27 февраля 2004
№ 08 (300)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Мир 

Французская революция начала 21-го века

Ботагоз Сейдахметова

После долгих дебатов, которые усугублялись многочисленными демонстрациями протеста, парламент Франции принял-таки закон, запрещающий мусульманкам носить платки в государственные школы и учреждения. Помимо этого, закон предусматривает запрет на ношение любых “показных” предметов религиозной принадлежности.
Решение парламента вызвало неоднозначную реакцию, особенно в среде ортодоксальных мусульман

Мусульманская
Франция

Согласно статистике, во Франции с населением в 60 миллионов человек проживает около 5 миллионов мусульман. В основном это выходцы из бывших французских колоний - Алжира, Марокко, Туниса. Кроме того, в разное время во Францию иммигрировали мусульмане из Турции, Ближнего Востока и так называемой Черной Африки.
Но наиболее многочисленная - это диаспора алжирских мусульман, примерно 800 тысяч человек. Вторая по численности группа - это выходцы из Турции - турки и курды. По оценкам, во Франции их около 350 тысяч.
Мусульмане из среды иммигрантов из Сенегала, Мали, Нигера и прочих составляют около 170 тысяч человек. Общины иммигрантов из стран Арабского Востока, Пакистана, Ирана и других регионов мусульманского мира состоят из некрупных по численности групп.
Кроме того, во Франции проживают мусульмане с французским гражданством. Это в основном потомки иммигрантов первой волны из стран Магриба или Арабского Востока.
Отдельную группу в этой категории мусульман составляют “коренные” французы, принявшие ислам.

Что означает быть
французом?
Франция - это страна, которая принимала и принимает очень много людей с разной культурой, многие из которых успешно вошли во французское общество. Но вопрос о том, смогут ли иммигранты из других стран интегрироваться во французское общество, стоял еще во второй половине 19-го века.
“Быть французом - это не значит просто иметь французскую кровь. Быть французом - значит пролить за Францию кровь, сделать для нее что-то значительное”, - говорит первый советник французского посла в Казахстане Доменик Жанти. Французский гражданин должен быть верным своей стране, и официально санкционированной этнической или религиозной идентичности он не имеет.
“Французское понятие о государстве и о нации восходит к веку просвещения. Для нас каждый гражданин имеет равные права и возможности. Мы считаем, что государство и нация должны быть объединены вокруг общего идеала”.
Доменик Жанти рассказал, что, будучи в Индии, вычитал в одной из крупных местных газет историю некоего сикха, увиденную глазами индийского журналиста. О том, что он как сикх в Лондоне воспринимается положительно именно потому, что принадлежит к какой-то определенной группе. А когда “он в Париже признается в том, что он сикх, то люди видят в этом что-то не очень располагающее к себе. “Это замечание индийского обозревателя абсолютно ошибочно. Это абсолютное недопонимание и, к сожалению, очень распространенное, - считает Доменик Жанти. - Для француза гражданство означает согласие с принципами, на которых основано наше государство, а не на принадлежность к какой-либо национальной группе”.

Светская Франция
Французские мыслители - Вольтер, Дидро и Монтескье - утверждали, что религия сеет рознь, невежество и нетерпимость. Вообще атеизм во Франции - это продолжение Французской революции и основа прогрессивной мысли 18-го века. Отсюда и государственный строй, основанный на принципах светского государства.
Все, что хоть отдаленно нарушает этот принцип, как, например, ношение в школах мусульманских платков, многими французами воспринимается как посягательство на прогрессивную, атеистическую позицию государства.
Собственно, еще в 1937 году тогдашний министр образования Франции указал директорам всех школ на необходимость устранения из учебных помещений любых религиозных символов. Тогда это решение не вызвало особых споров и противоречий. Государству тогда противостояли очень слабые оппоненты, а общество было в подавляющем большинстве светским.
Нынешний премьер-министр Франции Франсуа Раффарен объяснил, что принятие этого закона было вызвано желанием сохранить светский характер государства.
Доменик Жанти, считает, что светскость, с точки зрения государства, власти которого не выступают от какого-либо религиозного течения, означает возможность приверженцам всех этих религиозных течений соблюдать традиции и обычаи своей религии.
Но Франция не всегда была светским государством. Закон об отделении церкви от государства был принят в 1905 году. Третья республика отделила церковь от государства на волне воинственного настроя по отношению к церкви. Но это не только отделение государства от церкви, но и признание права на независимость государства от любого религиозного течения. Кроме того, закон предусматривал жесткий нейтралитет власти в религиозных вопросах.
Школа как зона, свободная от религии, - одна из основополагающих идей французского понимания гражданственности. Франция всегда признавала индивида в большей степени, чем группу, и школьные запреты нужно рассматривать именно в этом контексте. Тем более что в них нет ничего нового.

Улица не должна
определять курс политики
В последнее время идеи ультраправого политика Жана-Мари Ле Пена находят все больше сочувствующих, особенно во французской провинции. Напомним, что основа его программы связана с положением иммигрантов, особенно мусульман, которых он считает главной головной болью государства и причиной экономических и социальных проблем Франции.
Насколько новый закон пересекается с идеями ультраправых европейских политиков, а может, исходит из страха перед активизацией в Европе радикальных исламских экстремистов? Французский дипломат считает, что абсолютно отрицать влияния на принятие данного закона этих причин - глупо. Другое дело, в какой степени эти причины играли роль в принятии этого закона. “Мне кажется, это абсолютно не единственная причина и не главная причина, - говорит он. - Улица не должна определять курс политики государства”.
Сказалось ли принятие подобного закона на рейтинге действующего президента Франции, с учетом того факта, что в прошлые выборы голоса иммигрантов-мусульман были отданы в поддержку президента Жака Ширака? “Такое решение, которое принято во время больших прений и будет причиной еще больших дебатов, не может не иметь последствия на рейтинге, прежде всего президента и всех политиков, которые поддержали его, - говорит г-н Жанти, - но мне кажется, что на рейтинге Жака Ширака этот закон не отразился негативно. Согласно последним опросам общественного мнения французов, около 70 процентов французов поддерживают этот закон”.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп