Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Нефть нефти рознь Василий Лукьянчиков, журнал “Petroleum”, специально для “НП” В понедельник президент республики Нурсултан Назарбаев подписал закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения. С нового года “большая” казахстанская нефть будет облагаться и новыми налогами Основным концептуальным нововведением казахстанского законодателя является то, что с начала 2004 года устанавливается рентный налог на экспорт нефти. Согласно вносимым изменениям в Налоговый кодекс, плательщиками рентного налога на экспортируемую сырую нефть будут являться юридические и физические лица, реализующие сырую нефть на экспорт, за исключением недропользователей, заключивших контракты о разделе продукции. Объектом налогообложения определен объем экспортируемой сырой нефти, а базой исчисления нового налога - ее стоимость, которая складывается исходя из фактически реализуемого на экспорт объема и рыночной цены за вычетом расходов по реализации и с учетом качественных характеристик сырья. Ставка налога, согласно закону, дифференцирована в зависимости от текущей рыночной цены на нефть. Ставка колеблется от 1% при рыночной цене $19 за баррель до 33% при цене $40 и выше за баррель. Рыночная цена реализуемой сырой нефти определена в новом законе как средневзвешенная цена превалирующих в отчетном периоде (ежедневно) цен продаж на рынке в отношении набора наиболее сходных сортов сырой нефти, реализуемой в международной торговле нефтью. Корзина сходных сортов сырой нефти определяется правительством Республики Казахстан. Ежедневная средняя цена котировки сырой нефти устанавливается как среднеарифметическая цена между ценами при открытии и закрытии Лондонской биржи. Помимо введения рентного налога закон предусматривает определение общих ставок роялти на нефть, которые до настоящего времени устанавливались в каждом отдельном контракте путем переговоров с недропользователями в зависимости от экономических показателей того или иного инвестиционного проекта. Согласно закону ставки роялти установлены “по скользящей шкале” - в виде процента от уровня накопленной добычи за каждый календарный год деятельности. При объеме добычи до 2 млн тонн ставка определена в размере 2%, от 2 до 3 млн тонн - 3%, от 3 до 4 млн тонн - 4%, от 4 до 5 млн тонн - 5%, свыше 5 млн тонн - 6%. В случае извлечения на поверхность наряду с нефтью попутного газа для исчисления роялти газообразные углеводороды переводятся условно в сырую нефть в соотношении: 1 тыс. кубометров газообразных углеводородов равняется 0,857 тонны сырой нефти. В числе других вводимых налоговых “новшеств” - упрощение механизма исчисления налога на сверхприбыль, обязательство по уплате которого теперь возникает сразу же после образования сверхдоходов. В соответствии с законом налоговой базой для расчета налога на сверхприбыль является часть чистого дохода недропользователя, превышающая 20% от суммы вычетов из объема налогооблагаемого дохода, предусмотренных рядом статей (92-103,105-114) Налогового кодекса на конец налогового периода. При этом в законе оговорено, что облагаемая налогом на сверхприбыль сумма корректируется на сумму фактически понесенных затрат на обучение казахстанских кадров и (или) прироста фиксированных активов, но не более 10% от облагаемой суммы. Исчисление налога на сверхприбыль за налоговый период будет производиться путем применения установленных ставок к налоговой базе с учетом упомянутых выше корректировок.
|
Вместе с этим принятый закон внес изменения и в механизм распределения прибыльной продукции между Казахстаном и недропользователями в ходе деятельности в рамках новых СРП. В соответствии с документом доля недропользователя в прибыльной продукции определяется “как наименьшее процентное значение из трех соответствующих триггеров: показателя доходности, внутренней нормы прибыли и ценового коэффициента”. При этом стоимость прибыльной продукции устанавливается на основании рыночной цены, понятие о которой дано в законе. Согласно еще одной поправке, с 30% до 20% снижена доля Казахстана по разделу продукции (углеводородов) в общем объеме добытой продукции с момента начала добычи до момента возврата вложенных инвестиций. Как отмечают эксперты, новый закон закрепил четкое разграничение между двумя моделями налогообложения нефтяных операций. Первая модель применяется и будет применяться в отношении подрядчиков, действующих на основании выданной лицензии на недропользование (при этом налоговый режим регулируется действующим казахстанским законодательством). В рамках второй модели, предусматривающей режим СРП, официальная Астана, как и раньше, гарантирует инвесторам незыблемость положений контракта после его подписания. При освоении казахстанского углеводородного потенциала предполагается использовать все модели налогового режима. Однако право выбора наиболее приемлемого из них для каждого отдельного проекта в любом случае будет оставаться за правительством Республики Казахстан.
|