Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Шаманские пляски Сауле Ынтыкбаева Как все началось? Стоял мороз. В сумерках шумно потрескивал небольшой костер, около которого собралась толпа людей. Неожиданно выбегает человек, полуголый, босиком - ярко разрисованный шаман. Улыбаясь, он производит странные движения над костром, читая магические заклинания и заговоры. В конце его ритуала к нему присоединяется другой шаман, который щедро раздает ошеломленным прохожим сладкие мандарины. Идет рисовый дождь. Гости визжат и смеются. Галерея “Вояджер” ознаменовала начало зимы открытием выставки художников Всеволода Демидова и Виктора Простакова под названием “Заповедник”. У этой выставки есть еще одно бодрое название, которое предложила художникам галерея - “Не парься. Будь счастлив!”
| Двое у костра с мандаринами |
Этот негласный вариант названия выставки вполне понятен. Цитата из известного хита делает акцент не только на творчестве художников, но и на их человеческих качествах. Вот и мы, прежде чем говорить непосредственно о случившемся, остановимся на некоторых моментах жизни и деятельности молодых представителей художественного мира Алматы. Жили-были два обыкновенных человека. Звали их Сева и Витя. Всеволод окончил художественно-графический факультет Алматинского государственного университета им. Абая. Участвовал в ряде международных семинаров по проблемам современного искусства. Многие галереи Казахстана гордятся проведением персональных выставок В. Демидова - дизайнера, графика, автора перфомансов и объектов. Всеволод увлекается восточной философией, культурой Китая, иероглифической письменностью. Другой художник - Витя - участник ряда республиканских и двух персональных выставок. Он не только художник, но и поэт, издатель малотиражных книг (“Структурная энергетика”, “Десять романтических историй”, “Землячество народа”), археолог, участник многих экспедиций. Виктор уже много лет занимается изучением петроглифов Центральной Азии, в частности идей шаманизма, заложенных в первобытных изображениях. Кстати, как уверяет Виктор, “Простаков - это не псевдоним, это реальная фамилия, между прочим, единственная в Казахстане”. Не обремененные ни почестями, ни наградами, ни деньгами, эти двое живут, как все. В материальном плане они сдерживают свою жизнь. Но в духовном - они живут, как говорится, на полную катушку. Быть счастливыми среди моря проблем и тревог могут не все. А они могут. Творить при недостатке материальных средств могут тоже не все. А они смогли. Находят лучшее в хорошем, хорошее в худшем, много читают, слушают музыку, щедро дарят свою любовь и помощь - художники глядят в будущее с оптимизмом и верой в чудеса. Если быть короче, Акуна Матата! Теперь раскроем некоторые аспекты второго названия выставки - “Заповедник”. Художники уверены, что их искусство - это некая заповедная зона, продуцирующая положительные эмоции. “Заповедник” - исповедь художников о своем мире, об обретенных знаниях. Ведь с Богом общаешься и через творчество. Искусство в целом представляет собой заповедную зону, не связанную ни с рынком, ни с конъюнктурой, ни с идеологией и общепринятыми традициями. Демидов выступает в роли хранителя заповедника, а Простаков относит себя к тем художникам, которых не всегда принимает и понимает общество. Свой оригинальный подход к жизни Сева и Витя проявили и при открытии выставки. После такого неординарного начала с переодеваниями, рисом и костром художники не переставали шутить и заводить публику. Однако самое интересное ожидало участников “эксперимента” впереди. Помещение, в котором представлена экспозиция, было задумано как женское лоно, чистое и незапятнанное. Вход предваряла тонкая пленочка - знак непорочности у юных девушек. Ее безжалостно порвала милая дама, тоже художник - Светлана Соколова. В подарок ей досталась картина, презентованная художниками. Необычная выставка собрала, на удивление, много народу. Работы художников понравились многим. В творчестве Демидова удачно сплелись богатая фантазия, отточенное чувство ритма и декоративная привлекательность. Во многие свои работы он часто “вводит” старинные карты, монеты, трамвайные билеты и прочий “малохудожественный” материал. Простаков же считает себя представителем альтернативного искусства, которое содержит в себе различные социально-энергетические программы. Действительно, его картины глубоки и содержательны, имеют много слоев. Он не всегда может прочитать иероглиф, но может передать его философию. Полные чистой и бурлящей энергией, его работы незримыми нитями связаны с дадаизмом и искусством примитива, как откровение, как признание в совершенных поступках. “Вдох”, Выдох”, “Амулет”, “Криптограмма”, “Рыбоцентрия”, “Кочевые табуреты”, “Ну и фрукт богоматерь” - эти и многие другие работы художников представляют интерес не только увлекательным названием, но и интересной техникой, подачей, стилем исполнения. У них нет ограничений, нет правил. Они творят так, как это подсказывают их свободный дух, креативный разум, широта сердца и души. “Мы живем в особом мире, не имеющем названия, который нам нравится” - и дверь в этот мир художники Всеволод Демидов и Виктор Простаков приоткрыли своей волшебной выставкой. На то они и магические художники.
|