Электорат в маске Вячеслав Щекунских Казахстанские политологи делают предварительную пристрелку клиентуры на будущие выборы. И если сейчас они - просто аналитики, то в ближайшее время рассчитывают перекраситься в настоящих политтехнологов. Однако антураж выбран самый насущный - определить портрет казахстанского избирателя Дело в том, что на самом деле выяснение портрета избирателя проводится не посредством “круглых столов”, а банальным, но трудоемким социологическим исследованием. Поэтому особого результата по заявленной теме добиться так и не удалось. Правда, лежащие на поверхности умозрительные выводы казахстанские аналитики и партийцы сделали. В частности, президент ассоциации социологов и политологов Бахытжамал Бектурганова выяснила, что реальный подушевой доход рядового казахстанца не зависит от его самовосприятия. Многие из нас по незнанию идентифицируют себя со средним классом и говорят о стабильности своего финансового положения - несмотря на реалии.
|
Собственно, портрета казахстанца не получилось, зато с радостью и политологи-социологи, и представители политпартий рассказали о партийной жизни страны. Она, соответственно, интересна только для “хомо политикуса”, людей, которые имеют свою точку зрения на существующую политическую ситуацию и у которых сформировались более или менее конкретные политические предпочтения. Вместе с тем многие аналитики намекают партийцам на то, что пора бы уже и самоопределиться, ведь политические программы, платформы почти всех политпартий - идентичны. Мало кто найдет какие-то отличия у “Отана” и ДВК. Тем более что классическая ориентированность партий на определенную аудиторию тоже у нас не работает. Другое дело, что пятидесятитысячный барьер - слишком нереально для специализированных партий... Наверное, когда наконец сформируется социальное поле Казахстана, тогда волевым решением нам и позволят создавать партии по интересам с реальным количеством членов, а не списочными “мертвыми душами”. Следует учесть, что настоящее исследование психосемантического поля электората, наверняка проведенное уже не раз у нас в Казахстане, не станет достоянием не только широкого круга аналитиков, но и тем более общественности. Практически это инструментарий для манипуляций общественным сознанием - и не только в предвыборный период. Именно благодаря таким исследованиям можно создать “выгодную” партию, которая будет отвечать чаяниям большинства в исследованном регионе. Это и способ продвижения товаров массового потребления - когда социсследование “согласует” со средним потребителем его предпочтения о цвете упаковки, форме подачи рекламы и других показателях. Обычно все эти азы пропускаются мимо, поскольку необходимости в оболванивании потребителя просто нет. Ведь “при всем богатстве выбора другой альтернативы нет”. Особенно эта рекламная находка хорошо работает в электоральном поле, поскольку чаще всего действительно властный ресурс организовывает нам реальную безальтернативность. Виртуальная же альтернативность хороша только как шоу. Если принять за умолчание этот аспект, все становится хорошо. У нас - конкурентные выборы, обеспеченные шумными выборными кампаниями конкурентов из разных политлагерей. И так будет на всех выборах, которые предстоят нашей стране - иначе просто нельзя, нас не поймут ни ОБСЕ, где мы скоро будем председательствовать, ни в других уважаемых международных организациях. И неважно, что может получиться российская ситуация, когда президент Путин постфактум сетует, что пресная и почти однопартийная Госдума - это плохо. Главное, что сам процесс будет нескучным. Мотивы организации шоу на выборах у всех будут, конечно, разные. Кто-то отрабатывает государственные гонорары, кто-то промышленные, кто-то гранты от международных псевдоблаготворительных организаций. Тут, как и везде, важна форма подачи, а не содержание.
|