27 февраля 2004
№ 08 (300)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Право 

Телефон системы Макарова

Светлана Грибанова

Любой молодой рынок дик и необуздан. Что поделать - буйство растущего организма. Не является исключением и рынок предоставления услуг сотовой связи

В принципе, определенный порядок в этой сфере в Казахстане давно уже пора было навести. Контрабандные подделки, “дурные” тарифы, целый бизнес, построенный на воровстве и вторичной продаже телефонов - от всех этих болезней роста нашей стране надо бы уже избавляться.
Поэтому, когда общество было осведомлено о каких-то готовящихся Правилах предоставления услуг сотовой связи, подумалось: ну вот, наконец-то.
Не тут-то было! Ознакомившись с проектом документа, убеждаешься: чиновники решили “построить” еще один рынок - мобильных телефонов. Разумеется, как и всегда, не без корысти: кому будет выгоден “новый порядок” - о том речь пойдет ниже.
Впрочем, пока документ, разработанный в недрах Минтранскома, не имеет официального статуса. И между прочим, сейчас именно от общественного мнения зависит, пойдет ли сия бумага в корзину или будет торжественно повешена на стену. В последнем случае элементарная ныне покупка “сотки” и ее подключение будут приравнены по напыщенности процедуры к приобретению огнестрельного оружия.
Не в первый раз мы встречаемся с желанием госоргана регламентировать все и вся. Следует отметить, что разработчики Правил попытались учесть все детали пользования сотовой связью и зафиксировали их аж в 114 статьях, что по объему, а также по значимости документа для общества является претензией на закон, хотя в отличие от последнего Правила принимаются не парламентом, а постановлением правительства.

Это значит, что не будет широкого обсуждения документа ни в парламенте, ни в СМИ, и, вообще, широкая общественность узнает о Правилах только после того, как они вступят в действие. К тому же подзаконные акты подписывает не глава государства, а премьер-министр. Все это заставляет задуматься, с какой целью и в чьих интересах этот документ был разработан.
По опыту известно, к чему приводят такие потуги в сфере услуг: в данном конкретном случае они однозначно осложнят жизнь как оператора, так и потребителя, зато облегчат работу официальным дистрибьюторам компаний, производящих сотовые телефоны. Согласно Правилам не каждый телефон может быть подключен к сети мобильной связи, а только тот, который имеет сертификат соответствия, выданный уполномоченным государственным органом РК. Понятно, что контрабандные трубки, даже в легальной продаже (а контрабанды полно и в крупных магазинах), а также купленные за рубежом, отечественным сертификатом не обременены, а иностранные нам не указ. Какое, казалось бы, госоргану, сочинившему Правила, дело до того, каким телефоном пользуется абонент? Но если вспомнить о таком явлении, как лоббирование чьих-то интересов, то становится все понятно.
Правила перекроют кислород тем субъектам рынка, а их немало, которые самостоятельно занимаются продажей сотовых телефонов. Тем же “челнокам”, предпринимателям, ввозящим трубки малыми партиями. Зато крупные поставщики, безусловно, выиграют. Сейчас они теряют из-за конкуренции в цене, потому что большинство потребителей предпочитают приобретать сотовые телефоны не в фирменных магазинах, где трубка на порядок дороже, а в самых обычных. С одной стороны, похвальна попытка Агентства упорядочить торговлю сотовыми телефонами, его забота о качестве продаваемой продукции. С другой, мы вроде уже давно строим рыночную экономику, где действуют рыночные механизмы, а Правила из них явно выбиваются.
Придется нам выкладывать дополнительные деньги за сертифицированные трубки. Не стоит исключать и такой возможности: оператор подключит к сети и несертифицированный телефон, но по более высокому тарифу. Скрыть происхождение телефона вряд ли удастся: Правилами предусмотрена его регистрация в “порядке, установленном законодательством РК” (что это за порядок, естественно, не раскрывается). Но и это еще не все.
Если сейчас любой человек, приобретая SIM-карту оператора связи, автоматически становится его клиентом, то после введения в действия означенного документа придется заключать договор о предоставлении услуг связи.
С физическими лицами он заключается при предъявлении удостоверения личности, а юридическим лицам, и без того обложенным со всех сторон различными госорганами, нужно представить свидетельство о госрегистрации, статистическую карточку и до кучи - свидетельство о постановке на учет по налогу на добавленную стоимость(?).
В случае изменения паспортных данных нужно будет тут же бежать в офис оператора и переоформлять договор. Одно утешает - денег за это не возьмут.
Впечатляют и обязанности абонента. Например, он не должен “допускать использования абонентского устройства для причинения другим пользователям связи беспокойства”. На человеческом языке это, очевидно, означает: нельзя звонить по сотовому телефону в вечерние, ночные и раннеутренние часы, чтобы не разбудить в пользователе зверя, нельзя бить другого пользователя трубкой по этой же причине и т.д. Интересно, что случится с виновным, если он наплюет на эту статью? Его посадят или только лишат доступа к сотовой связи? Статья 69, в которой говорится: “абонент несет ответственность перед оператором связи в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств, предусмотренных настоящими Правилами и договором”, слишком аморфна. Определеннее надо бы: сколько лет, в какой сумме...
Хотя есть, конечно, и более конкретные положения в разделе “Взаимодействие операторов связи с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность”. Здесь всего 4 статьи, однако возникает шальная мысль: уж не из-за них ли написаны все остальные 110? В предыдущих несколько закамуфлировано желание усложнить жизнь пользователя, содрать с него дополнительные деньги и защитить интересы определенных лиц. А в этих четырех операторов совершенно открыто обязывают “стучать” на абонентов, отключать их от сотовой связи и, как можно догадаться по иносказательным формулировкам, определять местонахождение человека по его сотовому телефону и, возможно, даже прослушивать его. О санкции прокурора разработчики могли бы сказать хотя бы для подстраховки. Но не сказали.
Сотовая связь не случайно завоевала популярность во всем мире. Сотовый телефон в руке дарит непередаваемое ощущение свободы. Мы могли свободно распоряжаться трубками. Поменять номер, который почему-либо перестал нас устраивать, выбросить SIM-карту и купить другую.
По “сотке” вели конфиденциальные разговоры. Именно благодаря ей мы могли чувствовать себя одновременно и открытыми всему миру, и недосягаемыми для тех, кого не хотим слышать. Именно она стала не только непременным атрибутом современной свободной активной личности, но и даже ее символом. Да что там, “сотка” стала деталью нашего повседневного туалета - и весьма интимной. Теперь нас хотят построить. Опять государство предъявляет желание копаться в чужом белье?

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп