Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Ликбез для “чайников” Талгат Калиев, Юлиана Жихорь С самого старта стодневка нового первого вице-премьера по своей спортивной активности напоминает стометровку. Отстранившись от темы перманентного подорожания овощей и фруктов, он предложил заняться компьютерным ликбезом населения. Причем смена кресел никак не отразилась на неожиданности его заявлений По-видимому, вследствие своей тесной дружбы с компьютером, Григорий Александрович стал активным сторонником продвижения проекта электронного правительства. Данное новшество задумано для облегчения условий и возможностей получения информации для населения. Главное достоинство проекта состоит в максимальном сокращении количества физического контакта между населением и чиновниками. Общение посредством электронного правительства позволит получать лицензии, оформлять документы, производить расчеты за коммунальные услуги, консультироваться по оформлению документов без многочасового выстаивания в очередях в коридорах госучреждений. Другой ожидаемый эффект от внедрения виртуального общения - снижение уровня коррупции. Поскольку в отсутствии прямого контакта, причем в условиях полной прозрачности взаимоотношений с госорганами, мздоимство действительно можно будет свести до минимума. Однако для этого требуется прежде всего научить население работать с компьютером и объяснить ему, что такое Интернет. “Это требует большой работы, - считает Григорий Марченко. - Это сравнимо с тем, что в 20-30-е годы, была кампания по ликвидации безграмотности населения. У нас сейчас должны сделать то же самое по Интернет-грамотности”. Для повышения же уровня доступности электронного правительства он считает возможным обратиться к опыту внедривших данную систему стран. К примеру, как в Венгрии, открыть теле-дома, где население сможет за счет бюджета общаться с госслужбами по электронной почте. Хотя, говоря о необходимости проведения компьютерного ликбеза для населения, стоило бы задаться и вопросом о готовности самих чиновников самостоятельно включать компьютер. Тем более что если простой люд не стесняется своего неумения, а потому готов к обучению, то для некоторых незнакомых с компьютером чиновников признание в РС-некомпетентности может даться весьма тяжело. Как в этом случае прикажете его обучать?! Хотя, может статься, что при наличии достаточного количества подобных, проект попросту будет тихо и молча тормозиться. Тем более что изменить менталитет чиновников гораздо труднее, чем научить общению с компьютером крестьянина. Прежде всего потому, что отечественные бюрократы привыкли все видеть в “черном свете”. Что заметно по итогам первых заседаний правительственной комиссии по легализации имущества, чьим председателем является первый вице-премьер. По его словам, предложения чиновников направлены на борьбу с теневой экономикой, а не на ее легализацию. Что же касается самих предпринимателей, для кого, собственно, эта комиссия и работает, то они лишь недавно решились выйти с предложением внести изменения в кодекс об административных правонарушениях в части наложения штрафов. Не ограничиваясь канцелярскими и экономическими проблемами, первый вице-премьер не преминул высказать свою позицию в сфере образования. В частности в отношении поднятой им проблемы загадочно дешевой приватизации шести алматинских вузов. Позиция вице-премьера: к вопросам инвестирования средств в учебные заведения надо привлекать выпускников этих вузов. “У нас в финансовом секторе работает столько выпускников иняза (одного из приватизированных вузов Алматы). Если бы им объявили о проблемах в альма-матер, они бы просто скинулись и собрали бы больше денег, и реально эти деньги инвестировали в тот же самый иняз”, - заявил Марченко. Однако он порадовался за народ, который провел приватизацию настолько грамотно, что “обратно отыграть будет уже невозможно”. Кроме вышеперечисленного поспешил Григорий Марченко и обозначить свою точку зрения на перспективы информационной политики. В частности, по его мнению, нет необходимости в оговариваемом новым законопроектом “О СМИ” сорокадевятипроцентном ограничении доли иностранного участия в казахстанских масс-медиа. “Нужно просто быть конкурентоспособным”, - считает он. В пример такой конкурентоспособности он приводит динамику снижения доли иностранных банков на внутреннем рынке страны за счет активизации деятельности отечественной банковской системы. Но поскольку законопроект вносился до него и визу на нем он не ставил, то в наличии такой нормы не виноват. Хотя, обсуждая последний момент, стоило бы помнить об особом стратегическом характере информационного рынка и о том, что интересы иностранного капитала не всегда могут отвечать отечественным. А посему и целесообразность доминирования внешнего мнения может оказаться достаточно сомнительной. Если же вспомнить, что эти нормы законопроекта равно как и механизмы приватизации вузов заложены и одобрены составом Кабмина, в руководство которого прибыл трудиться и Григорий Марченко, то данные заявления можно расценивать и как обозначение некоторого несогласия нового вице-премьера с позицией остального коллектива. Или, как минимум, несогласованность выступлений. Астана |