10 августа 2007 №31 (479)
Галина Галкина
Такова статистика
Юрий Камирович Шокаманов - один из ведущих специалистов в области
статистики. Заместитель председателя Агентства по статистике РК,
он имеет дело с процессами республиканского масштаба, отраженными
в цифрах. Известно, что статистика - упрямая вещь. В ней, как в
самом не лгущем зеркале, отражается глобальная картина состояния
разнообразных направлений жизни нашей страны.
Насколько мы бедны, богаты, здоровы, насколько социально защищены
и уязвимы?
Юрий Шокаманов в гуще цифр может видеть закономерности Dалее
Анна Шелепова
Гранитные - беззащитные
Павел Иванович Шорохов, пожалуй, самый известный скульптор в
Алматы и Астане, только горожане об этом не подозревают. Знаменит
он не выставками, каталогами, а своими работами, доступными и близкими
каждому из нас.
Вспомните скульптуры в Сосновом парке, фонтан у Зангара, где склонилась
друг к другу парочка фламинго, грациозная акробатка и задорный клоун
возле Алматинского цирка, веселый поливальщик у бизнес-центра “Нурлытау”,
рядом с которым присел почитать газету железный человек, фонтан
в виде родника под саксаулом, аппетитное яблочко у одного из элитных
жилых комплексов, черепашки, полутораметровые счеты, к весомым костяшкам-булыжникам...
Все это лишь маленькая толика его скульптурных творений
Гранитное яблоко - символ нашего города - настолько пришлось по
вкусу алматинским властям, что его точная копия появилась на горе
Коктобе.
Вот уже почти три десятка лет скульптуры и композиции Павла Шорохова
населяют наш город. Железные и гранитные, но все словно живые, фигуры
и композиции выдержали испытание временем, однако не все они, увы,
смогли устоять перед натиском вандализма иных горожан.
Изувечен Тазша-бала из соснового бора, а скульптура, стоявшая у
“Детского мира”, вообще пропала. Бесследно исчезли танцующие змеи,
которые извивались в своем змеином танце у цирка, оторваны головы
оленей из того же соснового бора, отколоты носики у танцующих детей
в парке у Государственного театра оперы и балета имени Абая...
- Павел Иванович, что же делать с этой бедой?
- Все это варварство я испытал на собственной шкуре. Если говорить
о девочке с голубем, которая прежде стояла у “Детского мира”, не
думаю, что она выброшена на свалку, скорее, при реконструкции кто-то
из застройщиков перевез ее к себе на дачу. Играющих малышей я как-то
реставрировал, но носики опять отбили... Мне это не понятно, потому
что композиция не имеет никакой политической подоплеки. Кому вообще
могут помешать играющие дети? У кого они могут вызывать такое неприятие?
|
За гостиницей “Казахстан” стоят мои верблюжата. Эти скульптуры
тоже ободрали. А как надо постараться, чтобы оторвать голову оленю
или выдрать кусок меди в боку коня, на котором сидит Тазша-бала
в Сосновом парке?!
Когда пропали танцующие змеи, я обратился в акимат. Мне ответили,
чтобы я писал заявление в милицию. Почему же я сам должен писать
заявления и бегать по инстанциям, искать скульптуры и композиции,
которые находятся во власти города? Абсурд!
Я уже хорошо знаю алматинцев. У нас есть культурный слой, который
реагирует на искусство адекватно. А есть вандалы. Хотелось бы, чтобы
скульптуры охраняли от таких людей. Дикари - беда не только нашей
страны. К примеру, в Питере, изувечили скульптуры в Летнем саду
у Зимнего дворца. В людях сидит варварство, я не могу за это на
них обижаться - все дело в воспитании.
- Как Вы относитесь к монументальной скульптуре?
- Мне не чужды понимание того внутреннего напряжения, которое она
должна нести, и чувства патриотизма, гражданственности, возвышающей
патетики... Я создавал памятник Баурджану Момыш-улы, бюсты Абая,
Шашубая, Сейфуллина, Маяковского, Пушкина-лицеиста, участвовал в
создании Мемориального музея Джамбула. Но наивысшее удовольствие
для меня - парковая скульптура. В ней много личного и сокровенного,
несмотря на то, что этот вид искусства тоже публичный.
- С каким материалом Вам удобнее работать?
- Мне нравится работать с самыми разнообразными материалами, но
работаю с теми, которые доступны. В экстерьере лучше всего смотрятся
скульптуры из камня и металла. Дерево - хороший материал, но оно
боится солнца и воды. С деревом лучше работать для интерьера.
- Работали для заграничных клиентов?
- Были заказы для Германии, Австрии. Вообще я бывал в Германии,
Лондоне, Париже, но не увидел обилия парковых скульптур, может,
не там ходил...
- А кто же Вас вдохновляет на создание очередных композиций?
- Поводом для творчества может стать что угодно: личное восприятие
каких-либо событий, природа... Главная муза - супруга.
- Насколько я понимаю, Ваша самая большая любовь - это парковая
скульптура, а есть ли у Вас какое-нибудь хобби?
- Я люблю путешествовать. Ездить по Казахстану, конечно, доступнее,
но я бы с удовольствием объездил весь мир!
Фото Павла Михеева
Ведущая полосы Галина Галкина
|