13 января 2006 №2 (398)
    Культура

Махаббат Узакова
Стихия свободы

Анатолий КимОн - настоящий литератор. Мастер словесности. Его произведения, как медитация, которой не бывает много. Это не модный позер, поверхностно хватающий философскую суть. Его книги хочется перечитывать снова и снова. Каждый раз, возвращаясь к ним, делаешь неожиданные для себя открытия, и удивляешься, как не заметила этого раньше Dалее

 

Айгерим Бейсенбаева
Комедия жизни

В Государственном академическом театре драмы имени М.Ю. Лермонтова состоялась премьера трагикомедии Рустама Ибрагимбекова под названием “Ищу партнера для нечастых встреч” Dалее

     Арт-обзор

Влюбленная в искусство
Недавно в камерной галерее “Вернисаж” открылась персональная выставка художественной фотографии Раисы Круговой под названием “Шаг навстречу”.
Раиса увлеклась фотографией в начале 80-х, работая методистом кинофотоклуба “Синегорье” в Кокчетаве. С тех пор не мыслит себя вне любимого дела. В настоящее время она фоторепортер газеты “Вечерний Алматы”. Она является первой в Казахстане женщиной-фотографом и удостоена в 2000 году звания “AFIAP - Художник Международной федерации фотоискусства”. Один из немногих фотографов, владеющих техникой “холодного” проявления. Призер многочисленных фотовыставок.
- В “Синегорье” я родилась, в “Медео” воспитывалась, - говорит Раиса. - В клубе встречаются любители, профессионалы, начинающие и маститые фотографы. И все одержимы своим делом.
Экспозицию представили выразительные высокохудожественные работы мастера. Прекрасные фотопейзажи, изображающие берег моря, заснеженные деревья и картины золотой осени. Одинаково завораживающе выглядят строгая геометричность листьев винограда и экспрессивность ярко-красного цветка. Портреты, захваченные объективом фотографа, передают разные характеры и настроение людей. Герои ее работ кажутся случайными и живущими своей собственной жизнью: прекрасная молодая женщина в шляпе, девочки-флейтистки в розовых платьицах, участник гоночного автопробега. При изображении молодости и свежести художница обыгрывает цвета, используя яркие сочные оттенки. Зрелость же передана с помощью черно-белых графических образов. Фотографии музыканта во фраке или дам в старинных костюмах напоминают иллюстрации к художественным произведениям.
Работы Раисы отличают оригинальные сюжеты и необычные ракурсы. Выставка производит очень приятное впечатление, и, как написал в “Книге отзывов” один из посетителей, по ней можно изучать фотографическое искусство.

Трансформация кувшина
В галерее “Вояджер” открылась выставка “Соприкосновение”. Экспозицию представили графические работы Георгия Макарова и керамика Артема Гориславца. Уникальность этой выставки в том, что она изначально задумывалась как единый проект с общей концепцией, с заранее сформулированной идеей. Оба автора живут в разных городах, работают в разных видах искусства, но, как выяснилось, имеют много общего в творчестве. Все работы, представленные на выставке, были специально созданы в течение прошлого года. Главный символ, объединяющий работы художников, - это кувшин, который представлен в виде совершенно очеловеченных образов, пейзажных форм и пространственных композиций.
Георгий Макаров представил серию пастельных работ, гармонирующих с керамикой коллеги. Его листы преимущественно большого формата, наполненные особой мистичностью, отражают реальный мир через фантастические образы и формы.

- В своих работах я продолжаю тему натюрморта, - рассказывает Георгий. - Я соединяю натюрморт с пейзажем или с какой-то исторической композицией, наделяя предметы почти человеческими качествами. Кувшин у меня может служить предметом обихода, частью пейзажа или архитектуры, а также может быть главным героем, то есть образом человека. Совершенно разные сюжеты и характеры. Например, жена, провожающая мужа, или группа людей, собирающая урожай. Причем подразумеваются плоды духовные. Я изобразил кувшины, потому что считаю, что у каждого предмета, как у человека, есть своя жизнь, своя аура или энергетика, которая может быть как положительной, так и отрицательной.
Артем Гориславец при создании работ экспериментировал с фактурой и цветом, используя гладкость и шершавость поверхности, простоту цвета чистой глины и яркие цветовые решения.
- Артем, как родилась идея создания проекта?
- Совершенно случайно. Ее придумала Елена Григорян и предложила нам с Георгием, потому что Георгий давно увлекся рисованием кувшинов, а я их леплю. Мы подумали и решили совместить наши похожие миры и организовать выставку.
- Какой смысл вы вложили в свои творения?
- В принципе, никакого специфического смысла в создание работ я не вкладывал. Я старался работать над формой, фактурой, сюжетом изделий. Кувшин - это функциональная вещь. Я же пытался как можно дальше уйти от функциональности и показать красоту этого необычного предмета, самого по себе, а не в роли емкости или вазы для цветов. Я создал работы, призванные дарить людям хорошее настроение, которые помогают по-другому взглянуть на обычные вещи.
Мнение искусствоведа Ирины Петровны Юферовой:
- Мне очень понравилась выставка художников Макарова и Гориславца. Они продумали все по цвету, по ритму, по соотношению разных видов искусства. Авторы осуществили идею как единое художественное произведение. Сейчас это называется “кураторский проект”. Имеются общая тема и герой выставки - это кувшин, который с самых древних времен играет большую роль в жизни людей. Мне кажется, что это очень интересно и своеобразно. Чем я еще отличаю эту выставку и художников? Я считаю, что это новое поколение, которое свободно творит, без всякого отчаяния, отрицательных эмоций, ощущения непонимания. Они стараются сочетать собственные представления об искусстве с какими-то новыми тенденциями, идеями.
В пастелях Георгия Макарова сознательно продуманные, сдержанные, ночные, немножко азиатские цвета. Его картины напоминают сновидения, какие-то мечтания. Работа не просто видима глазом, она, скорее, ощущаема душой.
Керамика Гориславца - то мягкая, теплая и землистая, то вдруг загорается ярким цветом. В таком вроде бы простом виде искусства столько тонкостей и сложностей.

Айгерим Бейсенбаева
     Хроника

Айгерим Бейсенбаева
Успех и слава!
В концертном зале Казахской государственной филармонии имени Жамбыла в рамках подготовки к гастролям состоялись концерты оркестра, в котором принимала участие народная артистка Республики Казахстан, ректор Национальной академии музыки, профессор Айман Мусаходжаева. Управлял оркестром дирижер Киевской государственной консерватории имени П.Чайковского А.Торыбаев.
Три концерта прошли под руководством художественного руководителя оркестра, народного артиста Казахстана, профессора Т.Абдрашева. А пятью другими концертами будет дирижировать А.Торыбаев.
В программах - симфонии Бородина, Чайковского, Шостаковича и Моцарта, а также скрипичный концерт Дворжака.
С 13 января 2006 года начинается гастрольный тур по городам Германии. Тур пройдет по восьми городам, среди которых Вольфсбург, Кельн, Мюльхайм и другие. Концерты пройдут только в филармонических залах. Знаменательно, что 21 января состоится первый концерт оркестра в рамках фестиваля, посвященного празднованию 250-летия Моцарта в городе Русельсхайм (Франкфурт).

Всем миром
В мире более миллиарда мусульман, а в России - около двух миллионов. Оказывается, что и в России широко отмечают религиозный мусульманский праздник - Курбан-айт. С раннего утра во всех мусульманских мечетях страны проходили праздничные молебны. Самое большое число верующих пришло по традиции в Московскую Соборную мечеть. Люди начали собираться у мечети еще затемно. Но счастливчиков, которым все-таки удалось попасть на утреннюю молитву в главную мечеть России, не более двух тысяч. Это только мужчины. Женщины по традиции молятся в другом помещении, и служба для них начинается в полдень. Верховный муфтий Талгат Гайнуддин сказал, что сегодня все мусульмане с особым чувством идут в мечеть. Они общаются с Аллахом, выражают ему свою благодарность, преданность и покорность. Духовно очистившись, возвращаются в свои дома, чтобы совершить обряд жертвоприношения. Известно, чтобы получить благословение Аллаха, люди могут принести в жертву только животное. Эта традиция восходит ко времени пророка Ибрахиима или, по библейской истории, Авраама, который из любви к Богу готов был принести в жертву единственного сына. Но в самый последний момент Всевышний отвел руку и установил запрет на пролитие человеческой крови. На территории Соборной мечети год назад началось строительство нового молельного зала на пять тысяч человек. В его строительстве принимают участие многие страны.

Ведущая полосы Махабат Узакова
вернуться назад перейти на главную обсудить в форуме

     О газете
     Контакты
     Подписка
     Письмо
     Поиск