Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Размах на триллион Талгат Калиев
Двухдневным парламентским марафоном обернулось обсуждение проекта республиканского бюджета на следующий год. Итогом дебатов, как и предполагалось, стало одобрение главного финансового документа, по которому страна будет жить в году грядущем Первоначально на обсуждение вынесли проект, объемы поступлений в котором были запланированы на уровне 862,2 миллиарда, расходы - в объеме 954,8 миллиарда, а дефицит бюджета спрогнозирован в размере 92,7 миллиарда тенге, или 1,9 процента от ВВП. Но депутаты, как обычно, остались недовольны размерами предлагаемых правительством расходов. Их предложения в традиционной парламентско-бюджетной игре по “выбиванию” дополнительных сумм были весьма широки. Некоторые из них требовали увеличить объем расходной части почти до сорока миллиардов тенге. То есть до триллиона. А что - мечта давняя. Заметим, правда, что при завидном аппетите не всегда достает сил съесть все то, что навалили в тарелку. Как в нынешнем году, например. Только за 8 месяцев остались “непереваренными” правительством почти 60 миллиардов тенге. В итоге, однако, сошлись на куда более скромных суммах. На прибавке 7 миллиардов к средствам, что пойдут на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им одного года. И еще на 2,6 миллиарда, из которых должны быть сформированы фонды для назначения специальных пособий лицам предпенсионного возраста. Параллельно с этим депутаты вновь подняли вопрос о неполноте представленных в проекте бюджета доходов. По мнению некоторых, не выдерживает критики методика подсчета поступлений роялти и доли Казахстана по разделу продукции.
|
Не оправдывают возлагавшихся надежд и введение законодательства о трансфертном ценообразовании, и механизм передачи акцизов в местные бюджеты. А ведь здесь вполне можно было бы изыскать дополнительные суммы в доходную часть бюджета. Вместе с тем, как показывает практика прошлых лет, правительство почти наверняка предполагает ход, в связи с которым может пойти на компромиссы в виде изыскания резервов в размере до десяти миллиардов, что должно удовлетворить амбиции наиболее ретивых парламентариев и способствовать своевременному принятию документа. И следовательно, позитивно отразится на реноме правительства, поскольку в прошлом году финансовый документ, по которому живет сегодня страна, был принят своевременно. Разумеется, после подобного прецедента затягивание обсуждения может быть расценено как шаг назад. Как бы там ни было, к середине второго дня сумели высказаться все записавшиеся депутаты, после чего в первом чтении проект бюджета был одобрен. Однако депутаты сумели оставить для себя определенный резерв для дальнейшего балансирования между суммами, поскольку, утверждая основные макроэкономические показатели, рассмотрение размеров доходной и расходной части бюджета они оставили на второе чтение. При этом, по мнению министра финансов Ерболата Досаева, размер дефицита бюджета должен остаться на первоначальном уровне, а объемы расходной и доходной части будут обсуждены на согласительной комиссии. Результат достигнутого между ветвями власти компромисса будет рассмотрен на назначенном на 28 ноября совместном заседании палат парламента, на котором, по прогнозам наблюдателей, бюджет может быть одобрен уже во втором чтении. Астана
|