10 августа 2007 №31 (479)
     Люди

Галина Галкина
Такова статистика

Юрий Камирович Шокаманов - один из ведущих специалистов в области статистики. Заместитель председателя Агентства по статистике РК, он имеет дело с процессами республиканского масштаба, отраженными в цифрах. Известно, что статистика - упрямая вещь. В ней, как в самом не лгущем зеркале, отражается глобальная картина состояния разнообразных направлений жизни нашей страны.
Насколько мы бедны, богаты, здоровы, насколько социально защищены и уязвимы?
Юрий Шокаманов в гуще цифр может видеть закономерности
Dалее

     Мое дело

Анна Шелепова
Гранитные - беззащитные

Павел Иванович Шорохов, пожалуй, самый известный скульптор в Алматы и Астане, только горожане об этом не подозревают. Знаменит он не выставками, каталогами, а своими работами, доступными и близкими каждому из нас.
Вспомните скульптуры в Сосновом парке, фонтан у Зангара, где склонилась друг к другу парочка фламинго, грациозная акробатка и задорный клоун возле Алматинского цирка, веселый поливальщик у бизнес-центра “Нурлытау”, рядом с которым присел почитать газету железный человек, фонтан в виде родника под саксаулом, аппетитное яблочко у одного из элитных жилых комплексов, черепашки, полутораметровые счеты, к весомым костяшкам-булыжникам... Все это лишь маленькая толика его скульптурных творений

Гранитное яблоко - символ нашего города - настолько пришлось по вкусу алматинским властям, что его точная копия появилась на горе Коктобе.
Вот уже почти три десятка лет скульптуры и композиции Павла Шорохова населяют наш город. Железные и гранитные, но все словно живые, фигуры и композиции выдержали испытание временем, однако не все они, увы, смогли устоять перед натиском вандализма иных горожан.
Изувечен Тазша-бала из соснового бора, а скульптура, стоявшая у “Детского мира”, вообще пропала. Бесследно исчезли танцующие змеи, которые извивались в своем змеином танце у цирка, оторваны головы оленей из того же соснового бора, отколоты носики у танцующих детей в парке у Государственного театра оперы и балета имени Абая...
- Павел Иванович, что же делать с этой бедой?
- Все это варварство я испытал на собственной шкуре. Если говорить о девочке с голубем, которая прежде стояла у “Детского мира”, не думаю, что она выброшена на свалку, скорее, при реконструкции кто-то из застройщиков перевез ее к себе на дачу. Играющих малышей я как-то реставрировал, но носики опять отбили... Мне это не понятно, потому что композиция не имеет никакой политической подоплеки. Кому вообще могут помешать играющие дети? У кого они могут вызывать такое неприятие?

За гостиницей “Казахстан” стоят мои верблюжата. Эти скульптуры тоже ободрали. А как надо постараться, чтобы оторвать голову оленю или выдрать кусок меди в боку коня, на котором сидит Тазша-бала в Сосновом парке?!
Когда пропали танцующие змеи, я обратился в акимат. Мне ответили, чтобы я писал заявление в милицию. Почему же я сам должен писать заявления и бегать по инстанциям, искать скульптуры и композиции, которые находятся во власти города? Абсурд!
Я уже хорошо знаю алматинцев. У нас есть культурный слой, который реагирует на искусство адекватно. А есть вандалы. Хотелось бы, чтобы скульптуры охраняли от таких людей. Дикари - беда не только нашей страны. К примеру, в Питере, изувечили скульптуры в Летнем саду у Зимнего дворца. В людях сидит варварство, я не могу за это на них обижаться - все дело в воспитании.
- Как Вы относитесь к монументальной скульптуре?
- Мне не чужды понимание того внутреннего напряжения, которое она должна нести, и чувства патриотизма, гражданственности, возвышающей патетики... Я создавал памятник Баурджану Момыш-улы, бюсты Абая, Шашубая, Сейфуллина, Маяковского, Пушкина-лицеиста, участвовал в создании Мемориального музея Джамбула. Но наивысшее удовольствие для меня - парковая скульптура. В ней много личного и сокровенного, несмотря на то, что этот вид искусства тоже публичный.
- С каким материалом Вам удобнее работать?
- Мне нравится работать с самыми разнообразными материалами, но работаю с теми, которые доступны. В экстерьере лучше всего смотрятся скульптуры из камня и металла. Дерево - хороший материал, но оно боится солнца и воды. С деревом лучше работать для интерьера.
- Работали для заграничных клиентов?
- Были заказы для Германии, Австрии. Вообще я бывал в Германии, Лондоне, Париже, но не увидел обилия парковых скульптур, может, не там ходил...
- А кто же Вас вдохновляет на создание очередных композиций?
- Поводом для творчества может стать что угодно: личное восприятие каких-либо событий, природа... Главная муза - супруга.
- Насколько я понимаю, Ваша самая большая любовь - это парковая скульптура, а есть ли у Вас какое-нибудь хобби?
- Я люблю путешествовать. Ездить по Казахстану, конечно, доступнее, но я бы с удовольствием объездил весь мир!

Фото Павла Михеева
Ведущая полосы Галина Галкина
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск