“Бутлегеры” шоу-бизнеса Анна Шелепова Аудио- и видеопиратство... Периодически телеэкран являет нам сколь живописную, столь и однообразную картину: бульдозер перемалывает гусеницами сияющие упаковки дисков и кассет. Вот, собственно, и все, что нам удается видеть воочию о хорошо раскрученном криминальном бизнесе, приносящем “бутлегерам” от шоу-бизнеса миллионные прибыли. Остальные страсти этого монстра-бизнеса для большинства остаются “за кадром”. Так почему в этой истории третейским судьей является бульдозер?
На этом рынке есть три основных действующих лица: продавец, от продукции которого мы получаем либо удовлетворение, либо приходим в ярость. Органы юстиции, которые обязаны по долгу службы контролировать качество продукции (именно они бросают “левак” под гусеницы бульдозера). И, наконец, третье действующие лицо, оно же самое главное и самое безвольное, - мы, покупатели... Мы не одиноки. Авторы тоже бессильны Батырхан Шукенов: “В январе этого года на Центральном вещевом рынке Алматы мы воевали с пиратами. У продавцов контрафактной продукции за один раз изъяли товара на сумму более 800 тысяч тенге. Проверка аудиоточек была инициирована мной лично. Я хотел получить представление, сколько подделок появилось на мой последний альбом “Отан ана”, который пользуется популярностью у флибустьеров музыкального рынка. Операцию провели вместе с финансовой полицией. Заметьте, речь идет только об одном рынке, об одном альбоме... Огнем и мечом закона Роза Жумасаева, начальник отдела по защите прав интеллектуальной собственности департамента юстиции Алматы языком закона определила, что же это за преступление: “Контрафактная продукция - это экземпляры кассет, дисков, изготовление и распространение которых влечет за собой нарушение авторских и смежных прав в соответствии с Законом “Об авторском праве и смежных правах”. - Раскройте кухню производства “левой” видеопродукции. Каким образом в Алматы появляются те видеофильмы, премьера которых буквально на днях состоялась, к примеру, в Лондоне? - Если кино появляется в Казахстане через три дня после премьеры за рубежом, ясно, что такой фильм не имеет соответствующих разрешений и является пиратской копией. Кухня элементарна: фильмы просто скачивают с Интернета или копируют с телевизионных каналов, экранов кинотеатров. - Пропагандируются ли приличные торговые точки, где нужно покупать товар, и почему публично не называются пиратские “лавки”, где приобретать видеокассеты, компьютерные игрушки не стоит? - Это не наша работа. Но вам могу сказать, что в наших “черных” списках нет таких фирменных салонов, как, к примеру, “Digital Video”. На продукцию, приобретенную в этом магазине, жалоб от потребителей не бывает. Взгляд изнутри Владимир Удмадтуридзе, коммерческий директор компании “Digital Video”: - В мире есть четыре вида самого прибыльного бизнеса - проституция, торговля наркотиками, оружием и шоу-бизнес. Все знают, что, к примеру, Мэл Гибсон вложил 25 миллионов долларов в “Страсти Христовы”. Джеймс Камерон только в раскрутку “Титаника” вложил 20 миллионов долларов... Голливуд выпускает тысячу фильмов в год, прибыли от продажи видеокассет и DVD превышают во много раз доходы от проката в кинотеатрах. В прошлом году Голливуд серьезно пострадал от российских пиратов, потеряв только на этом рынке более миллиарда долларов. Потому что Россия ежегодно выпускает до 150 миллионов видеокассет и DVD и многие из них незаконно. Экономика этого бизнеса проста: отлить болванку и напечатать на нее фильм обойдется в один доллар и пирату, и правообладателю. Пират, выпустив 500 тысяч дисков в месяц, получает чистыми минимум полмиллиона долларов, ведь ему не придется платить ни налогов, ни роялти, то есть определенный процент за каждый фильм правообладателю. - Как в Казахстане появляется пиратская продукция? - В Москве есть аудио-видеорынок под названием “Горбушка”, ежедневный оборот которого равен ежегодному обороту всей Алматы! Деньги от продажи идут во все страны мира, где есть русская диаспора, и с этим никто не может справиться. В Москве существуют 5 заводов, которые производят как легальные DVD-диски, так и “левые”. - Как же этот товар проходит через границы? - За все люди платят. Провести тысячу дисков - не проблема. Это всего лишь 16 кг, которые легко уместятся в сумке, а если едешь на поезде, то тебя даже не проверят. Большие партии сейчас никто не возит. А с таможней и правоохранительными органами можно всегда договориться. - Где в городе можно наткнуться на пиратскую продукцию? - В основном на рынках и в маленьких магазинчиках в спальных районах города. В центре их практически уже нет. Что такое пиратская точка? Это маленькие отдельчики в магазинах, где продаются примерно по 300 кассет. В Алматы работает примерно 500 таких точек. Еще год назад их было больше тысячи. Производство каждой “левой” кассеты, как я говорил, стоит один доллар. Хозяин точки перекупает кассету за полтора доллара, перепродает за три. Ежедневно он сбывает в среднем 20 видеокассет. Если за прокат одной кассеты пират берет от 50 тенге, а ежемесячно сдает в прокат 200-250 кассет, то общая прибыль в месяц и с проката, и с продажи примерно тысяча долларов. 200-250 из них уходит на аренду, 100 - зарплату продавцу, чистого навара остается 700-750 баксов. У каждого хозяина, как правило, три-четыре таких точки. Значит в месяц можно “наколачивать” почти три тысячи баксов... 700 долларов умножаем на 500 точек, вот вам ежемесячно 350 тысяч долларов теневого дохода. Я говорю только о магазинных точках. Не будем забывать о базарах... Только в Алматы на пиратском рынке ежемесячно зарабатывается около миллиона долларов... - Вы можете дать советы потребителям, как отличить пиратскую продукцию от лицензионной? - Покупатель должен обратить внимание на цену. Подделанная кассета стоит 350 тенге, а лицензионная - 800. Пиратский DVD - 1,5 тысячи, а лицензионный - от двух до четырех тысяч тенге. Компьютерная пиратская игрушка - 350 тенге, а лицензионная - примерно 6 тысяч. Потребитель также должен знать, что ни одна пиратская кассета не будет продаваться с наклейкой (она обычно расположена в центре кассеты) и с голограммой производителя. Пиратские кассеты не выпускаются в пластмассовых боксах, чаще всего они в бумажных коробках, с мутной, нечеткой полиграфией. Предупреждение перед самим фильмом о том, что он предназначен лишь для домашнего просмотра, также свидетельствует о том, что кассета лицензионная. И имейте в виду, что если вы покупаете контрафактную продукцию, вам, скорее всего, не дадут чек... Ну что, дорогие читатели, будем оставаться жертвами рынка? Или научимся тратить свои деньги?
|