердили свой профессионализм, показав неофитам высокий уровень не только техники, но и образного мышления. Дитер Йозеф, например, следуя своему принципу - искать и находить образ, соответствующий его видению места, страны, где он в данный момент находится, создал лист, в котором осень и хаос личностных устремлений множества собравшихся здесь индивидуальностей преобразовались почти в космическую черноту, из которой сквозь портал возникающего понимания один за другим вычленяются листья, красиво падающие на землю.
Участникам, неопытным в искусстве печатания, помогал профессионал в этом нелегком деле, требующем особого чутья и понимания чужого замысла - Эрнст Лау (Германия).
Результаты их опытов представлены на выставке в Алматы, в зале Музея искусств имени А.Кастеева. Художники из каждой страны получили папку с избранными работами и теперь познакомят с ними свою страну по возвращении домой.
Сегодня мы встретились с одним из кураторов симпозиума - известным казахстанским художником Маратом Бекеевым:
- Четыре года назад я поехал на симпозиум графики, а оказался на симпозиуме печатной графики, которую с тех пор очень полюбил. У нас с супругой, художницей Акмарал Жиенгалиевой, возникла идея возродить печатную графику и в Казахстане, познакомить с ней наших людей. Пытались что-то организовать на протяжении трех лет, и не зря! Мы получили грант от фонда Сороса, нам помогли спонсоры, и в итоге удалось осуществить данный проект. У нас было 17 участников, к нам прибыл куратор из Австрии Петер Фельх, который нам помогал с приглашением западных художников.
- Что означает название симпозиума TANBA?
- Каждый казах принадлежит к какому-нибудь роду (ру, тайпа, туккум). Каждый род имеет свою родословную (шежире) и знак (танба - тамга), используемый в качестве тавра для скота, “знака качества” на предметах оружия или архитектуры или родового символа на могилах. Каждая тамга имеет свое значение и богатую историю, которая иногда может рассказать больше, чем родословные и письменные источники. Так что же такое тамга? Просто племенной логотип или что-то большее?

В широком смысле слова “тамга”, а по-казахски - “танба”, обозначает любой графический знак. Казахские тамги как печати времени, поставленные на тысячелетия вперед, сопровождали казахский народ на протяжении всей его истории. Они хранят много загадок, которые ждут своего разрешения, чтобы обогатить духовное наследие нации. В названии проекта TANBA осуществится попытка соединить “печатную” символику предков с современностью.
- На симпозиуме вы поднимали вопрос создания профессиональной печатной мастерской и превращения Казахстана в один из печатных центров Центрально-Азиатского региона...
- Другой, немаловажной, целью проекта является обсуждение возможностей и способов формирования центрально-азиатской сети по печатной графике и непосредственно создания мастерских по печатной графике, которые, в свою очередь, могут найти связь со схожими сетями в других частях мира.
- О каких сетях идет речь?
- На Западе существует графическая сеть, когда огромное число художников объединяется в определенную сеть, которая позволяет им информировать друг друга, делится информацией, участвовать в различных проектах. Одна из целей симпозиума - создание центрально-азиатской сети.
На сегодняшний день мы пришли к договоренности по ее организации, открытию различных мастерских именно по печатной графике, которая включает в себя электрографию, ксилографию, линогравюру и многое другое. Аналогичные мастерские уже существуют в Душанбе, Кыргызстане, скоро появятся и в Казахстане. У нас очень много планов по развитию задуманной идеи и печатной графики в целом.
- Симпозиум прошел, откроется мастерская, а что дальше?
- Открытие мастерской дает хороший толчок тому, что мы хотим сделать. Это и мастер-классы, и симпозиумы, и семинары по печатной графике, где можно было бы обучать желающих работе печатника. Печатник - это отдельная каста, ему не обязательно быть художником, для этого просто необходимо иметь определенные навыки в печатном искусстве, а художник - это творческий двигатель.
Представляете, что получится, будь такой человек в одном лице? Поэтому будут проводиться профессиональные мастер-классы, где художник будет обучаться мастерству печатания. Как итог, возможно проведение различных выставок в Средней Азии, подключение нашей сети к международной.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск