|
Он не Гамлет
Людмила РОГОЗИНА
Артисту ТЮЗа имени Н. Сац и Новой сцены Евгению Жуманову
исполнилось 40 лет.
Он состоялся как театральный артист, как ведущий рейтинговой телепередачи
“Кто возьмет миллион?”, как центральный персонаж первого отечественного
сериала “Перекресток”... Не достигнута только одна вершина - у талантливого
артиста нет пока ни одной киноработы. И это, на мой взгляд, - существенное
упущение казахстанского кинематографа
Евгений родом из Павлодара - небольшого уютного города,
утопающего в зелени деревьев, города с необычайной духовной аурой.
Там он родился, вырос, там начал постигать азы профессии в драматической
студии под руководством директора Павлодарского драмтеатра Геннадия
Колесникова. Это юношеское увлечение не сулило Жене никаких благ
в будущем - для него это было просто хобби. А когда, дождавшись
своего подопечного из армии, прежний творческий руководитель поставил
вопрос ребром: “Хочешь профессионально работать на сцене?” - Евгению
пришлось принять судьбоносное решение. Так театр навсегда вошел
в его жизнь...
 |
Сцены из спектакля “Калигула”. 1991 г.
Калигула - Евгений Жуманов,
Геликон - заслуженный артист РК Владимир Толоконников |
- Женя, а то обстоятельство, что вы не получили высшего
профессионального образования, не создавало для вас сложностей на
сцене?
- Я без малого 20 лет в профессии, и постепенно прихожу к пониманию,
что отсутствие профессионального образования в театре - скорее правило,
чем исключение. Много глубокоуважаемых мною артистов не учились
специально профессии: это и Юрий Борисович Померанцев, и Лия Владимировна
Нэльская, и - светлая ему память - Лев Александрович Темкин (все
они - народные артисты Республики Казахстан. - Прим. авт.). И если
раньше меня это поражало, то теперь - нисколько.
- В профессии вы пробивались сами, или были в вашей творческой
жизни судьбоносные встречи?..
-
Безусловно, были люди, которые сформировали меня как актера. Это
и артисты Павлодарского театра Евгений Иванович Еникеев, дядя Ваня
Чистяков (не помню, к сожалению, отчества, мы все его так, по-простому,
звали), ныне оба покойные, Олег Ефимович Журбин - он в моем дебютном
спектакле “Ромео и Джульетта” играл отца Джульетты. Это были первые
мои шаги на профессиональной сцене, и это - незабываемая школа.
Артисты, с которыми я варился в одном соку в театре Лермонтова,
- Юрий Борисович Померанцев, Владимир Алексеевич Толоконников, Татьяна
Петровна Банченко, мы работали вместе во многих спектаклях, я многому
у них научился.
С первым моим режиссером по профессиональной сцене Ю.И.Коненкиным
мы проделали такое количество работы! Мы с ним познакомились в Павлодаре,
где он был главным режиссером. Затем его перевели в Уральск, на
должность главного режиссера Западно-Казахстанского драмтеатра,
- я поехал следом. Потом Юрия Ивановича пригласили в Алма-Ату -
буквально через два месяца он позвонил мне и предложил роль.
- Так это благодаря ему вы оказались в Алма-Ате?
- Я появился здесь 14 лет назад, в 1990 году. Поначалу пребывал
в состоянии легкого стресса: столица, академический театр, один
из крупнейших в республике, сразу - главная роль, да еще какая -
Калигула. Я так волновался - у меня поджилки дрожали. А потом стал
ходить по театрам города и потихонечку успокаиваться: оказывается,
в провинциальных театрах работают актеры высочайшего профессионального
уровня, многие из которых гораздо сильнее, мощнее столичных. Со
временем ко мне пришла уверенность, что если я там стоял с ними
на одной площадке, то, скорее всего, и здесь не пропаду.
- “На игрушечной площадке “Новой сцены” его актерская мощь выплескивается
за края маленького зрительного зала”, - делятся впечатлениями ваши
поклонники. А на вас не давят стены?
- Это дело очень персонифицированное. Оно разное по отношению к
каждому спектаклю. Какие-то спектакли тютелька в тютельку подходят
под эту площадку, и тогда я чувствую себя весьма и весьма комфортно.
Сейчас идет у нас на сцене замечательная литературно-музыкальная
композиция в лучших традициях советского времени “Мои шестидесятые”
- пользуется, кстати, огромным спросом у зрителей. Очень камерные
условия, программка на полтора часа, находится место даже для “живого”
скрипичного оркестра. Занята почти вся труппа, но мизансцены небольшие,
по 2-3 человека.
Но если спектакль большой, если работа эмоциональная, тогда мне
действительно становится здесь очень тесно. Шаг вправо - шаг влево,
каждое лишнее движение напрягает, стараешься сдерживаться. Вот,
например, “Гамлет”: хоть и небольшая по размеру декорация, но представьте
себе, какой это густонаселенный спектакль! Я понимаю, что для театра
это - вынужденный ход...
Играли “Страсть” по Мериме: мне было просто безумно тесно, хотя
на площадке нас было всего шесть человек.
-
Не стремитесь к большему театру, к большему городу?
- Для меня на данный момент не имеет значения, в каком театре нашего
города работать - это чистой воды география. Часто спрашивают про
Москву - не хочу ли я переехать. Я не понимаю цели таких вопросов.
Ладно, спрашивали бы меня об этом москвичи. А тут местный зритель,
который тепло ко мне относится... Нет у меня такого желания. И амбиции
здесь ни при чем - в свое время они доводили меня аж до Голливуда.
Просто трезвый ум, который приходит с годами. Отсутствует какой
бы то ни было повод для переезда. Когда есть известность в этом
городе, востребованность - в театре, на радио, на телевидении, бессмысленно
бросать все, куда-то ехать и заново доказывать всем, что ты профессионал...
Это из области легенд, утверждающих, что каждый актер мечтает сыграть
Гамлета. Я никогда этого не хотел.
- В отличие от многих артистов вы не скрываете своего возраста.
- Знаменитый Черкасов, будучи 30-летним, в фильме “Депутат Балтики”
блестяще сыграл 70-летнего профессора Полежаева. Да что далеко ходить:
Померанцев играл в фильме “Наш милый доктор” персонажа в 2 раза
старше себя! Актер - такая профессия, где возраст особого значения
не имеет.
- Театр, кино, телевидение, шоу-бизнес: по-вашему, чем схожи
эти сферы между собой? Какое место в этом ряду занимает театр?
- Мало сходств. Если не брать во внимание каких-то общечеловеческих
взаимоотношений в коллективе - совершенно разные вещи.
Я прошел кастинг среди примерно 100 претендентов на должность ведущего
“Кто возьмет миллион?” - в этом мне, безусловно, помог мой актерский
опыт, хотя я понимал, что это совершенно иная профессия и ее надо
осваивать, “ходы” там совсем другие.
Что касается кино, тут я вряд ли в материале. “Мыльные оперы” -
это совершенно иная технология. Хотя все наши казахстанские режиссеры
давно и хорошо меня знают по театральным работам: “Женька, тебя
снимать надо!”. Так позовите! Как будто я ногами упираюсь.
Я в первую очередь театральный актер. Зависимость от общения со
зрителем схожа с наркотической. По эмоциональности подачи и восприятия
все-таки театр стоит на первом месте. Актер без зрителя просто лишен
смысла.
У меня азарт к жизни - огромный. На сцене, все еще, слава Богу,
появляется азарт. И потом я, несмотря ни на что, отчаянный жизнелюб.
|