Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
КОНИбализм Галия Жулдызбаева Издревле конь был лучшим другом человека. Он воевал, пахал, в горе и радости животное преданно находилось рядом с хозяином. Лошадь вдохновляла поэтов и художников. В любом языке - в русском или казахском - лошадь можно назвать минимум двадцатью эпитетами. Нет больше ни одного животного, которому бы был посвящен столь обширный отдел в словарном составе. Сейчас же стало практически традиционным “приглашать” лошадей к человеческому столу. Пожирание конского мяса - обыденное дело Трою греки захватили с помощью коня. Вещий Олег - предупрежден о смерти, которая все же пришла за ним, на могиле скакуна. Вспомним легендарных Буцефала - Александра Македонского или Арну - Кобланды. Нет других таких животных, чьи имена спустя сотни и тысячи лет сохранились в истории. А в скольких народных сказках фигурируют сивка-бурка, конек-горбунок, тулпар, помогавшие своим хозяевам в самых безнадежных ситуациях. История также приводит немало примеров, когда лошади спасали людей от верной смерти.
|
У казахского народа множество традиций, связанных с лошадьми. Их использовали в национальных играх, устраивали в честь гривастых товарищей айтысы и т.д. Кобылье молоко и кумыс по сей день используют в качестве лекарств от многих болезней. Возникает вопрос, насколько сегодня этично открыто и в большом количестве продавать конину в нашей стране? Нужно быть большим циником, чтобы сегодня катать своего ребенка на лошади, делая акцент на ее умные добрые глаза, мягкие гриву и хвост, покладистый нрав, а завтра привести в мясной ряд, где торгуют кониной, и показать лошадку уже в расчлененном виде. У каждой нации свои вкусовые пристрастия. Например, французы едят лягушек, китайцы - всевозможных жуков, корейцы - собак (но в ресторанах вам не подадут блюдо, приготовленное из мяса собаки, если вы не знаете знаковой системы). На южном побережье Индии и в странах Океании деликатесом считается обезьяний мозг. Но вышеперечисленные народы абсолютно спокойно относятся к лошадям, хотя они у них не возведены в ранг святых. Как, например, в Индии - корова. У казахского народа такой неприкосновенностью должны обладать лошади. Во время джута людям, чтобы сохранить жизни, приходилось принимать в пищу конину. И это не осуждается. Во время блокады ленинградцы ели собак, кошек, крыс для того, чтобы выжить и не склониться перед врагом. Так почему же сегодня, когда прилавки магазинов и рынков ломятся от изобилия мяса, когда в стране не голодают даже бомжи, мы продолжаем гурманничать кониной, несмотря на то, что весь цивилизованный мир смотрит на нас как на дикарей-людоедов. Европейцы и американцы, видя это кровавое действо, убеждаются, что у казахстанского населения варварские нравы. Историки и ученые утверждают, что традиция употребления в пищу конины в Казахстане зародилась давно. Допустим. Но в древних обрядах казахи и их предки принимали конину только в рамках жертвоприношения. Кстати, в племени Майя тоже существует обряд жертвоприношения человека. Это же не повод. Действительно, до рождения пророка Мухаммеда у древних тюрков была традиция приносить в жертву рыжую либо серую лошадь Йер-су (недоброжелательно настроенному божеству земли, воды и растительности), чтобы умилостивить его. Часть лошади уходила божеству, другая - в пищу человеку. Принесение в жертву коня восходит к тенгрианству (древняя восточная религия). В шаманской практике, которая является наиболее архаичной древней магико-религиозной системой, существует даже специальный ритуал. В начале XIX века он был зафиксирован группой миссионеров. Подобная церемония проводилась время от времени каждой семьей и делилась на 2-3 вечера. Она посвящалась одному из верховных божеств - доброму Баю Ульгену. Интересен тот факт, что шаман сначала выгонял душу из тела животного и провожал ее (когда коня режут - он плачет). И только потом, с помощью нескольких человек животное жестоко убивали, ломая ему позвоночник, для того чтобы ни одна капля крови не пролилась на землю. Затем мясо приготавливалось и съедалось. Считалось, что такой ритуал привлекал в жизнь благо. Больные или люди с горем в семье, дабы избавиться от проблем и недугов, также совершали вышеописанный ритуал. Наши предки, порой принося в жертву единственную лошадь, свято верили, что божества, приняв их дар, оградят их от всевозможных проблем. Дележ друзей Сегодня ни о какой церемонии (разве что о варварской) речь не идет. Блюда из конины стали повседневными. Некоторые диетологи безжалостно твердят о полезности и чистоте конского мяса. Действительно, это животное трепетно относится к своему рациону и в отличие от других не станет есть мусор с помойки, как корова или свинья. Лошадь будет стоять на поле с крапивой и умрет с голоду, так как предпочитает более полезные виды трав. Мы исследуем вопрос не о полезности или вреде конского мяса, а о духовности или бездуховности нашего народа. Алматинский людоед Джумагалиев утверждал, что когда убивал молодых девушек, по вкусу их мяса определял - гулящая она была или нет. У негулящих, по его словам, мясо было диетическим, а кровь пьянящей. Нужно определить, кто для казахского народа лошадь: священное существо или скотина, созданная для удовлетворения наших низменных вкусовых потребностей? Если конь для нас - это священное животное, то разговор о диете выглядит кощунственным. У казахов есть такой постулат: баранина, съеденная нынешней ночью, переваривается до следующего захода солнца, говядина - до восхода солнца, конина - пока стелешь постель. Есть еще и такое суждение: тяжелобольному нужно дать кумыс и конину. Если больному не помогло ни то ни другое - он умрет. Но ни один из нас не возьмется утверждать, что излечился от недуга только потому, что ел конину. Для академика Российской академии медицинских наук, президента Казахской академии питания Торегельды Шарманова лошадь - божественное существо, мясо которого очень полезно. - Запретить употреблять продукцию из конины мы не можем, - считает г-н Шарманов. - Вероятно, мы когда-нибудь придем к тому, чтобы продавать конину в специализированных магазинах. Но для этого нужно перевоспитать наших людей. А запретить нужно. В казахстанский Уголовный кодекс необходимо добавить статью, по которой убийца лошади будет сидеть за решеткой минимум лет десять. А конеедство приравнять к людоедству. В Индии убившего корову забивают камнями. В Казахстане же на убийство лошади, зачастую прикрываемое свадьбой или другим праздничным мероприятием, приглашаются все родственники и друзья. Многочисленная толпа с удовольствием наблюдает кровавое шоу. Жестоко, но весело, тем более что предстоит улкен той. Диетическое и лечебное свойство конины учеными пока не доказано. Посмотрите на тех, кто часто питается кониной и бешбармачит. Это обрюзгшие, пузатые и явно нездоровые люди. На них одновременно жалко и страшно смотреть. Только чрезмерная своеобразная любовь к лошадям может привести к такому жуткому физическому состоянию. Какое уж тут выведение холестерина!? Часть животноводов придерживаются мнения, что полностью убрать конину с наших прилавков невозможно. В качестве главного объяснения используется классификация лошадей на кормовые и скаковые породы. Но делить лошадей на такие породы равно, что делить людей на худых и толстых и мясом последних кормить тех, кому не хватает веса. Или, представьте, в семье родители начнут делить своих детей на призовых, которые в будущем принесут славу фамилии, и трудовых - предназначенных специально для рабства. Лошадь от того, что ее назвали “кормовой”, внешний вид не меняет и глупее не становится. Все эти животные произошли от одного семени. Займемся спортом Доход государства от внутренней продажи мяса невелик. На экспорт в Европу идет лишь малый процент. Да, в той же Франции цена на конину, продающуюся в специализированных магазинах, достигает нескольких десятков евро. Но не потому ли, что продукт специфический и мало кому необходимый, оттого неходовой в промышленных масштабах, и значит - дорогой. В то время как в нашей стране цена не доходит и до четырех долларов. Между тем мировые цены на скаковые породы лошадей просто баснословные. Хороший конь стоит во много больше раз, чем новенькое авто последней модели со всеми наворотами. Кроме того, за рубежом многие семьи держат лошадей. Не для участия в скачках и тем более не для принятия в пищу. Кони такие же члены семьи, домашние любимцы, как собаки и кошки. С ними семьи проводят выходные, взрослые наслаждаются общением с умными животными, а дети познают мир. Кстати, некоторые казахстанские коневладельцы специально для этих целей разводят и продают наших лошадей за рубеж, где они пользуются не меньшим спросом, чем животные других стран. Так, может, все-таки начать всерьез развивать вышеописанные виды конного бизнеса, при которых лошади останутся целы, а государство и хозяева довольными? Если представители власти возьмут этот процесс под свой контроль, уже через несколько лет Казахстан может стать известной в мире страной - не кониной, но лошадьми.
|