Вы можете поставить свою оценку в конце страницы
Город каменного века Если рост производства в стране, пожалуй, главный показатель благополучия общества, то Мангистауская область вместе со своей экономикой - то самое волшебное зеркальце, где можно увидеть будущее Казахстана через два - три года вперед. Знали ли первопроходцы “полуострова сокровищ”, что когда-то этот богом забытый регион станет мощнейшим донором казахстанской экономики, а город Актау - морскими воротами страны, зайти в которые будут выстраиваться очереди из караванов танкеров и кораблей. Сегодня Актау - это высокие цены на товары, услуги и квартиры. Это - нехватка рабочих рук (заметьте: не нехватка рабочих мест, а именно рук!). Это - молодой и, пожалуй, самый интеллектуальный в Казахстане город (по уровню образования населения Актау лидировал еще во времена СССР). Не будем спорить, сегодня погоду в регионе делает лес нефтяных качалок (их тысячи и тысячи на нефтяных месторождениях края). И после лихолетья перестройки и ее последствий сегодня климат значительно теплее. Об этом можно судить по предприятиям, еще вчера лежащим на боку. Об этом свидетельствует и мангистауская наука, давшая миру просто уникальные сенсационные открытия. Впрочем, судите сами...
В этом году город Актау отметил свое 40-летие. Однако не спешите этот возраст считать абсолютно верным. Последние археологические раскопки на территории Мангистауской области дают право считать город старше на... семь тысяч лет! Dалее МАЭК: синтез после распада Асан Куанов Крупнейший атомно-энергетический монстр на юго-западе Казахстана МАЭК пережил “клиническую” смерть. Что может быть хуже для предприятия, чем пройти сквозь жерло банкротства? Впрочем, “новый” энергокомбинат, поднимаясь с колен, все еще не избавился от негативного облика своего предшественника Dалее Азоты здесь тихие... Месяц назад, 24 октября, в Актау на одном из заводов химкомплекса состоялась презентация производства. Заместитель акима области Михаил Бортник лично зажег горелку печи. Ночью 7 ноября завод получил первые тонны аммиака. Запах нашатырного спирта привел в чувство крупнейшее в СНГ предприятие От “шаттлов” до удобрений Химическое производство в Мангистау при всей своей уникальности и масштабности (предприятие было стратегически значимым для всего СССР) трудно пережило страшное лихолетье перестройки и ее последствий. Бывший Прикаспийский горно-металлургический комбинат, или ныне ТОО “Актал Лтд.”, - это химический комплекс, состоящий из трех заводов, специализирован на выпуске сложных минеральных удобрений, аммиака, серной и азотной кислот. Самым тяжелым периодом в жизни завода были 1993-1994 годы. Всплеск цен на энергоносители сделал химическую продукцию совершенно нерентабельной. Было найдено решение: химкомплекс работает в аренде у МАЭКа, отчего тот чуть не обанкротился. Подножку мангистауским химикам поставило и квотирование на ввоз химпродукции в Китай. Великий сосед отказался от казахстанских удобрений, отдав предпочтение американцам. Химкомплекс полностью встал. Была попытка купить наш химкомплекс группой российских предприятий “Белор-2000”: россиянам важно было взять под контроль мощнейшего конкурента, некогда делавшего погоду на китайском, иранском и советском рынке минеральных удобрений.
Справка “НП”: В советское время объем производства актауского химкомплекса был колоссальный - в год выпускали 1,2 миллиона тонн нитромафосов в год и 700 тысяч тонн аммофосов. Плюс дикальцийфосфат (кормовые добавки) - 50 тысяч тонн. Всего более 20 видов продукции, в том числе уран, скандий, другие редкоземельные металлы. Благодаря горбачевской политике остались только удобрения. Непростительно было потерять производство алюмоскандиевых лигатур. 0,5 процента этого вещества повышало прочность алюминия в 5-10 раз! Недаром этот сплав использовался для корпусов ракет подводного базирования, для прицепных баков “шаттлов””. |
Пять лет назад химкомплекс приобрело в собственность ТОО “Актал лтд.”. В быстрых темпах освоили производство триполифосфата натрия - основы синтетических моющих средств. Потом период реконструкции. В 2000 году завод был готов к пуску. Но... бывший собственник - компания “Казкор” - подала в суд, требуя признать итоги торгов недействительными. Тяжба длилась три года. - Эти три года мы потеряли бездарно, предприятие было на грани банкротства, растеряли рабочую силу, - рассказывает исполняющий обязанности директора “Актал Лтд.” Виктор Данилов, - а могли бы производить продукцию, платить налоги... В 2002 году предприятие влилось в “Казфосфат”, начались инвестиции, завод стал оживать. Рабфак Первая трудность, с которой столкнулось реанимированное предприятие, - кадры. Сохранился лишь небольшой костяк - 400 человек, а необходимо в пять раз больше. Высококлассные специалисты ушли к нефтяникам, где зарплата в два-три раза выше, вернуть их не удалось. Отчасти положение спасли... украинцы. На заработки в Актау приехали 80 специалистов с аналогичного предприятия из города Ровно, еще 15 энергетиков приехали из Каракалпакии. А как же выпускники казахстанских лицеев и вузов, спросите вы. Знания “дипломированной” молодежи оказались настолько слабыми, что на заводе пришлось открывать специальные курсы повышения квалификации. На сегодняшний день через заводские “университеты” прошли более тысячи человек. В настоящее время численность предприятия 1460 человек (всего 65 процентов). Китайская урожайность Реанимацию завода начали с самого сложного - производства аммиака. Инвестиционные вливания только на предварительные работы перед запуском составили 12 миллионов долларов. Через полгода планируется восстановить еще одну нитку производства серной кислоты, наладить выпуск нитрофоски, аммиачной селитры.
|
Уверенности в завтрашнем дне придают выгодные контракты, подписанные “Казфосфатом” с китайскими потребителями. Рынок Китая, емкий, но не простой, казахстанская химия завоевывает вновь. Чуть раньше на этот рынок пришли степногорцы, так что ниша освоена. Сельское хозяйство Китая сегодня переживает бум производительности, снабжая своей продукцией полмира. Секрет такой урожайности весьма прост - минеральные удобрения. На этом фоне казахстанский рынок - настоящая целина. Из 272,5 миллиона гектаров земельной площади республики 225 миллионов относятся к категории сельскохозяйственного назначения. К сожалению, политические события последних двух десятилетий, земельные реформы и смена форм собственности не лучшим образом отразились на сохранении и воспроизводстве почвенного плодородия. В результате экстенсивного и продолжительного использования земель без удобрения ухудшился плодородный слой почвы. В результате этого мы ежегодно недобираем до 3 миллионов тонн зерна (в денежном выражении это, по самым скромным подсчетам, составляет порядка 200 миллионов долларов). Масса причин, почему аграрии обходят удобрения стороной. Еще пару лет назад Казахстан “зарыл” в землю около 30 тысяч тонн минеральных удобрений, в то время как согласно научным нормам ежегодная потребность сельского хозяйства республики в минеральных удобрениях на ближайшие годы должна составить 1 173,3 тысячи тонн, в том числе азотных - 470,7 тысячи тонн, фосфорных - 652 тысячи тонн, калийных - 50,3 тысячи тонн. В перспективе к 2005 году общий объем удобрений должен возрасти до 2 081 тысячи тонн. Актауские химики молятся на отечественных крестьян. Если “Агропродовольственная программа на 2003-2005 годы” заработает в полную меру, если будет восстановлена агрохимическая служба в Казахстане и проведена агрохимическая паспортизация всех земель, не заставит себя ждать рост производства и расширение ассортимента выпускаемых удобрений на отечественных заводах. А в результате выиграем мы все, как обещает Минсельхоз, проведение этих мер “даст прибавку урожая на 40-50 процентов”.
Ольга Медведева
|