19 сентября 2003
№ 37 (277)
Разделы

     Главная страница
     События
     Исследования
     Мнения
     Мир
     Спорт
     Светская жизнь
     Люди
     Культура
     Пошутим

 

 

 

 

 

     О газете     Контакты     Подписка     Письмо  Поиск по сайту

Вы можете поставить свою оценку в конце страницы 
    Дело и деньги 

Всегда ли прав покупатель,
если он - государство?

Светлана Грибанова

Трудно себе представить рачительную хозяйку, которая бы оставила семью голодной, раздетой, разутой, имея достаточно денег на продукты, одежду и обувь. Именно так, как выяснилось, ведут себя многие казахстанские министерства и ведомства, сидя на миллиардах, но не трогая ни копейки из выделенных государством денег. В общей сложности с начала года расходная часть республиканского бюджета исполнена лишь на 89,8 процента, “непристроенными” остались 57 миллиардов тенге. Анализируя причины, которые приводят в свое оправдание руководители министерств, можно сделать вывод: главная проблема - несвоевременность проведения тендеров на выполнение госзаказа

Проблемы госзакупок мы коснулись в прошлом номере “НП” в материале “Без руля и ветрил”. Напомню, что генеральный директор алматинской мебельной фабрики “Меркур”, член совета Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности РК Михаил Глухов считает, что следует создать реестр предприятий в каждой отрасли с указанием их рейтинга и среди лучших разместить хотя бы 20-30 процентов госзаказа без проведения тендеров.
Таким образом можно убить даже не двух, а нескольких зайцев: освоить бюджетные средства, загрузить предприятия с начала года (при существующей практике они в первом квартале работают наполовину своих мощностей), а заодно и покончить с нарушениями при проведении тендеров. В конечном счете эти меры отразятся и на качестве продукции. На наш взгляд, есть в этом свои резоны.

Есть контакт?

Однако не все коллеги разделяют точку зрения Михаила Глухова. Например, генеральный директор мебельной компании “Торнадо плюс” и тоже член совета Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Игорь Проценко говорит, что это не рыночный подход к делу. Реестр нужен, но он должен развиваться эволюционным путем, не следует форсировать этот процесс.
В конце концов мы придем к практике, распространенной на Западе: побеждать в конкурсах будут известные производители, имеющие хорошую репутацию на рынке.
Сколько для этого понадобится времени: год-два, а может быть, и десять? Но предприятия не могут ждать, ведь госзаказ занимает не менее 50 процентов производства. Дело с “лишними миллиардами” также показало, что необходимо внести изменения в принятую в республике систему госзакупок.
По словам Игоря Проценко, чиновники при проведении тендеров ухитряются, не нарушая положений действующего Закона “О государственных закупках в РК”, все же подладить его под себя. Казалось бы, документы на участие в конкурсе может подать любое предприятие, работающее в соответствующей сфере, однако, как утверждает наш собеседник, 60 процентов тендеров проводится под определенную фирму.
Причем у организаторов немало инструментов, чтобы снять с конкурса неугодного участника на начальном этапе. Претензий на уровне - справка из налоговой за прошлую неделю, представили нотариально заверенную копию, а должны бы оригинал, и даже то, что при заполнении документов допущены грамматические ошибки - достаточно для того, чтобы не допустить к участию в тендере. Игорь Проценко считает, что Агентство по госзакупкам могло бы публиковать “черные списки” недобросовестных фирм, но уверен, что ни одно ведомство таких сведений не подаст просто потому, что напрямую связано с поставщиками.
В итоге конкурс зачастую выигрывает не самый лучший производитель, а предприятие, связанное с заказчиком. Причина такого лоббирования - существующая система “откатов”. Знакомые предприниматели говорили мне, что суммы взяток колеблются от 10-15 до 50 процентов стоимости госзаказа. Конечно, официально никто не подтвердит, что “откаты” практикуются сплошь и рядом.
Как изменить устоявшееся положение? Закон “О госзакупках” поддерживает отечественного производителя. Но пора, считает г-н Проценко, изменить критерии, по которым определяется победитель тендера. Сейчас один из основных - самая низкая цена из предложенных участниками. Это ведет к искусственному занижению цен, к недобросовестной конкуренции, а в итоге резко падает качество продукции. Ради достижения победы некоторые производители идут на прямой подлог: произвольно меняют конструкторские и качественные характеристики продукта вопреки всяким ГОСТам, лишь бы получилось подешевле.
Полбеды, если речь идет о мебельном производстве: из-за подломившейся ножки стула упадет один человек. А если построить здание с нарушением всех норм, чтобы не выйти из калькуляции, то могут пострадать десятки людей. Игорь Проценко предлагает оставить цену как главный, но не основополагающий фактор при определении победителя. Всю информацию, касающуюся квалификации, технических и технологических возможностей, подготовленной инфраструктуры производства, репутации, места на рынке и т.п., в конкурсную комиссию могли бы предоставлять отраслевые ассоциации. Можно было бы создать экспертный совет из представителей ассоциаций при Агентстве по госзакупкам и включать его членов в состав конкурсных комиссий.
Нужно также наладить связь между производителями и Агентством по госзакупкам. Мы попытались с Игорем Проценко заглянуть в сайт этого ведомства (ну не отставать же от времени), но он встретил нас девственной чистотой. Мы не нашли информации ни о готовящихся тендерах, ни о результатах уже проведенных. Где же прозрачность, о которой нам так часто вещают представители власти с трибуны?
По мнению Игоря Александровича, нужен жесткий мониторинг всех конкурсов с опубликованием результатов. Впрочем, само агентство работает достаточно эффективно, но 5-6 человек на всю республику не в состоянии решить все проблемы госзакупок.
Приходилось слышать мнение, что раньше июня-июля проводить конкурсы нецелесообразно, так как именно в это время поступает финансирование. Но эта проблема, по мнению Игоря Проценко, решаема. Можно проводить тендеры с начала года, ведь банки открывают кредитную линию под договор о госзаказе. Просто многие предприниматели не знают о том, что деньги можно получить под договор в качестве залогового обеспечения.
В общем, сейчас нормально отлаженной системе госзакупок мешают три основные проблемы: критерии, недобросовестная конкуренция, неотлаженная связь между поставщиками и надзорными органами. Если мы их решим, нынешняя ситуация, когда из 8 миллиардов тенге, выделенных различным организациям на закупку мебели, освоено всего 2-3 миллиарда, станет невозможной.

Вернуться назадОбсудить в форуме

     Архив
     Форум
     Гостевая книга
     Реклама
     Гороскоп