8 июня 2007 №22 (470)
     Право

Владимир Кальт
Казус Асыла

На днях Алмалинский районный суд Алматы вынес приговор известному таразскому криминальному авторитету Асылу Оразбаеву. Слишком странное решение суда, считают в полиции и прокуратуре Dалее

 

Алла Иванилова
Закон не писан

Пока Конституцию страны “перекраивают”, дополняя новыми нормами, некоторые старые ее пункты до сих не получили законодательного развития
Ежегодно КС направляет парламенту послание о состоянии конституционной законности в стране. Нынешнее напутствие мало чем отличается от предыдущих. В очередной раз председатель КС Игорь Рогов констатировал: потенциал Конституции реализован еще не полностью. Dалее

 

Ирина Гайкалова
Малые мира сего

12 июня ООН отмечает Международный день борьбы с запрещенными формами детского труда. Казахстан ратифицировал Конвенцию о защите прав детей, кроме того, в нашей республике был принят Закон о правах ребенка. Все дети, независимо от их гражданского статуса, находящиеся на территории республики, защищены ее законами. Однако, если о положении детей - граждан Казахстана мы имеем достаточно ясное (и статистически подтвержденное) представление, то о положении детей-мигрантов - весьма смутное. А ведь зачастую именно они занимаются запрещенными видами труда по принуждению или добровольно, в силу сложившихся тяжелых жизненных обстоятельств. “К сожалению, системно решением проблемы детского труда мигрантов в Казахстане никто не занимался, - говорит Айна Шорманбаева, юрист-консультант Международной организации по миграции (МОМ) в Казахстане

Дети-мигранты могут быть жертвами трафика людей - внутреннего и внешнего. Как известно, торговля людьми занимает третье место в мире по прибыльности после торговли оружием и наркотиками. По данным европейских аналитиков, сегодня в мире более 200 миллионов человек являются жертвами разных форм рабства. Казахстан, к сожалению, является как страной-поставщиком людей, так и транзитной страной на пути передвижения людского товара. В последнее время проблеме трафика людей уделяется все больше внимания на государственном уровне. Однако пока данные не обретают тенденции к снижению.
- Проблемой эксплуатации детей занимаются как правоохранительные органы республики, так и Международная организация по миграции, - говорит А.Шорманбаева. - Несовершеннолетние попадают и в сексуальную, и в трудовую эксплуатацию. И тех и других случаев очень много, но реальной статистики вам сегодня никто не предоставит. Мы можем сказать только о тех случаях, которыми занимались. Однако приводить конкретные цифры и примеры мы тоже не можем в целях безопасности наших подопечных. Можно сказать, что в последнее время наметилась тенденция, когда несовершеннолетние стали чаще попадать в эксплуатацию, как в сексуальную, так и в трудовую. И это очень тревожная тенденция.
В Алматы привозят детей практически изо всех стран ближнего зарубежья. Очень много случаев внутренней миграции. Из сельских районов в город везут обманом и затем заставляют либо работать, либо заниматься проституцией, и наоборот - из города везут в села работать на сельскохозяйственных угодьях, пастбищах, в домашнем хозяйстве.
А.Шорманбаева отмечает, что внутренним мигрантам легче помочь просто потому, что они являются гражданами Казахстана. То есть легче установить их личность, если они назвали конкретный адрес, а значит, можно быстро восстановить документы, привлечь к решению их проблемы компетентные органы. Для граждан другой страны эта процедура может продлиться чуть дольше. Но, надо заметить, что службы Узбекистана, к примеру, стали работать очень быстро.
Как говорит специалист, тенденция вывоза граждан Казахстана за пределы страны все еще сохраняется. Хотя и не такой силы, какой была года два-три назад. В прошлом году были громкие случаи вывоза несовершеннолетних девочек. Их перевозили через границу по поддельным документам: переклеиваются фотографии, приписывается возраст.
Излюбленные маршруты торговцев людьми - это Арабские Эмираты, Турция, Израиль, Греция (тенденция вывоза людей в Европу тоже имела место несколько лет назад, но так и не набрала силы). Каналы поставки “живого товара” хорошо отлажены и пока, к сожалению, не закрыты.
Социальная среда происхождения девочки, попадающей в сексуальное рабство, не играет роли. В рабство может попасть любой человек - никто от него не застрахован. Конечно, наиболее уязвимыми являются дети из малообеспеченных семей, социально незащищенные. “У нас были случаи, когда вполне обеспеченные девочки попадали в сексуальное рабство. И потом: человек может просто идти по улице, его ударили, он очнулся уже на частной фазенде, в крестьянском хозяйстве в качестве раба”.
Другой вид эксплуатации детей, с которым мы сталкиваемся на улицах ежедневно, - попрошайничество.
- Попрошайничают часто брошенные дети, которые приехали в страну с родителями, а их здесь оставили, - рассказывает А.Шорманбаева. - Они потом попадают в наш ЦВИАРН, если органы правопорядка их заметили и приняли меры. На основании сведений, которые предоставил о себе ребенок, делается запрос в соответствующую страну, и затем ребенка в сопровождении сотрудника ЦВИАРН увозят на родину. И там уже передают органам родного государства. Это уже отработанная схема взаимодействия.
Удручающее впечатление производят сидящие зимой и летом в подземных переходах и просто на тротуарах мамы с младенцами. В этом случае ребенка эксплуатирует собственный родитель. Вместо того, чтобы давать ребенку полноценное воспитание и образование. Эти условия жизни считаются неприемлемыми для ребенка. Но есть ли способ оградить детей от этих условий жизни?
- Мы не можем им указывать, как воспитывать ребенка - они граждане другого государства, - отмечает представитель МОМ. - Но в нашей стране нельзя эксплуатировать детей, и такие случаи должны пресекаться органами правопорядка.
С прошлого года в нашей стране можно наказывать за торговлю людьми в уголовном порядке. В частности, был принят Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам противодействия торговле людьми”.
Теперь на повестке дня стоит уже другой вопрос - налаживание единой системы помощи пострадавшим от торговли людьми, в которую должны быть включены все государственные органы, НПО.
- Недавно мы провели семинар, который касался вопросов создания системы противодействия торговле людьми, - говорит А.Шорманбаева. - На сегодняшний день единой системы защиты пострадавших от торговли людьми практически нет. Каждый орган работает отдельно.
По итогам семинара был принят ряд рекомендаций для госорганов. В частности, рекомендовано создать приюты для пострадавших в регионах Казахстана (сейчас приюты (шелтеры) действуют только в Алматы и Шымкенте), обеспечить психологическую помощь, проведение обследований и оказание первичной медико-санитарной помощи, организовать между НПО и госорганами обмен информацией о лицах, причастных к совершению преступлений по торговле людьми.

вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск