9 апреля 2004
№ 14 (306)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

Подмигивающая этикетка

Наша страна постепенно переходит от нецивилизованного первозданного восприятия действительности к подмене всего этого виртуальными, искусственно созданными образами. В конце концов, мы действительно покупаем больше фантик, который стоит дороже, чем то, что под ним. Этикетка начинает править миром. Разглядите любого политического деятеля современности - получите полновесную дорогую этикетку

Интересно, что задумываться об имидже начали еще в древности, когда в полисах возникла необходимость в публичных деятелях - сенаторах, трибунах и иже с ними. А значит, появилась и конкуренция, а после возникли коммуникативные науки, учащие вербальному и невербальному общению. Невербальность для публичного человека очень важна, поскольку именно эмоциональная, подчеркнутая жестами речь более всего заводит аудиторию - можно вспомнить кинокадры лидеров прошлого века: Муссолини, Франко, Гитлера - уж они-то знали, как завести аудиторию.

“Существует множество концепций по поводу того, какими чертами должен обладать лидер, - говорит Людмила Адилова, доктор политических наук. - На Западе важны коммуникативные навыки - умение общаться, подать себя. Обязательна открытость, политик должен быть честным. В российской политической культуре имидж зависит от того контекста, который присутствует в данный момент в обществе. В зависимости от того, как меняется общество, меняется и набор черт, которыми должен обладать лидер. Раньше россиянам требовался харизматик, сейчас нужны топ-менеджеры, то есть люди, обладающие определенными управленческими навыками: менеджер пришел по контракту и выполняет свою работу - его наняло общество. В принципе, это нормально, но здесь теряется сакральность власти. И утрата сакральности власти может свести все политическое поле к технологическому процессу, когда при помощи технологов можно будет создать определенный образ, управлять созданными представлениями и регулярно раз в четыре-пять лет менять представление об идеальном политическом лидере”.
Кстати, работа с психосемантическим полем данного общества не считается “грязной технологией”. Например, на электоральном рынке в России очень популярен Алексей Ситников, директор агентства “Имидж-контакт”. В свое время его приглашали и в Казахстан на несколько медиа-проектов. Изучив потребности общества, технологи создают требуемую “упаковку” - имидж политика или политическую платформу.
Тем не менее, несмотря на то, что имидж - это всего лишь обертка, желательно подумать и о реальном наполнении этой фольги. В частности, политолог Людмила Адилова заметила, что, несмотря на видимый блеск известного в Казахстане своими нестандартными ходами лидера партии патриотов депутата Гани Касымова, его речам не хватает содержательности. Действительно, слушается Гани Есенгельдинович гладко, но если попытаться следовать нити его рассуждений, она превращается то в многоголовую гидру, то в лохмотья той самой нити. Кстати, очень удачно ситуация с наполнением имиджа сложилась у Булата Абилова. Благодаря своей телепрограмме политик научился быть публичным, работать с аудиторией, полемизировать.
Нашим политикам нужно прививать культуру понимания запросов общества, иначе избиратель, как обычно, останется за кругом. Созданный из ничего образ депутата Василия Максимонько раскрасил родной Павлодар качественными фотокопиями. Однако никакой работы с самим Василием Владимировичем проведено не было. “А сам Максимонько как был, так и остался по сути своей начальником цеха - так же ведет себя и в парламенте”.
“Имидж - это ответ на то, что о тебе думают. И политик должен управлять восприятием, должен всегда думать об обратной связи. Здесь нужно не только искусство управлять впечатлениями, но и техника самопрезентации политика, забота о том, чтобы тебя всегда адекватно, правильно воспринимали - с учетом того, что ты хочешь передать. Политик должен быть всегда интересен. Потому что прорваться в информационное пространство сегодня достаточно сложно - много информационных шумов. У нас наблюдается тенденция потери интереса электоратом к политике и политикам. Электорат устал от слепленных как бы под копирку лидеров”.
Прошлые выборы показали, что кандидаты не владеют нормальными цивилизованными электоральными технологиями - они обливают друг друга грязью, собирают компромат, распространяют подметные письма. Политолог Адилова называет это “ядерными отходами”, которые захоранивают. Анонимные авторы нечистых технологий, как некие наемники, привезли к нам нечто плохо пахнущее, нечистоплотное. Единственно - журналистам есть о чем писать. В свое время кто-то сказал, что демократия наступает, когда выборы превращаются в скучную процедуру без нарушений. От себя добавим, что такое может быть и в условиях тоталитаризма.
Немаловажный факт: многие оппозиционные (и не только) политики абсолютно неконструктивны. Их цель - раскачать лодку. Они используют “грязные” технологии не для того, чтобы наращивать позитивный капитал, сделать содержательнее свою кампанию, а для увеличения негатива в обществе. И это характеризует сегодняшнюю нашу политику. Лидеры, борющиеся не за избирателя, а друг с другом - это ненормально. А избиратель уже давно устал от негатива.
Социально рентабельный имидж создается с учетом запросов общества, черт личности лидера. Например, в России был период, когда несколько губернаторов были даже внешне похожи на Лужкова - это социальный заказ на тех, кто разгребает то, что было сделано говорунами.
О недостатках политического имиджа можно говорить бесконечно. Надо только держать в уме те потребности нормального зрителя или избирателя, которому неприятно видеть ковыряющего в ухе депутата, и, напротив, приятно слушать внушительный бас уверенного в себе политика.
И последнее. Несмотря на то, что основная популярность завоевывается посредством масс-медиа, есть еще и избиратели со своими проблемами - хоть с десяток человек должны сказать, что этот человек что-то делает для простых людей.
А вообще, хотелось бы посоветовать не зацикливаться на виртуальности. Наша беда в том, что серьезных личностей, которых можно было двигать на самый верх, очень мало, причем в любом обществе. Это так называемые “координаторы”. Тем не менее есть ряд политиков на казахстанском поле, которые вполне заслуживают внимания. Часть из них публична, а посему их имидж есть смысл корректировать, часть - называют “манипуляторами”, функционирующими в тени. И те, и другие имеют реальное наполнение, как сказали бы компьютерщики, контент. И главное - это не штамповка, не этикетка, созданная в угоду публике хитроумными технологами. Не хотелось бы, чтобы мы пошли по этому пути - ведь в любое время ключевые места в истории и человеческой памяти занимали харизматики и сильные личности от природы.

Вячеслав Щекунских
Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп