5 декабря 2003
№ 48 (288)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо     Поиск

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Смотри в оба 

ЗВЕЗДНЫЙ ДЕБЮТ

Георгий Афонин

Фестиваль российского кино “Звездный дебют”, открывшийся в Алматы 6 ноября, стал самым значительным кинособытием месяца. Четыре картины - четыре современных взгляда на кинематограф - показали сегодняшние коллизии искусства кино в их противоречивости и блеске

Все представленные киноклубом Олега Борецкого и кинотеатром “Цезарь” картины - лауреаты, а поистине звездный дебют Андрея Звягинцева “Возвращение”, ставший сенсацией мирового кино, удостоен 2 “Золотых львов” (“Золотой лев Сан-Марко” и “Золотой лев будущего”) Венецианского МКФ. “Гололед” Михаила Брашинского получил главный приз “Новые режиссеры” в Сиэтле (США) и приз “За поиск нового киноязыка” Федерации киноклубов Москвы. Режиссерский дебют Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского “Коктебель” награжден специальным призом жюри XXV Московского кинофестиваля. Снятый Филиппом Янковским современный римейк “Сладкой жизни” Феллини - “В движении” на фестивале в Выборге (2002) был отмечен как лучший режиссерский дебют и в этом году удостоен национальной премии “Золотой орел”.
Нынешнюю ситуацию в “молодом” российском кино характеризует одна, на мой взгляд, принципиальная деталь: в нем снова появляется художник. А вместе с ним и художественное кино, увлекающее, подобно Роберту Флаэтри в 20-х, новой мерой правды и дающее зрителю возможность судить обо всем самому. И если свежесть и ненормативность “Возвращения”, которому в Венеции аплодировали 15 минут, были проявлением личной смелости режиссера Андрея Звягинцева, то вместе с картиной “Старухи” Геннадия Сидорова этот опыт уже образует тенденцию, обозначаемую как русский неореализм, способную открыть кино выход из тупика, причем на чисто национальных основах. И является убедительным доказательством того, что сегодня в кино побеждает вечность и неизменность над чистым умозрением, простота - над примитивом, а универсальность - над дешевым символизмом. Кстати, в Казахстане подобные чувства вызывают картины Серика Апрымова, в которых нет ничего от интеллектуальной конъюнктуры или политики, но в которых время, место и образы стилизованы точно. От коробки спичек до незадавшейся человеческой судьбы.

Недетское кино
История повторяется: ровно 41 год назад публика Венецианского фестиваля так же приветствовала явление новой звезды мировой режиссуры Андрея Тарковского с его фильмом “Иваново детство”. Андрею Звягинцеву удалось то, что в отечественном кино удавалось единицам - с самого начала он становится фигурой не только российского, но и мирового кино, его фильм выходит в настоящий широкий зарубежный прокат (картину уже купили 32 страны), что открывает картине дорогу к “Оскару”. Но победитель-дебютант - terra incognita. Это судьба не только счастливая, но и трудная: новичку еще придется доказать, что первый успех не случаен, и неудача со второй картиной может стать роковой.
До того как фильм “Коктебель” Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского был признан лучшей лентой Московского кинофестиваля, сценарий будущей картины победил на конкурсе, проводимом Европейской киноакадемией в рамках Берлинского кинофестиваля, и одновременно был поддержан в России службой кинематографии. В итоге фильм получил “Серебряного святого Георгия” - специальный приз жюри, а также приз международной критики (ФИПРЕССИ) Московского МКФ этого года. В походе отца и сына, добирающихся на чем придется из Москвы в Коктебель, есть тайна, которая, как в детективе, раскрывается постепенно. И это интригует, заставляя не смотреть, а вглядываться в кадр, ища в нем неуловимые признаки разгадки. Не случайно один из режиссеров - психолог, а другой - киновед: природа душевных сломов и несбыточных надежд подана очень точно, произведение чистого стиля, “Коктебель” показывает метафоричную историю естественно, без малейшего насилия над реальностью. Авторы вообще очень виртуозно работают с элементами своей художественной конструкции - светом, звуком, тишиной, пластикой, ритмическим рисунком. Великолепно выстроена и интрига фильма, если ее вообще можно так назвать: мы не знаем, что сдвинуло наших героев с места. И почему умный и сильный отец и сын оказались в отчаянном положении, зачем им Коктебель и что они надеются там найти.
Кино устало от изысков, и вновь пришла потребность в спокойно и внятно рассказанных человеческих взаимоотношениях. И если фильм невозможно пересказать, значит, это настоящее кино. “Возвращение” и “Коктебель” - из таких раритетов.

Кадры из фильма “Возвращение”

Некуда бежать
Критики Premiere, отметив, что реальность у Брашинского вышла “нервной, чувственной и очень живой”, оказались правы: герои “Гололеда”, которых мегаполис засасывает подобно воронке, стремятся к сильным эмоциям любой ценой. И только глубина переживаний дает им тот адреналин, без которого они не интересны ни себе, ни зрителю. Ибо ему в “Гололеде” предлагается отслеживать путь куска от тарелки до рта. Все сверхкрупным планом: кусок глаза, кусок ногтя, кусок фразы, кусок секса. Вдобавок все ужасно вежливы и беспрерывно вставляют глазные линзы. В России фильм приняли прохладно, берлинский же фестивальный зритель оценил творение Брашинского, бывшего популярного кинообозревателя, вставшего ныне по другую сторону экрана, весьма красноречиво, покинув зал через пять минут после начала картины.
А “В движении” Филиппа Янковского яснее всего говорит о том, что круг рано или поздно замыкается, давая начало новому витку поколенческих споров. При том, что, объявив об отказе от “папиного” кино, бойко зашагавшая в режиссуру киномолодежь не только не создает ничего принципиально нового ни с точки зрения формы, ни содержания, но и совершает мощный откат по сравнению с тем, что снимали их родители...

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп