28 мая 2004
№ 21 (313)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск
    Культура 

Карлсон, которая
живет...

Флюра Мусина

Недавно алматинские любители современного танца смогли увидеть на сцене театра оперы и балета имени Абая необычный спектакль культовой западной танцовщицы Каролин Карлсон “Письмена на воде”. В течение часа продолжался этот диалог зрителя и актрисы, в котором Каролин Карлсон не только ставила вечные вопросы бытия, но и отвечала на них красноречивым безмолвием жеста

Напомню, Каролин Карлсон, шестидесятидвухлетняя танцовщица, финка по происхождению, закончила балетную школу в Сан-Франциско в далекие шестидесятые годы. Именно в эти годы в Америке активно шли поиски нового языка танца, способного выразить не только гармонию, но и всю глубину подсознательного. Концепция, разработанная американским хореографом Альвином Николаисом, и сегодня служит отправной точкой для многих танцовщиков. Каролина Карлсон на протяжении семи лет была ведущей танцовщицей нью-йоркской балетной труппы Николаиса и своеобразной ее эмблемой, и, пожалуй, как никто другой, знает основные принципы танца, этого своеобразного хореографа, более популярного в Европе, чем в Америке.

Каролин провела для казахстанских артистов мастер-класс, в котором приняли участие учащиеся Алматинского хореографического училища имени Селезнева и артисты театра современного танца “Самрук”.
- Скажите, Каролин, на чем строится хореография Николаиса?
- Это время, пространство, ритм и движение. Рукой, например, можно производить множество движений: можно показать форму, я могу двигать ею во времени, а также я могу открывать и закрывать ее, то есть двигать в пространстве. Хотя то, чем мы занимались сегодня на мастер-классе, - это просто импровизация. За эти несколько часов невозможно научить технике, можно только дать возможность взглянуть на танец с другой стороны.
- За почти сорок лет творческой деятельности вами поставлено около 150 спектаклей. Где вы находите темы для своих работ?
- Как правило, я работаю с абстрактными принципами, я выбираю какую-нибудь идею, потом работаю абстрактно с этой идеей. Например, в спектакле “Письмена на воде”, который я показываю в Алматы, я играю на разнице между огромным деревом, которое находится на сцене, и очень маленьким столом.
Моноспектакль “Письмена на воде” продолжительностью около часа - совершенно завораживающее зрелище. На полутемной сцене, левая половина которой пуста, а на правой в глубине находится светящаяся вертикаль, уходящая ввысь, а перед ней маленький деревянный столик.
Внутри вертикали высокий силуэт одетой в черное платье танцовщицы. Движения ее предельно лаконичны и скульптурны, необыкновенно выразительны, и изящные руки трепещут в воздухе, словно две белые птицы.
Древо Жизни, а быть может, Древо Познания и неизвестно откуда взявшаяся на плоскости стола вода, брызги которой летят из-под рук танщовщицы, пишущей на ней письмена своей судьбы.
Весь спектакль Каролин плетет вязь магических движений между этими двумя предметами, и расстояние между ними заполняется массой всевозможных, возникающих спонтанно ассоциаций. Уверена, что у каждого они индивидуальны, отсутствие генеральной линии восприятия и есть отличительная черта современного танца.
- Вы учились классике, затем перешли на современный язык танца. Так ли непреодолима пропасть между ними?
- Да, работать вместе мы можем, но сравнить два эти танца очень сложно, потому что танцовщики в классическом танце стараются быть как можно легче, мы в современном танце стараемся быть тяжелее, быть ближе к земле. Но в принципе вполне возможно перепрыгнуть через мост, ведь если мы вспомним Нуриева или Барышникова, то это классические танцовщики, но и Нуриев работал с современной хореографией, и Барышников сейчас имеет труппу, где ставит современные спектакли. И Майя Плисецкая, перед которой я преклоняюсь, сейчас работает со многими современными хореографами. Мост не настолько невозможен, как кажется.
- А как вам работалось на мастер-классе с учащимися училища? Ведь у них, прежде всего, классическая школа?
- Я сама начинала в классическом балете, поэтому хорошо знаю, какие они: жесткие, прямые и обязательно хорошо натренированные. И за то время, которое мы занимались, невозможно научить технике. Я просто постаралась открыть им глаза, показать танец с другой стороны, и надеюсь, что они ушли с чем-то в сердце и с открытыми глазами.
- Вся ваша жизнь связана с танцем. И наверное, вы точно можете определить одной фразой, что же это такое - танец?
- Это Вселенная. Мы берем у Вселенной, мы отдаем Вселенной. И это единственное движение, которое нас всех объединяет.

(Окончание.
Начало в № 20)
Вернуться назадОбсудить в форуме
     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп