27 февраля 2004
№ 08 (300)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Исследования 

У новой валюты инфляции не бывает

“Валютой демократии” назвал Сауытбек Абдрахманов современную информацию, которой оперируют казахстанские СМИ. Такое сравнение министр информации сделал на III Конгрессе журналистов, который завершился в конце прошлой недели в Атырау. Форум собрал руководителей и журналистов самых авторитетных средств массовой информации Казахстана, а также правозащитников и представителей общественных фондов и политических институтов.
Наибольшее оживление в работе Конгресса вызвали вопросы изменения рекламного рынка, тендера частот и Закона “О рекламе”

Нурсултан Назарбаев в своем обращении к участникам Конгресса отметил, что масс-медиа занимают особую роль в становлении институтов гражданского общества и развитии страны. И хотя сегодня большинство СМИ находятся в частной собственности, никто не способен приватизировать гражданские чувства журналиста, его совесть и патриотизм.

Резолюция III Конгресса
журналистов Казахстана

Участники III Конгресса журналистов Казахстана приняли настоящую резолюцию, исходя из особой роли журналиста и средств массовой информации в жизни современного общества любого государства. Конгресс считает свободу слова и печати, закрепленные Конституцией Республики Казахстан, неизменным условием демократического развития общества, его движения к гражданскому обществу, а средства массовой информации - действенным инструментом этого движения.
В условиях набирающей силу глобализации общественность страны все более осознает необходимость создания целостной системы, охватывающей все компоненты развития информационных общественных структур в Казахстане. Механизмом реализации этих задач должна стать национальная информационная политика, отражающая интересы граждан и способная обеспечить их участие в принятии общественно значимых решений, повысить степень зрелости и ответственности общества.
За два года работы исполкомом Конгресса журналистов Казахстана проведено десять заседаний, в том числе шесть - выездных (Актобе, Шымкент, Костанай, Усть-Каменогорск, Астана, Караганда), на которых наряду с общереспубликанскими были обсуждены актуальные проблемы развития региональных СМИ. Набирает обороты созданная Конгрессом газета “Журналист”. Подведены итоги первого конкурса “Лучший журналист года”, объявленного на II Конгрессе журналистов в г. Туркестане. Благодаря совместным действиям Общественного совета по СМИ (информационной политике) при президенте Казахстана и исполкома Конгресса журналистов продлены до 1 января 2005 года налоговые льготы для всей прессы республики.
Представители Конгресса журналистов приняли активное участие в разработке проекта нового закона о средствах массовой информации. Было подготовлено несколько сотен поправок и предложений, которые вошли в законопроект. К сожалению, ряд принципиальных поправок со стороны журналистов не были учтены ни разработчиками, ни парламентом РК при рассмотрении законопроекта. Кроме того сенат парламента еще более ужесточил возможные санкции в отношении СМИ. В результате Конгрессом журналистов Казахстана подготовлено обращение к депутатам парламента РК, в котором предложено отклонить обсуждаемый проект нового Закона “О средствах массовой информации” и сохранить действующий, включив в него изменения и дополнения с учетом новых реалий и меняющихся условий в развитии журналистики Казахстана.
Критическая ситуация для многих средств массовой информации возникла в связи с принятием Закона “О рекламе”. В основном пострадали региональные, электронные СМИ, бюджет которых до пятидесяти процентов зависел от рекламы алкогольной и табачной продукции. Всецело поддерживая общее мнение о необходимости пропаганды здорового образа жизни и укрепления высоких нравственных норм подрастающего поколения, а также в соответствии с положениями “Стратегии-2030” предлагаем предусмотреть определенный, более длительный переходный период в запрете рекламы алкогольной продукции, который даст возможность прессе адаптировать свою финансово-хозяйственную деятельность для новых условий работы вне рекламы алкоголя и табака. Со своей стороны Конгресс журналистов готов предоставить предложения в Закон “О рекламе”, создав соответствующую рабочую группу.
В вопросах взаимоотношений с властью журналисты с сожалением констатируют факты вмешательства чиновников в деятельность прессы, особенно негосударственной. Нередко эти конфликты перерастают в открытое противостояние, ситуации с журналистами Несипом Жунисбаевым, Галиной Выборновой, Геннадием Бендицким, газетой “Диапазон” - яркое тому подтверждение. Становится нормой участие журналистов в политических играх и разборках финансово-промышленных групп.
Конгресс журналистов Казахстана будет продолжать активные действия по защите прав и свобод журналистов для исполнения своих профессиональных обязанностей перед обществом, подтверждая свои основные задачи: защита прав, чести и достоинства журналистов, демократизация средств массовой информации независимо от форм собственности, содействие конструктивному диалогу между обществом и властью, участие в законодательном процессе, стимулирующем дальнейшее развитие СМИ.
Журналисты Казахстана сознают свою ответственность перед страной, перед обществом за сохранение главных достижений нашей многонациональной страны - дружбы, межнационального согласия, мира, демократизации общества.

г. Атырау
20 февраля 2004 года

Обсуждение такой неоднозначной и волнующей темы, как госзаказ, тоже равнодушным не оставило ни одного из редакторов-участников. Для многих, особенно региональных, газет госзаказ - это весьма ощутимая финансовая поддержка. Но, по мнению ряда участников, сейчас намечается тенденция, когда победителями тендеров все чаще становятся крупные издания с госдолей собственности. Насколько это логично? Ведь государственные газеты должны “бесплатно” претворять в жизнь государственную политику. Собственно, для этого они и созданы.

Простых вопросов на форуме не было

Не меньшую финансовую печаль вызвали и дебаты о новом рекламном запрете алкоголя и табака. Практически все участники конгресса едины во мнении, что новый Закон “О рекламе” не только не оздоровит казахстанское общество, но и серьезно ударит по местным производителям и бюджету Казахстана, ухудшив при этом положение казахстанских средств массовой информации. Рекламный рынок по СМИ и специализированным акциям составляет в текущем году около 18 миллиардов тенге, из них около 15 процентов - доля алкогольной и табачной продукции. С каждым годом этот рынок растет в среднем на 25 процентов, причем подавляющая часть роста происходит за счет местных производителей, которые открывают новые марки и бренды и пытаются конкурировать с зарубежными аналогами, которые у нас и без того в рекламе не нуждаются. Пить население вряд ли перестанет. Проблема лишь в том, что пить будут раскрученное, а значит, чужое. В письме-обращении к премьер-министру Республики Казахстан участники Конгресса заявили, что, по предварительным данным, от введения нового закона бюджет страны недополучит порядка 900 миллионов тенге. И кроме этого, запрет рекламы спиртного и табака скажется на производстве собственных казахстанских программ.
В первую очередь сократится доля “нерентабельных” передач - детских и образовательных программ. А кроме того нехватка денег на собственные программы вынудит закупать дешевые импортные передачи, разумеется среднего или низкого качества. Потери же рекламной индустрии в связи с принятием Закона “О рекламе”, по прогнозам, составят около 2,5 миллиарда тенге, или 13-15 процентов от общего рекламного рынка.
Проблема еще и в том, что никто не в силах поставить заслон для зарубежных газет и журналов, изобилующих рекламой собственных табачных и алкогольных изделий. Последствия для отечественных производителей могут быть просто катастрофическими.
Вице-министр информации Ардак Досжан отметил, что прессе придется адаптироваться к новым условиям, но, возможно, необходим более длительный переходный период к полному запрету такой рекламы. Министерство информации готово обратиться в прокуратуру с предложением ввести мораторий на пункты Закона “О рекламе”, касающиеся средств массовой информации.
Не менее серьезные вопросы вызывает и проект Закона “О средствах массовой информации”. По мнению участников Конгресса, несколько принципиально важных предложений, разработанных самими журналистами, не были учтены правительством и парламентом республики. Недоумение у журналистов вызывают пункты, которые предусматривают немедленное прекращение деятельности средства массовой информации без процедуры приостановления. По мнению же журналистов, решение о приостановлении и прекращении деятельности издания должно приниматься только собственником или судом.
Также интересен и дисбаланс между размером проступка и наказанием, отраженный в законопроекте. Так, нарушение в выходных данных ставится в один ряд с такими правонарушениями, как пропаганда насильственного свержения конституционного строя. Журналисты предлагают исключить из законопроекта само понятие “продукция эротического характера”, учитывая, что не существует юридически точного определения этого нежного и трепетного явления, а стало быть, непременно это приведет к многочисленным разбирательствам и конфликтам.
Не совсем понятно участникам Конгресса, почему Закон “О средствах массовой информации” изобилует различными угрозами наказания исключительно в адрес журналистов, но никак не заботится об их правовой защите. Так, единственными источниками информации, которые освобождают журналистов от ответственности за распространение недостоверных сведений, являются только пресс-службы государственных органов, рекламные и информационные агентства. Хотя, по логике вещей, такой же силой должны обладать все сведения, которые содержатся в сообщениях и документах любых организаций всех форм собственности, за исключением анонимок.

Награда журналистам года

Определенный ажиотаж вызвало и ожидание премии в 2 миллиона тенге, обещанной Конгрессом еще в прошлом году. Ее должен был получить человек, объявленный Конгрессом как лучший журналист Казахстана по итогам года. Увы, премию поделили на несколько более скромных.
В ходе работы III Конгресса нынешний председатель исполкома Дарига Назарбаева была переизбрана на следующий срок большинством голосов. А кроме того в заключение работы делегаты форума утвердили 17 членов исполкома от 17-ти регионов республики.
По результатам III Конгресса журналистов Казахстана участники приняли резолюцию, которую мы приводим здесь без сокращений.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп