10 августа 2007 №31 (479)
     Люди

Галина Галкина
Такова статистика

Юрий Камирович Шокаманов - один из ведущих специалистов в области статистики. Заместитель председателя Агентства по статистике РК, он имеет дело с процессами республиканского масштаба, отраженными в цифрах. Известно, что статистика - упрямая вещь. В ней, как в самом не лгущем зеркале, отражается глобальная картина состояния разнообразных направлений жизни нашей страны.
Насколько мы бедны, богаты, здоровы, насколько социально защищены и уязвимы?
Юрий Шокаманов в гуще цифр может видеть закономерности

- Юрий Камирович, существуют ли некие секретные статистические данные, которые Агентство по статистике РК никогда не обнародует?
- В соответствии с Законом о государственной статистике первичные данные, которые мы получаем от предприятий или индивидуальных предпринимателей, являются конфиденциальными, и мы не имеем права их показывать. Обнародуются все сводные данные, за исключением перечня, который является государственным секретом. Этот перечень отдельно формируется, проходит по определенным ведомствам, министерствам и предприятиям. Есть также ненаблюдаемая часть экономики - теневая, которая сознательно скрывается предприятиями, и неформальная, когда предпринимательской деятельностью занимается население. Но мы и ту и другую часть дооцениваем при расчете ВВП - валового внутреннего продукта. Как в любой стране, в Казахстане существует незаконная деятельность - наркотики, оружие, трафик. Эти данные оценивают специальные органы - МВД, КНБ: какова величина этой скрытой части деятельности - и сравнивают с ВВП. Вся остальная статистика - сводные данные - всегда открыта. Любые группы пользователей имеют доступ ко всем данным, которые мы производим.

- Как выглядит Казахстан по статистическим данным агентства, если его рассматривать на фоне других стран?
- Есть отчет Всемирного банка, а также отчет Программы развития ООН, где мы можем сравнить Казахстан и со странами СНГ, и с другими странами мира. По этим данным, Казахстан среди всех стран Центральной Азии - наиболее благополучная страна. Наихудшая ситуация в Таджикистане и в Кыргызстане, где с середины 90-х годов 80 процентов населения были бедными.
- Вы могли бы пояснить, что означает для Казахстана вхождение в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира?
- Речь идет о специальном отчете конкурентоспособности Всемирного Давосского форума, в котором есть три индекса - конкурентоспособности роста, бизнеса и всемирный индекс конкурентоспособности. На самом деле за ними прячется целая иерархическая система показателей числом 130. Туда входят экономические, социальные, образовательные и другие показатели. В этом отчете присутствуют 110 - 117 стран. И Казахстан по индексу конкурентоспособности роста - на 61-м месте, по индексу конкурентоспособности бизнеса - на 62-м месте, а на интегральном всемирном индексе конкурентоспособности - на 51-м месте. Но этот последний индекс появился только в отчете 2005 года. До сих пор его не было. Среди стран СНГ мы по каждому из этих индексов - в лидерах. Наверное, мы когда-нибудь войдем в 50 конкурентоспособных стран мира, но в ограниченном списке показателей. Не все важные показатели в этом списке представлены. Если рассматривать больше социальных моментов, то нам придется еще больше работать, чтобы войти в список 50 конкурентоспособных стран мира. Есть, например, индекс человеческого развития, который приведен во Всемирном отчете о человеческом развитии Программы развития ООН, в котором приводятся данные по 177 странам мира, в числе которых мы находимся на 80-м месте. Нам еще очень долго идти, чтобы войти в число развитых стран (57), и у них индекс выше 0,8.

Справка “НП”

Юрий Камирович Шокаманов - заместитель председателя Агентства по статистике РК, доктор экономических наук (2002 год), профессор (2006 год).
Окончил Карагандинский политехнический институт в 1976 году по специальности “Автоматизированные информационные системы”. До 1992 года работал в Институте Госплана по автоматизации процессов планирования. После развала системы Госплана - специалист в сводном экономическом отделе Администрации президента РК. С 1994-го - в Госкомстате (ныне - Агентство по статистике РК). Занимался проблематикой бедности, социально-демографических проблем, национальных счетов. Участвовал по линии ООН во всех национальных отчетах о человеческом развитии, выпускаемых с 1995 года. На базе этой работы в 2002 году защитил докторскую диссертацию по методологии статистической оценки человеческого развития.

- Юрий Камирович, объясните, пожалуйста, что такое Цели развития тысячелетия.
- В сентябре 2000 года на Всемирном саммите тысячелетия в Нью-Йорке была принята Всемирная декларация тысячелетия, в которой определены цели развития для всего мира. Под декларацией подписалось 191 государство. В прошлом году в Нью-Йорке на Всемирном саммите все эти страны подтвердили свою приверженность этой декларации. Объявленные цели должны быть достигнуты к 2015 году. Естественно, не все государства смогут добиться поставленных целей, но все будут стремиться к этому. Всего в декларации названы восемь целей. Назову основные из них: это ликвидация нищеты и голода, обеспечение всеобщего начального образования и поощрение гендерного равенства, расширение возможностей женщин. По системе целей сформулированы более подробные задачи, по которым определено 48 индикаторов. На саммите было принято, что 1990 год станет базой отчета для всех стран и все цели на 2015 год будут сравниваться именно с девяностым годом.
- И насколько наша страна выполнила эти основные цели?
- Когда мы рассматриваем эти цели и задачи, то видим, что иные из них поставлены для развивающихся стран. Казахстан прошел этот период и уже ставит более далекие и серьезные цели. Задачи конкретизированы в соответствии с национальными стратегиями и приоритетами. В целом мы можем сказать, что есть значительный прогресс, некоторые цели уже достигнуты, имеются результаты по достижению других целей.
- По Целям развития тысячелетия поставлена задача - сократить вдвое долю бедных. Какова ситуация с этим в нашей стране?
- На мировом уровне сравниваются доходы населения с величиной доходов, требуемых в один день (это один или два доллара). Для слабых развивающихся стран Мировым банком принято считать эту цифру - один доллар США на душу населения. На самом деле доходы могут быть и меньше, но они переводятся с учетом уровня цен. Для более развитых развивающихся стран принята цифра два доллара США. Казахстанцу нужно иметь 150 тенге в день, чтобы сказать, что это тот минимум, на который он должен прожить. На самом деле в каждой стране мы сравниваем прожиточный минимум с чертой бедности, которая принята на законодательном уровне. В 2006 году прожиточный минимум в Казахстане составил около 8,4 тысячи тенге в месяц. Эта сумма делится на тридцать дней, получается около 280 тенге в день, из чего следует, что прожиточный минимум в Казахстане довольно высокий, и он соответствует по паритету покупательной способности около 4 долларов США в день.
- 280 тенге в день... Но как реально прожить на эти деньги?
- Это тот минимум, который рекомендуется Организацией Объединенных Наций и Всемирным банком. Конечно, нужно увеличивать прожиточный минимум в полтора-два раза. Сразу это сделать трудно, поэтому задачу нужно решать поэтапно, чтобы через два года поднять прожиточный минимум на значимый процент. Необходимо увеличивать непродовольственную часть: с 40 процентов до 50 - в следующем году, а потом и до 60. Тогда прожиточный минимум был бы гораздо выше.
- С какого года ведутся подобные исследования?
- Такие исследования бедности велись Агентством по статистике РК с 1996 года. А до 1996-го, когда первое сопоставимое на международном уровне исследование провел Всемирный банк в Казахстане, возникла такая цифра - 34,6 процента населения Казахстана были бедными в сравнении с прожиточным уровнем этого критерия. Последующие исследования, проведенные Агентством РК по статистике, показали, что в 2004 году было 16,1 процента казахстанцев, которые не имели доходов выше этого прожиточного минимума. И уже в прошлом году, сравнивая две эти цифры - 34,6 и 16,1 процента, - мы заявили в отчете по Целям развития тысячелетия, что задача сокращения доли бедных в Казахстане выполнена.
- Но тем не менее Вы сказали, что проблемы остались...
- Надо принимать во внимание, что имеется еще достаточно большая доля людей, у которых доходы ниже прожиточного минимума. Стоит также вопрос, что для нашей страны прожиточный минимум недостаточно высок, и поэтому в 2005 году было принято решение, что с начала 2006 года мы перешли на новую величину прожиточного минимума: она рассчитывается уже не по 20 основным товарам, а по 43 с небольшим, и в стоимостном виде она выросла на 38 процентов. Сейчас прожиточный минимум в Казахстане составляет 8800 тенге в месяц. И когда мы подводим итоги в связи с новым прожиточным минимумом, то у нас бедность снова выросла. Теперь она ближе к 20 процентам, но все равно мы видим, что имеется тенденция снижения бедности.
Несмотря на то, что доля бедных по доходу сократилась вдвое, первая цель развития тысячелетия решена, но осталась вторая половина - работа с тем процентом населения, которое остается бедным. Вторая проблема связана с тем, что значительная часть населения живет вблизи этой черты бедности. Доход ее чуть выше прожиточного минимума. Как только мы прожиточный минимум подняли, у нас бедных стало вдвое больше. Они остаются в зоне риска. Необходимо обеспечивать дальнейший экономический рост и, соответственно, рост доходов населения, благодаря чему бедных станет меньше.
- Какая еще важнейшая цель, к которой должна прийти страна?
- Сократить вдвое долю людей, страдающих от голода. Но в Казахстане эта задача конкретизирована по-другому: сократить вдвое долю людей, которые имеют доходы ниже стоимости продовольственной корзины, которая составляла год назад 70 процентов от прожиточного минимума. В 1997 году было 12,7 процента таких людей. А вот в 2004-м - 4,3 процента. То есть мы почти в три раза сократили долю людей, имеющих доходы ниже прожиточной корзины. Но они все равно остались. Черта бедности была установлена на уровне 40 процентов от прожиточного минимума. И всем семьям, домохозяйствам, у которых доходы были ниже 40 процентов, государство доводило уровень до 40 процентов. А на самом деле продовольственная корзина составляет 70 процентов от прожиточного минимума. Вопрос стоит так, что надо оказывать адресную помощь, доводя доходы семей до стоимости продовольственной корзины. В прошлом году ее стоимость составляла 60 процентов от всей величины прожиточного минимума. Но она все равно выросла, потому что в ней наличествуют более представительные продукты и стоимость ее дороже. Несмотря на то, что задача выполнена, остается еще немало людей, домохозяйств, у которых не хватает доходов даже на пропитание.
- Юрий Камирович, как долго Вы занимаетесь этой проблематикой?
- Тринадцать лет. Статистика нашего агентства за эти годы изменилась - статистика плановой экономики исчезла, появилась статистика рыночной экономики. Уже принята четвертая программа совершенствования государственной статистики Казахстана.
- Известно, что в советское время, когда статистика была плановой, специалисты в отчетный период “увлекались” приписками, исправлениями, чтобы показать, что “жить стало лучше и веселей”. Это было на самом деле?
- Да, это было принято. Приписки не были значительными, но одну десятую, две десятых, которых не хватало до выполнения плана, всегда пытались приписать в счет будущего месяца. А на переходном этапе рыночной экономики статистика страдала недосчетами, потому что все предприятия стали показывать меньшие цифры, появилась скрытая, или теневая, экономика. Ближе к концу девяностых годов, а также сейчас - в двухтысячных годах - мы начали досчитывать эту величину скрытой экономики плюс еще рассчитываем неформальную экономику, в которой задействовано население домашних хозяйств, которые сами что-то производят, и мы это дооцениваем.
- Можно сказать, что нынешние статистические данные объективные?
- Мы работаем в соответствии со специальным руководством по ненаблюдаемой экономике, принятым на международном уровне. Естественно, что все равно есть погрешности, но это характерно для всех стран рыночной экономики, потому что мы не имеем точных исходных данных, а только оцениваем эту скрытую, или неформальную, часть. Ошибка существует, но эти величины находятся в допустимых пределах, а цифры - в динамике, и отражают ситуацию - улучшается она или ухудшается. Наша статистика показывает, что начиная с 2000 года ситуация в Казахстане стабильна, устойчива и улучшается.
- Вы постоянно работаете с цифрами. Не хотелось сменить род деятельности?
- Мне очень интересно работать с цифрами. Я люблю математику, мне любопытно выявить в гуще цифр закономерности: построить графики, найти какую-то связь.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск