В нефти Бродов нет
Судя по последним событиям, казахстанской нефти все-таки не суждено побежать в Европу через территорию Украины. Прежде Казахстан неоднократно изъявлял готовность прокачивать свою нефть по системе Одесса - Броды. Украинские представители даже говорили о том, что подписаны конкретные коммерческие соглашения с казахстанскими поставщиками. Но только воз и ныне там. Нефтепровод Одесса - Броды, который окрестили “трубой в никуда”, простаивает уже третий год
А после того, как президент Украины Леонид Кучма ликвидировал должность спецуполномоченного Украины по вопросам Евразийского нефтетранспортного коридора, то есть нефтепровода Одесса - Броды, стало ясно: самостийность амбициозного украинского проекта приказала долго жить. Демарш украинского лидера позволил экспертам сделать вывод о том, что Киев намерен отказаться от перспективы нефтетранспортного сотрудничества с Западом и готов принять российские предложения. Балтика - опять окно в Европу? Построили трубопровод Одесса - Броды в 2001 году. Когда система была готова на 90%, Украина задумалась: а зачем и для кого мы сооружаем эту трубу? И начались поиски поставщиков нефти. Идея этого проекта состояла в том, что новая нефтетранспортная система позволит отправлять каспийскую нефть в Европу в обход опасных морских путей через Босфор и по территории, неподконтрольной России. Мол, северный сосед монополизировал рынок нефтепоставок в Европу, мы составим ему конкуренцию. Украина очень рассчитывала на поддержку США в этом проекте. Но Штаты кинули все силы на строительство трубопровода Баку - Тбилиси - Джейхан, который тоже предназначался для каспийской нефти и шел в обход России. А Украина, видимо, рассчитывая на Америку, не позаботилась заранее о просчете экономической эффективности проекта и о договоренностях с поставщиками нефти. В чем преимущество трафика Одесса - Броды? Это альтернативный маршрут, который позволяет транспортировать легкую казахстанскую нефть высокого качества на европейский рынок. Если прокачивать каспийское “черное золото” по системе российской “Транснефти”, то там наша нефть перемешивается с российской смесью Urals, которая по своим характеристикам значительно уступает казахстанским углеводородам. Сейчас нефть со знаменитого Тенгизского месторождения транспортируется на европейский рынок по трубопроводу Тенгиз-Новороссийск и дальше танкерами по морю. Но морской путь традиционно считается более опасным в экологическом плане. Кроме того, Турция время от времени создает различные препятствия для прохождения танкеров через Босфор. Пролив считается перегруженным. Однако аргументов против значительно больше. По мнению аналитика Кембриджской Ассоциации по проведению исследований в области энергетики (CERA) Мэтью Сагерса, транспортировка по трубе Одесса - Броды сделает каспийскую нефть на 7-8 долларов дороже Urals, тогда как сейчас азербайджанская нефть, отправляемая в Европу по морю, превосходит по цене российскую смесь лишь на 4-5 долларов. Это дает возможность каспийской нефти быть конкурентоспособной, так как по качеству она значительно выше Urals. Во-вторых, трубопровод Одесса - Броды направлен на рынки, которые уже обслуживает сеть “Транснефти”. И, наконец, на рынках Центральной Европы нашей нефти трудно конкурировать с российской, потому что в середине 90-х многие центрально-европейские заводы были модернизированы таким образом, что сейчас им совершенно все равно, нефть какого качества они будут перерабатывать. Однако, по заявлению Каиргельды Кабылдина, сделанному на прошлой неделе, группа казахстанских компаний уже достигла предварительных договоренностей с заводами Австрии, Словакии, Германии и Чехии. Значит, не так все безнадежно в вопросах рынков сбыта. Однако остается непонятным, как будет транспортироваться наша нефть от Брод в Южную Европу. Там можно присоединиться к российским трубопроводам. Но это опять же будет означать смешивание с российской нефтью и потерю в качестве. Возможна, конечно, транспортировка в цистернах железнодорожным транспортом, но насколько это оправдано? Очевидно, что Евразийский нефтетранспортный коридор (а именно так Украина назвала свой амбициозный проект) будет гораздо более эффективен лишь при достройке его до какого-нибудь порта. Нефтепровод не будет экономически прибыльным, если его не продлить до Польши. Так, ветка Броды - Плоцк - Гданьск даст выход на Балтику, а следовательно, к еще одному морскому пути на Европу. Но переговоры с Польшей опять же ведутся не первый год. Роль Казахстана Прежде Россия трижды безуспешно предлагала “Укртранснефти” использовать трубопровод в обратном направлении - из Брод в Одессу для транспортировки российской нефти на Черное море. Труба тем временем оставалась пустой. Тогда Украина попросила Прикаспийские страны дать хоть какое-то количество нефти. Казахстан откликнулся на эту просьбу. И хотя до сих пор неизвестно, попала ли хоть какая-то доля казахстанской нефти в знаменитую украинскую трубу, заявление Казахстана сыграло свою роль. Украина гордо отказалась от российского предложения по реверсу. Теперь стало понятно, что для Украины Одесса - Броды проект был политическим, а не экономическим. Его главная цель - доказать России собственную значимость. Не получилось. Стоит ли сокрушаться по этому поводу Казахстану? Едва ли. По мнению Зауре Кистауовой, эксперта службы экономического анализа Центральноазиатского агентства политических исследований (APR), сотрудничество с Украиной могло влететь Казахстану в копеечку. Строительство трубы Одесса - Броды длиной 674 километра обошлось Украине в 200-300 миллионов. Можно посчитать, во сколько обойдется нам обещанное строительство участка длиной около 500 километров до Плоцка плюс реконструкция терминала Южного. Но проблема даже не в экономических затратах. Приняв участие в строительстве и получив долю в трубопроводе, Казахстан взял бы на себя обязательство по прокачке определенного количества нефти. Сейчас мощность трубопровода составляет 9-12 миллионов тонн нефти в год, а при нынешних темпах добычи углеводородов на отечественных месторождениях возможны перебои с обеспечением минимальных объемов. Таким образом, если ранее трубопровод Одесса - Броды был головной болью Украины, то сейчас он мог бы стать исключительно казахстанской проблемой.
Амина Джалилова
|