Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Новая судьба женщины Востока Грядущее 8 марта - хороший повод не только чтоб наведаться во Французский дом и цветочные ларьки, но и посплетничать на плодородную тему: о маленьких различиях между мужчинами и женщинами. О них, которые так часто (да почти исключительно) служат причиной ссор и скандалов, но, с другой стороны, как ничто другое, так разнообразят нашу жизнь. Придают ей вкус, терпкость и остроту. А может быть, и смысл. Тема эта, как и сами женщины, неисчерпаема. Коммунисты говорили о новой судьбе женщины Востока - дети, они думали, что, разрешив ей работать у станка и дав ей персонального супруга, радикально изменят ее судьбу. Нет, настоящая новая жизнь началась у нее сейчас, с обретением не политической, но экономической свободы. Слишком богатый выбор стоит перед нынешними дамами: можно делать карьеру, зарабатывать большие деньги и самой удовлетворять все свои сокровенные желания. Не будучи царицей Тамарой или императрицей Екатериной, можно упиваться властью над мужчинами и отыграться таким образом за многовековое иго деспотов-мужчин. Они же, эти мужчины, веками не допускали женщин к пользованию новейшими технологиями; сейчас же все к ее услугам: от сотки и компьютера до оружия и самолета, и это также приятнейший опыт. Можно и вовсе уйти в феминистки и поселиться в параллельном мире без мужчин и детей - просто так, потому что так хочется. И не испытывать при этом никакого дискомфорта - вот вам всем! Да, много соблазнов. А можно остаться все той же Вечной Женщиной - матерью и любимой. Кстати, многие до сих пор получают от этого ни с чем не сравнимое удовольствие. Так какова же она - новая судьба женщины Востока? Восьмой день Светлана Грибанова И Бог создал женщину. И тут началось. Впрочем, в авторитетных источниках о последующих событиях все довольно подробно описано. На самом деле, когда мы обсуждали сегодняшнюю “женскую” тему, ее развитие представлялось совершенно определенно. Вечная Женственность и феминизм, служебный роман и харрасмент, женщина и политика, женщина и логика, женщина и новые технологии - было, в общем, где порезвиться...Dалее Клавы и “клавы” Галина Наумова Говорят, что женщина, управляющая государством, вызывает уважение, женщина, управляющая космическим кораблем, - восхищение. Так почему же женщина, управляющая простым автомобилем, великолепно разбирающаяся в компьютерах или других новых технологиях, вызывает столько противоречивых эмоций? Dалее Профессия - Муза Во все века находились мужи и отроки, и даже старики, которые воспевали любовь к женщине, посвящали ей самые прекрасные душевные порывы, черпали вдохновение, совершали подвиги и хранили верность той единственной, которая становилась для них звездою путеводной, чайкой сизокрылой, мечтой и смыслом жизни В глубокой древности, на заре человечества женщина была не только матерью и хранительницей очага. Ее детородное начало воспринималось значительно глубже, было наполнено множеством ярких и непреложных смыслов. Даже многие дошедшие до нас божества изначально имели женское воплощение. Причем не имеет значения, предтечей каких верований они послужили. Многие дошедшие до наших дней маскулинные, “мужские” божества либо сосуществовали, либо трансформировались из феминных, бывших женскими, что называется, “по-умолчанию”.
|
Все женские персонажи в древней мифологии можно, по сути, свести к единому синкретичному образу - образу великой богини-матери, матери-земли, или иначе к Матери-сырой земле, имени, которое встречается во многих былинах и пословицах. Иначе говоря, родная земля наделяется женским или даже материнским ликом. Представления о земле как о благодатной пашне, на которой можно возделывать хлеба, постепенно слились с представлениями о земле как о Родине. Совершенно не случайно это понятие во многих языках так же имеет женский род. Позже, уже в христианской культуре, женское начало также заняло важное место. Женский лик имеет сама христианская церковь - “невеста Христа”, мать-заступница за мучеников веры, утешительница. Исключительное место занимает, конечно, образ Девы Марии, или Богородицы. А еще один важный женский образ христианской культуры - София Премудрость Божия. София, как полагают, - милосердная, по-матерински и по-женски заботливая ипостась Бога. Бог - Отец, но “душа мира” - это “Вечная женственность”. София и сегодня является “идеей мира”, мыслью Бога о мире. “Ищите женщину!” - говорят французы, и они правы. Своими лучшими творениями многие и многие гении обязаны Женщине. Общество не может гармонично развиваться, если в нем принижена роль женщины. Соотношение двух взаимодополняющих начал - мужского и женского - должно быть сбалансировано. Положение женщины в обществе - та лакмусовая бумажка, что выявляет действительную степень цивилизованности той или иной социальной или религиозной общности. Это также безошибочно отражает степень приверженности ее членов принципам гуманизма, равенства и милосердия. В этом отношении современный мир значительно уступает миру древнему. Как часто мужчины, будучи убеждены, что мир находится у них на попечении, не помнят о том, что сами от рождения и до последнего дыхания находятся на попечении у женщин! Они - наши нераздельные спутницы - всю жизнь несут на своих хрупких плечах еще и изнурительную тяжесть нашего повседневного быта. Отечественные психологи и психиатры, занимающиеся проблемами семейных взаимоотношений, утверждают, что в незабвенное “смутное время” - с середины и до конца 90-х прошлого века, процент обращавшихся за помощью по поводу депрессивных состояний и прочих психологических расстройств был не в пользу мужчин. К примеру, в тех семьях, где мужчина терял работу и не зная, как жить дальше, пасовал перед свалившимися трудностями, роль лоцмана брала на себя женщина. И выводила семейный кораблик в тихие воды. И все-таки, настаивая на уравнивании женщины с мужчиной, феминистки и прочие суфражистки тем самым обедняют женский образ. Они превращают женщину из полноценного существа, имеющего собственное призвание, как бы в “недомужчину”. В этом отношении философ Бердяев высказывался так: “Мистический смысл половой любви повелевает не механически уравнивать и уподоблять мужчину и женщину, а, наоборот, высвобождать и утверждать начало мужественности и начало женственности и искать личности в слиянии и взаимном дополнении этих полярных начал, тяготеющих друг к другу”. Призвание женщины, согласно Бердяеву, в том, чтобы проявлять собой Вечную Женственность, тем самым вдохновляя мужское начало на творчество. Творчество - в этом, по мысли Бердяева, смысл разделения человеческого рода на два пола. “Быть Данте - это высокое призвание, но не менее высокое призвание - быть Беатриче”, - утверждал философ.
Константин Маскаев
|